СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Г. Короленко В дурном обществе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока

Развивать  устную и письменную речь: формировать у учащихся навыки анализа текста художественного произведения, сравнительной характеристики героев для понимания взаимоотношений в их семьях как образца истинных добрых чувств

  1. Формировать способности учащихся к систематизации изучаемого текста В.Г.Короленко « В дурном обществе» , учить давать сравнительную характеристику героев, учить ответственности за свои поступки, рассказывать о героях по плану (с использованием цитирования) ,

2 . Развивать мышление речь память, внимание на основе текста произведения.

  1. Воспитывать чувства сотрудничества, коллективизма при работе в группах, пробуждать добрые чувства друг к другу

Просмотр содержимого документа
«В.Г. Короленко В дурном обществе»

Урок литературы в 5 классе


В.Г.Короленко « В дурном обществе»

Анализ главы «Кукла».


Атаманчук Елена Ивановна

Учитель русского языка и литературы МБОУ – Гимназия № 5

г. Феодосия 2017 г.






































  Кульминация повести

Тип урока

Урок освоения новых знаний.

Цель урока

Развивать устную и письменную речь: формировать у учащихся навыки анализа текста художественного произведения, сравнительной характеристики героев для понимания взаимоотношений в их семьях как образца истинных добрых чувств

  1. Формировать способности учащихся к систематизации изучаемого текста В.Г.Короленко « В дурном обществе» , учить давать сравнительную характеристику героев, учить ответственности за свои поступки, рассказывать о героях по плану (с использованием цитирования) ,

2 . Развивать мышление речь память, внимание на основе текста произведения.

  1. Воспитывать чувства сотрудничества, коллективизма при работе в группах, пробуждать добрые чувства друг к другу

Материалы и оборудование

Литература. 5 класс.Учеб.для общеобразоват.организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч 2/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. -3-е изд.-М.:Просвещение, 2014


Методы обучения

Создание проблемных ситуаций

Формы обучения

Индивидуальная, групповая ,фронтальная

Планируемые результаты

Предметные:

- знать биографические факты жизни в.Г.Короленко, содержание произведения « В дурном обществе», определение понятий: «повесть», «литературный герой»;

- научиться анализировать текст художественного произведения, давать сравнительную характеристику главных героев , проследив взаимоотношения героев, их истинные добрые чувства как образец для учащихся,

Метапредметные:

а) коммуникативные:

- формировать навыки сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками, учитывать позицию собеседника, уметь обосновывать и доказывать собственное мнение; уметь строить понятные для партнера высказывания

б) регулятивные:

-уметь строить речевое высказывание – доказательство,

в) познавательные:

-самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации; формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Личностные:формировать навыки анализа текста, формулируя вопросы к самому тексту, познавательный интерес, систему моральных норм и ценностей на основе литературных произведений, пробуждать добрые чувства друг к другу

Основные понятия

Биография, эпитеты, метафора, анализ текста, характеристика героев.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация учебной деятельности

-Оргмомент

-Мы продолжаем работу по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

  1. Актуализация знаний

- Что вы знаете о Короленко? — Что такое сюжет?
      Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
      — Как вы понимаете, что такое сюжетная линия?
      Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.
      — Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?
      Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.
– Какое произведение читали дома? Расскажите, как связана история произведения с жизнью самого автора? Чем запомнилась повесть?

А ее герои? Чем они запомнились вам?

Итак, о ком будем говорить сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы, называют задачи урока

Записывают тему урока, отвечают на вопросы учителя.

  1. Закрепление

НА ДОСКЕ: Почему повесть названа «В дурном обществе»,

-Как вы понимаете эти слова? Докажите свою точку зрения( зачитывают характеристики героев)

-Почему описание Маруси больше заботило Короленко?- Какие художественные средства использует Короленко при описании девочек? С чем он сравнивает девочек? Удачны ли эти сравнения?

Ответы на вопросы учителя, чтение , оценивание работ.

      Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. «Дурным обществом» называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.
      Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет.
      Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». Валек вел себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами.

Физминутка

Рыбки весело резвятся в теплой чистенькой воде.То сожмутся.разожмутся.то зароются в песке.

Выполняют упражнения , проговаривая слова.

  1. Включение изученного в систему знаний.

Анализ прочитанных глав повести        Глава «Кукла» — кульминация повести
      Выразительное чтение
      Прежде чем начать чтение, выясним:
      — Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?
      — О чем говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?
      — Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?
    -опишите, как жили ребята в подземелье. О чем состоялась беседа мальчиков, когда разговаривали про семьи? Зачитайте вывод, который сделал Вася после этой беседы. Чему позавидовал Вася? Почему Валек был грустен? Как отреагировал Вася на сообщение Валека, что тот украл булку и что они нищие?Что вызвало у Тыбурция уважение, и почему он разрешил Васе навещать ребят? Какое впечатление произвело на вас это произведение? Почему?.

РАБОТА В ГРУППАХ. ЧТО БЫ вы хотели изменить в повести? Почему?( письменно)


Отвечают на вопросы учителя, показывают инсценировки.

Главу «Кукла» и «Заключение» дети обязательно читают вслух на уроке.








Выполняют задание в группах, представляют защиту г своих советов Оцениваем вместе работу всех учащихся

  1. Рефлексия


6. Домашнее задание

-      — Было ли вам сложно читать эту повесть?
      Какие задачи ставили? –Удалось ли их решить?

Какие получили результаты?

- Чем интересна работа на сегодняшнем уроке? Над чем сложнее всего было работать? Над чем еще предстоит поработать?

Домашнее задание: к контрольному классному сочинению


Ученики говорят, что повесть написана простым языком, в основном так, как будто мальчик действительно сам рассказывает о том, что он видел. Но за этим повествованием от лица Васи мы слышим голос доброго и мудрого взрослого человека. Язык повести простой и в то же время выразительный.

Д.з.Сравнительная характеристика Сони и Маруси.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!