СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Берестов «Кошкин щенок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 знакомство с разделом «о братьях наших меньших».

Просмотр содержимого документа
«В. Берестов «Кошкин щенок»»

В. Берестов «Кошкин  щенок»

2 класс, «Школа России»


Цель урока: ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению.

Проверка д/з: выразительно читать стихотворение Ирины Пивоваровой «Жила-была собака», придумать продолжение этого сказочного стихотворения.

Первичное восприятие: Сегодня мы продолжаем знакомиться с разделом «о братьях наших меньших». Прочитайте автора и заголовок (Валентин Берестов «Кошкин щенок») – запись на доске. Ничего необычного не заметили в заголовке? (у кошки не бывает щенков, у них только котята) Вам интересно узнать, почему автор подобрал такой заголовок? Давайте прочитаем стихотворение и узнаем – с. 130 (хорошо читающие ученики).

Кому понравилось это стихотворение? А чем?


Работа над новым материалом.

Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение (по предложению, с 3-го ряда)

  •   Характер стихотворения.


- Определите  характер стихотворения? (шуточное, веселое…)

Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…)

Найдите слова, подтверждающие ваше предположение


Словарная работа


  • Приёмный сын – усыновлённый сын;

  • Чистоплотное животное – содержащее себя в чистоте, опрятный;

  • Верзила – высокий и нескладный человек;

  • Плескайся – колыхаться, производить всплеск;

  • Дремлет – полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

  • Эмоциональное состояние каждого героя (образность речи).

- Назовите героев стихотворения? (кошка-мама, щенок-сын)

1 вариант:

- Какая кошка-мама?  Найдите о кошке в стихотворении (заботливая, чистоплотная, бедная)

2 вариант:

- Какой щенок? Найдите, что говорит о нём автор (милый, скромный, ласковый)

- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)


  • Словесные картины.

- В учебнике есть рисунок к стихотворению. Подберите слова из текста к рисунку. (Бедной маме не под силу мыть лохматого верзилу…)


На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: подчеркните каждую группу цветным карандашом.


ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок



Работа со словами. (Слайд)

Кошка - мать

Щенок

заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.



  • Интонация и мимика.

- Прочитайте про себя первые 4 строчки. Определите интонацию (доброжелательно, ласково – улыбка)

- Прочитайте эти строки с правильной интонацией.


  • Логические ударения.


На доске:  Был у кошки сын приемный,

                  Не котенок, а щенок,

                  Очень милый, очень скромный,

                  Очень ласковый щенок.

- Прочитайте первое четверостишие и подумайте, какие слова вы выделили голосом.

                - Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение.

                - У кого логическое ударение падает на другие слова?

                 (Был у кошки – а не сын приемный)

                 (Был у кошки сын приемный- а не)

                - Прочитайте свои варианты четверостишия.


Все вместе:

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Быстро лижет язычок

шею, спинку и бочок.

Кошка-мать - животное

Очень чистоплотное.

Но подрос Сынок приёмный,

И теперь он пёс огромный.


Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

   Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,

Надо влезть ему на спину.


-Ох, - вздохнула кошка-мать,-

Трудно сына умывать!

Сам плескайся, сам купайся,

Сам без мамы умывайся.


Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.

            - Кто готов прочитать стихотворение выразительно?





Работа над образностью речи.


                   Кто нарисован на стр. 131? (цыплёнок, и гуси)                     


                     Цыпленок

Гусь


Какой?

Как, но не

Что делает?

Как, но не

желтый

солнце

шипит

змея

пушистый

кот

плавает

лодка

С хвостиком

 репа

ныряет

водолаз

Любит червячка

рыба

летает

самолет



Красные сапожки

модница

         

             - Чем похожи?

            - В чем различие?

           - Составьте по рисунку диалог между цыпленком и гусем.

             ( работа в парах)


Итог урока

-Кто знает примеры или истории, где животные воспитывали не своих детенышей или такого не бывает?

- Я вам хочу зачитать некоторые из них:

Интересные факты:

Боксёр и козочка

Когда родилась эта козочка, от неё отказалась мать, и хозяйке пришлось кормить её из соски. Зато, к всеобщему удивлению, отцовские чувства проснулись у хозяйского боксёра, который начал вылизывать новорождённую и вообще взял её под свою опеку и защиту. Сейчас эти двое – не разлей вода, даже спят в обнимку.

Бордер-колли и детёныши вьетнамской вислобрюхой свиньи

В 1997 году поросята оказались в ветеринарной клинике, потому что от них отказалась мать. При клинике жил колли по кличке Мак. Как только он увидел поросят, то немедленно начал их вылизывать и фактически заменил им мать.

Сова и гусёнок

Этой сове много лет не удавалось завести потомство, и она совсем загрустила. Однажды один из сотрудников Центра по разведению птиц подложил ей гусиное яйцо.

В такой ситуации большинство птиц проигнорировали бы или разбили чужое яйцо. Но тут вышло иначе: яйцо было принято, как родное и с вылупившимся малышом потом сложились самые тёплые родственные отношения.

Рефлексия

Оцените себя на уроке


- На сегодняшнем уроке я узнал …

- На этом уроке я похвалил бы себя за …

- После урока мне захотелось …

- Сегодня я сумел …

Домашнее задание

Стр 130 – 131 читать выразительно, р.т. с. 42 № 2; сильной группе – р.т. с. 42 № 2, 3 – посмотрите на задание, есть ли вопросы

ДЛЖДБПППП