Дидактическая структура урока | Деятельность Учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся | Основные понятия |
Организационный момент | Приветствие, создание условий для включения в деятельность | Подготовка рабочего места | | |
Актуализация знаний | На прошлых уроках вы изучали завоевания Александра Македонского, познакомились с ним и его державой. Давайте вспомним, что вы знаете? | Отвечают на вопросы учителя. Работа в малой группе | 1.___-маленькая горная страна, расположенная на севере ____ полуострова 2. ___правитель _______, продолжавший дело своего отца___ 3. Вспомните, что такое эллинистическое государство? 4.Вспомните, что такое держава? 5. С какой державой встречался А. Македонский? 6. Как распалась держава А.Македонского?7. Историческая задача: Когда распалась держава Александра, если мы знаем, что спор о правлении между его полководцами длился 40 лет, а Александр умер в 323 г. до н.э.? | Держава, эллинистическое государство |
Мотивация; Формулирование темы | Вы знаете, что держава Македонского распалась на 3 части:Македонскую, Сирийскую и Египетскую? Покажите их на карте. Когда был жив Александр,он любил основывать города и называть их в свою честь.Сегодня мы познакомимся с одним из таких городов.А как он называется, вы узаете, разгадав предложенный ребус | На карте- атласа найти части ,на которые распалась Македония; догадаться,что города, названные в честь Александра- Александрия; Должны определить тему урока, разгадав ребус | Ребус,стихотворение: Этот город на берегах Египта Великий Македонский основал. И чтоб в веках об этом не забыли именем своим его назвал.; Работа с картой | Александрия Египетская |
Составление гипотезы | Держава распалась, однако память об Александре Македонском сохранилась. Крупным торговым, научным и культурным центром Восточного Средиземноморья стала Александрия Египетская. Она была основана в 332-331 г. до н.э. в дельте р. Нил и стала столицей в период правления Птолемеевской династии. | Должны сформулировать гипотезу: «Александрия Египетская- крупный торговый, научный и культурный центр своего времени» | | Культура,торговля,Средиземноморье. |
Изучение нового материала | В первую очередь нам необходимо понять, почему она стала столицей Египта. Для этого прочитайте источник и рассмотрите план и ответьте на вопросы. | 1) выгодное географическое положение 2) украшение города | Стр. 208 учебника , рассотрите план города. Что позволило Александрии Египетской стать столицей? | Средиземноморье |
| Что бы развить торговлю, нужен порт. Найдите в учебнике доказательство того, что там был порт. | Сюда съезжались купцы… В рыночной толпе слышались речи … Должны сформулировать вывод. | Стр. 208 учебика. Что ввозили? Что вывозили? | Торговля, порт. |
Физминутка | учитель называет термины и просит детей – встать-сесть ( встать, если термин относится к разделу «Македонские завоевания» , а сесть, если не относится). | Выполняют предложенные учителем упражнения | | |
| Александрия Египетская славилась еще и тем, что там находилось 7 чудо света. | Должны ответить на вопросы, после просмотра видео https://youtu.be/fX957XqQnCA | Что такое чудо света? Какие чудеса света вам известны? О каком чуде света идет речь? Почему его называют Фаросским? Почему чудо света? Для чего он был построен? Что с ним стало? Можно ли точно знать как он выглядел? Какое современное слово появилось благодаря маяку? | Маяк, чудо света |
| Еще одно знаменитое место Александрии Египетской- это и библиотека, и академия, и храм. Как оно называется? | Работа с иллюстративном материалом учебника и дополнительными сведениями | Стр. 209- найти слово Мусейон. На какое слово похоже? Иллюстрация на стр. 209 Дополнительный материал на стр.210. Как выглядели книги в библиотеке? Как хранили ? Для чего? | Свиток, пергамент, тетрадь, библиотека, музей, мусейон |
| В Александрии тоже были свои ученые. Евклид, Аристарх, Архимед. Все они прославились как математик, астроном и механик. Они с творчеством подходили к своей работе и поэтому добились успеха. | Работа с текстом учебника | Стр. 210 найти что изобрели ученые. | |
Подведение итогов, подтверждение гипотезы, включение в систему новых знаний | Помощь в формулировании вывода | Опровержение или подтверждения гипотезы, формулирование вывода, ответы на вопросы по новой теме | В каком году распалась держава Александра? Крупнейшее государство Восточного Средиземноморья после распада Македонии? Одно из семи чудес света, расположенного в Александрийской бухте? На каком острове оно располагалось? Как выглядели книги в Александрийской библиотеке? Впервые высказал идею о вращении Земли вокруг Солнца? Тонко выделенная кожа животных для письма? | |
Рефлексия | | «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке мне было сложно…» «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке мне понравилось…» Выбрать смайлик, соответствующий настроению. | Веселый смайлик- все понравилось и все понятно; Улыбчивый смайлик – было интересно, но остались вопросы; Грустный смайлик- было скучно и не понятно. | |
Домашнее задание | | | п.43, стр. 211 задание | |