СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В гостях у Петра Ильича Чайковского"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции о жизни и творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, посвященная 125-летию со дня рождения композитора.

Просмотр содержимого документа
«"В гостях у Петра Ильича Чайковского"»

175-летию композитора посвящается В гостях у  Петра Ильича Чайковского

175-летию композитора посвящается

В гостях у Петра Ильича Чайковского

Детство Родился 7 мая (25 апреля) 1840 года  в городе Воткинске в семье горного инженера

Детство

Родился 7 мая

(25 апреля)

1840 года

в городе Воткинске

в семье

горного инженера

Воткинск

Воткинск

Государственный мемориально-архитектурный комплекс

Государственный мемориально-архитектурный комплекс "Музей-усадьба П.И. Чайковского« в Воткинске

Семья П.И. Чайковского

Семья П.И. Чайковского

Отец    Илья  Петрович  Чайковский   1795-1880

Отец Илья Петрович Чайковский 1795-1880

Мать Александра Андреевна Чайковская (Ассиер) 1812-1854

Мать

Александра

Андреевна

Чайковская

(Ассиер)

1812-1854

Вид дома Чайковских  в Воткинске со двора

Вид дома Чайковских в Воткинске со двора

Рояль  в доме Чайковских

Рояль в доме Чайковских

Оркестрина Петра Чайковского

Оркестрина Петра Чайковского

Учительница музыки  Марья Марковна Пальчикова

Учительница музыки Марья Марковна Пальчикова

Гувернантка  Фани  Дюрбах

Гувернантка Фани Дюрбах

В 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора.

В 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора.

П.И. Чайковский провёл 2 года за границей,  в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет.

П.И. Чайковский провёл 2 года за границей,

в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет.

В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал.

В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал.

С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Учёба в консерватории  1862-1865 Учитель по классу теории и композиции Николай Иванович Заремба

Учёба в консерватории 1862-1865

Учитель

по классу теории и композиции

Николай Иванович

Заремба

Учитель  по классу дирижирования и оркестра Антон Николаевич Рубинштейн

Учитель

по классу дирижирования и оркестра Антон

Николаевич

Рубинштейн

Консерваторский друг Петра Чайковского – Герман  Августович Ларош

Консерваторский друг Петра Чайковского –

Герман

Августович

Ларош

Петр Ильич Чайковский  в годы учебы в консерватории

Петр

Ильич

Чайковский

в годы учебы в консерватории

Иоганн Штраус  первый профессиональный исполнитель музыки  П.И. Чайковского

Иоганн Штраус первый профессиональный исполнитель музыки П.И. Чайковского

1865 - переезд в Москву Николай Григорьевич Рубинштейн - основатель Московской консерватории

1865 - переезд в Москву

Николай

Григорьевич

Рубинштейн -

основатель

Московской

консерватории

Поначалу на уроках  П.И. Чайковский стеснялся и даже путался, но постепенно робость прошла.

Поначалу на уроках П.И. Чайковский стеснялся и даже путался, но постепенно робость прошла.

Симфония № 1 соль минор,  соч. 13 «Зимние грёзы»  «Ни одно произведение не давалось ему ценой таких усилий и страданий.» Модест Чайковский Создана в марте - ноябре 1866 года. Премьера состоялась 15 февраля 1868 года в Москве на Восьмом Симфоническом собрании Музыкального общества (дирижер - Н.Г. Рубинштейн). Знаменует собой окончание периода ученичества и свидетельствует о начале подлинно художественного творчества.

Симфония № 1 соль минор, соч. 13 «Зимние грёзы»

«Ни одно произведение не давалось ему

ценой таких усилий и страданий.»

Модест Чайковский

  • Создана в марте - ноябре 1866 года.
  • Премьера состоялась 15 февраля 1868 года в Москве на Восьмом Симфоническом собрании Музыкального общества (дирижер - Н.Г. Рубинштейн).
  • Знаменует собой окончание периода ученичества и свидетельствует о начале подлинно художественного творчества.
Дезире Арто  1868 год

Дезире Арто 1868 год

Дезире Арто

Дезире Арто

Дезире Арто

Дезире Арто

«Да он же настоящий талантище! Глубокий, самобытный, очень национальный» - так думал Милий Алексеевич Балакирев о Чайковском. Он подсказал сюжет к созданию программной музыки-«Ромео и Джульетта»

«Да он же настоящий талантище! Глубокий, самобытный, очень национальный»

- так думал Милий Алексеевич Балакирев о Чайковском.

Он подсказал сюжет к созданию программной музыки-«Ромео и Джульетта»

«Ромео и Джульетта»  увертюра-фантазия, написанная по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Первая редакция увертюры написана осенью 1869 года.  Вторая редакция датирована 1870 годом. Окончательная версия увертюры была сделана Чайковским в 1880 году. В этом виде впервые «Ромео и Джульетта» была исполнена в Тифлисе, в 1886 году, под управлением М. М. Ипполитова -Иванова.

«Ромео и Джульетта» увертюра-фантазия, написанная по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира.

  • Первая редакция увертюры написана осенью 1869 года.
  • Вторая редакция датирована 1870 годом.
  • Окончательная версия увертюры была сделана Чайковским в 1880 году. В этом виде впервые «Ромео и Джульетта» была исполнена в Тифлисе, в 1886 году, под управлением М. М. Ипполитова -Иванова.
Концерт № 1  для фортепиано с оркестром  си-бемоль минор, соч. 23 был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах впервые исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне Гансом фон Бюловым с оркестром под управлением Бенджамина Ланга это первый русский фортепианный концерт и одно из самых известных произведений композитора

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23

  • был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах
  • впервые исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне Гансом фон Бюловым с оркестром под управлением Бенджамина Ланга
  • это первый русский фортепианный концерт и одно из самых известных произведений композитора
В Каменке у сестры  Александры Ильиничны

В Каменке у сестры Александры Ильиничны

В Каменке

В Каменке

«Лебединое озеро»  балет в IV картинах Премьера прошла 4 марта 1877 года на сцене московского Большого театра.

«Лебединое озеро» балет в IV картинах

Премьера прошла 4 марта 1877 года на сцене московского Большого театра.

«Времена года» опус 37  фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист» . Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. 13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию .  В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года».

«Времена года» опус 37 фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин

  • Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист» .
  • Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл.
  • 13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию .
  • В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года».
Лев Николаевич Толстой 1876 год

Лев Николаевич Толстой 1876 год

Надежда Филаретовна фон Мекк

Надежда Филаретовна фон Мекк

В 1977 году - знакомство с Антониной Милюковой. 6 июля 1977 года Чайковский вступает с ней в брак, который продлиться около трех недель.
  • В 1977 году - знакомство с Антониной Милюковой.
  • 6 июля 1977 года Чайковский вступает с ней в брак, который продлиться около трех недель.
Опера «Евгений Онегин» 1877 год - начало работы над оперой. 1878 год - первая постановка на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн 1888 год – первая зарубежная постановка в Праге, дирижёр П.И. Чайковский.

Опера «Евгений Онегин»

  • 1877 год - начало работы над оперой.
  • 1878 год - первая постановка на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, дирижёр Н. Г. Рубинштейн
  • 1888 год – первая зарубежная постановка в Праге, дирижёр П.И. Чайковский.
Концерт для скрипки с оркестром  ре мажор, соч. 35 Написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии. В начале был посвящён Леопольду Семёновичу Ауэру. Затем композитор сменил прежнее посвящение на посвящение Адольфу Давидовичу Бродскому. Первый раз концерт исполнил с оркестром в 1881 году в Вене Адольф Давидович Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России.

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

  • Написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии.
  • В начале был посвящён Леопольду Семёновичу Ауэру.
  • Затем композитор сменил прежнее посвящение на посвящение Адольфу Давидовичу Бродскому.
  • Первый раз концерт исполнил с оркестром в 1881 году в Вене Адольф Давидович Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России.
Сборник пьес для фортепиано «Детский альбом» Op. 39 Опера «Орлеанская дева» Итальянское каприччио Фортепианные пьесы Романсы
  • Сборник пьес для фортепиано «Детский альбом» Op. 39
  • Опера «Орлеанская дева»
  • Итальянское каприччио
  • Фортепианные пьесы
  • Романсы
Произведения, посвященные Николаю Рубинштейну Второй фортепианный концерт соль мажор соч. 44. Симфония № 1 соль минор, соч. 13 «Зимние грёзы». Трио «Памяти великого артиста». Пьесы для фортепиано «Русское скерцо» и Романс фа минор ор. 1. Романс «Так что же?», ор. 16 № 5 (1872).

Произведения, посвященные Николаю Рубинштейну

  • Второй фортепианный концерт соль мажор соч. 44.
  • Симфония № 1 соль минор, соч. 13 «Зимние грёзы».
  • Трио «Памяти великого артиста».
  • Пьесы для фортепиано «Русское скерцо» и Романс фа минор ор. 1.
  • Романс «Так что же?», ор. 16 № 5 (1872).
1885 - 1893 года - «клинский период»  жизни и творчества П.И. Чайковского  Не желая постоянно жить в Москве или Петербурге и не имея средств для покупки собственного жилья, Чайковский искал для аренды дом в уединённом тихом месте Подмосковья, чтобы после утомительных гастрольных поездок иметь возможность полностью отдавать себя творчеству. 

1885 - 1893 года - «клинский период» жизни и творчества П.И. Чайковского

Не желая постоянно жить в Москве или Петербурге и не имея средств для покупки собственного жилья, Чайковский искал для аренды дом в уединённом тихом месте Подмосковья, чтобы после утомительных гастрольных поездок иметь возможность полностью отдавать себя творчеству. 

  Первый выбор пал на усадьбу Майданово неподалёку от Клина Где композитор поселился 5 февраля 1885 года и жил до конца 1887 года «Не могу изобразить, до чего обаятельны для  меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждаюсь.

  Первый выбор пал на усадьбу Майданово неподалёку от Клина

Где композитор поселился 5 февраля 1885 года

и жил до конца 1887 года

«Не могу изобразить, до чего обаятельны для

меня русская деревня, русский пейзаж

и эта тишина, в коей я всего более нуждаюсь.

Какое счастье быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению,  ни прогулкам!»

Какое счастье быть у себя!

Какое блаженство знать, что никто не придет,

не помешает ни занятиям, ни чтению,

ни прогулкам!»

Музыкальные мысли зарождаются во мне  как только отвлекшись от чуждых моему труду соображений и забот,  я принимаюсь за работу».

Музыкальные мысли зарождаются во мне

как только отвлекшись от чуждых моему

труду соображений и забот,

я принимаюсь за работу».

Произведения, созданные  в Мойданове: новая редакция оперы «Кузнец Вакула (Черевички) симфония «Манфред» опера «Чародейка» пьеса для фортепиано «Думка»

Произведения, созданные в Мойданове:

  • новая редакция оперы «Кузнец Вакула (Черевички)
  • симфония «Манфред»
  • опера «Чародейка»
  • пьеса для фортепиано «Думка»
Петр Ильич  Чайковский в 80-е годы

Петр Ильич

Чайковский

в 80-е годы

Симфония «Манфред»  си минор, соч. 58 Написана в мае - августе 1885 года на сюжет одноимённой поэмы Байрона Впервые симфония была исполнена 11 марта 1886 в Москве под руководством М. Эрдмансдерфера. 22 ноября того же года симфония впервые прозвучала в США, и была издана Юргенсоном.

Симфония «Манфред» си минор, соч. 58

  • Написана в мае - августе 1885 года на сюжет одноимённой поэмы Байрона
  • Впервые симфония была исполнена 11 марта 1886 в Москве под руководством М. Эрдмансдерфера.
  • 22 ноября того же года симфония впервые прозвучала в США, и была издана Юргенсоном.
Опера «Чародейка»  20 октября 1887 года – первая постановка в Санкт-Петербурге в Мариинском театре под управлением автора 14 декабря 1887 года – в Тифлисе под управлением Михаила Ипполитова-Иванова  2 февраля 1890 года – в Москве в Большом театре под руководством Ипполита Альтани.

Опера «Чародейка»

  • 20 октября 1887 года – первая постановка в Санкт-Петербурге в Мариинском театре под управлением автора
  • 14 декабря 1887 года – в Тифлисе под управлением Михаила Ипполитова-Иванова
  • 2 февраля 1890 года – в Москве в Большом театре под руководством Ипполита Альтани.
Путешествие по России Оркестровая сюита «Моцартиана» - своего рода приношением любимому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту. Задумана Чайковским в 1884 году и написанная летом 1887 года. Премьера состоялась в ноябре 1887 года в Москве под управлением автора.

Путешествие по России

Оркестровая сюита «Моцартиана»

- своего рода приношением любимому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту.

Задумана Чайковским в 1884 году и написанная летом 1887 года.

Премьера состоялась в ноябре 1887 года в Москве под управлением автора.

Усадьба Фроловское под Клином.  1888 – апрель 1891 «Барельеф с изображением дома в усадьбе Фроловское »

Усадьба Фроловское под Клином. 1888 – апрель 1891

«Барельеф с изображением дома

в усадьбе Фроловское »

 «Я совершенно влюблен в Фроловское. Вся здешняя местность кажется мне раем небесным» Произведения, созданные в Фроловском: Пятая симфония Увертюра «Гамлет» Секстет «Воспоминание о Флоренции» Балет «Спящая красавица» Опера «Пиковая дама»

«Я совершенно влюблен в Фроловское. Вся здешняя местность кажется мне раем небесным»

Произведения, созданные в Фроловском:

  • Пятая симфония
  • Увертюра «Гамлет»
  • Секстет «Воспоминание о Флоренции»
  • Балет «Спящая красавица»
  • Опера «Пиковая дама»
Опера «Пиковая дама» Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года. 7 декабря 1890 года - первая постановка в Мариинском театре в Петербурге.

Опера «Пиковая дама»

  • Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года.
  • 7 декабря 1890 года - первая постановка в Мариинском театре в Петербурге.
К началу 1890-х годов авторитет П.И. Чайковского очень вырос Осенью 1888 года – постановка оперы «Евгений Онегин» на сцене Пражского Национального театра. В 1891 году - концертная поездка в Соединенные Штаты Америки В эти годы Чайковский - почетный член многих отечественных и зарубежных музыкальных организаций и обществ

К началу 1890-х годов авторитет П.И. Чайковского очень вырос

  • Осенью 1888 года – постановка оперы «Евгений Онегин» на сцене Пражского Национального театра.
  • В 1891 году - концертная поездка в Соединенные Штаты Америки
  • В эти годы Чайковский - почетный член многих отечественных и зарубежных музыкальных организаций и обществ
«Для меня бросить сочинение равносильно лишению себя жизни»

«Для меня бросить сочинение равносильно лишению себя жизни»

В мае 1892 года Чайковский поселился в Клину Произведения: Закончены работы над оперой «Иоланта» и балетом «Щелкунчик» Третий фортепианный концерт Шестая симфония 18 пьес для фортепиано Вокальный квартет «Ночь» 6 романсов на стихи Д.Ратгауза, Op. 73

В мае 1892 года Чайковский поселился в Клину

Произведения:

  • Закончены работы над оперой «Иоланта» и балетом «Щелкунчик»
  • Третий фортепианный концерт
  • Шестая симфония
  • 18 пьес для фортепиано
  • Вокальный квартет «Ночь»
  • 6 романсов на стихи Д.Ратгауза, Op. 73
Симфония №6 си минор,  соч. 74 «Патетическая» Композитор писал симфонию с февраля по конец августа 1893 года.  Симфония посвящена Володе (Бобу) Давыдову (его племяннику). Премьера состоялась 16 октября 1893 г. в Петербурге под управлением автора, за девять дней до смерти композитора.

Симфония №6 си минор, соч. 74 «Патетическая»

  • Композитор писал симфонию с февраля по конец августа 1893 года.
  • Симфония посвящена Володе (Бобу) Давыдову (его племяннику).
  • Премьера состоялась 16 октября 1893 г. в Петербурге под управлением автора, за девять дней до смерти композитора.
Симфония №6  Вторая часть. Allegro con grazia

Симфония №6 Вторая часть. Allegro con grazia

Модест Ильич Чайковский Создатель, первый директор, хранитель и научный сотрудник музея П.И. Чайковского в Клину.

Модест Ильич Чайковский

Создатель, первый директор, хранитель и научный сотрудник музея П.И. Чайковского в Клину.

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

Пётр Ильич Чайковский   «Имя Чайковского близко и дорого человеку оно звучит для нас, как символ величия и гуманистической силы искусства…»     Дмитрий Шостакович 1840 - 1893

Пётр Ильич Чайковский

  «Имя Чайковского близко и дорого человеку оно звучит для нас, как символ величия и гуманистической силы искусства…»

    Дмитрий Шостакович

1840 - 1893

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!