Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 31 «Чебурашка»
Конспект открытого занятия
в старшей группе детского сада
на тему: «В гости к казакам»
Подготовила:
Воспитатель: Осадченко Ольга Николаевна
Хутор Сухой 2024
Цель: расширить представление о малой Родине, вызвать интерес к казачьей культуре, быту.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания об истории возникновения казачества. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
Развивающие:
- развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций казаков, бытующих в Донском крае;
- развивать чувство коллективного творчества;
- формировать интерес к предметам старины.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям, обрядам и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
Ход занятия.
(Дети под казачью музыку проходят в зал, становятся полукругом)
воспитатель: Отдых- это не безделки, время игр и новостей
Начинаем посиделки для любезных для гостей.
Мир, вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Встречу теплую такую я готовила для вас
Будут игры, будут пляски, будут песни хороши
Ведь когда-то посиделки были праздником души.
Вос.: Занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним.
Мы живем в большой и дружной стране - Россия. Наш Донской край-часть нашей Родины. И Сегодня наше занятие посвящено малому уголку нашей родины.
Донской край! Жемчужина Юга России! Прозрачные акварельные степи,
Синие излуки донских берегов, золотые пшеничные поля. Край вольнолюбивых, мужественных, Сердечных и гостеприимных людей.
Вос.: А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?
Дети: Казаки свободные, вольные люди.
Вос.: Где жили казаки?
Дети: Казаки жили в близи рек.
Вос.: Какая главная река в нашем Донском крае?
Дети: Река называется Дон-Батюшка.
По реке Дон ходят корабли, теплоходы. По берегам реки расположены села, города.
Вос.: А чем занимались казаки?
Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Вос.: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: Они назывались курень.
Вос.: Правильно, а вы хотели бы отправиться в гости к казакам?
Ответы детей: Да, хотели.
в:ос. Как вы думаете на чем люди путешествуют?
Ответы детей: на поезде, машине, автобусе.
Вос.: Ребята, на чем же мы отправимся в гости к казакам? Мне кажется я что то слышу…
(Звучит фонограмма конского ржания)
Вос.
Ответы детей: Кони скачут.
Вос.: Да, это топот копыт, нас ждут настоящие казацкие кони.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак сам голодает, но коня накормит.
Встаем в круг, садимся на коней и скачем за мной «галопом».
(Садятся на палочки-лошадки, едут круг, подъезжают к хате)
Вос.: Ребята, давайте поставим наших коней у плетня, так называется забор у казаков.
Заходят в оформленный курень. (муз. руководитель надевает казачий атрибут- фартук)
Казачка: Здравствуйте! Ребята, я – казачка.
Дети: Здравствуй, хозяйка.
Казачка: Я приглашаю вас в гости.
Муз. рук: А для начала, чтобы нам лучше понять друг друга, я хочу вас познакомить с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись.
Игра «Забытые слова».
(дети под музыку идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий тоже. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него).
Вос.: -Слово ты говори. По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат «Любо!».
Игра продолжается со словами:
Командир-атаман,
Очень- дюже,
Полотенце-рушник,
Дом –курень,
Говорят- гуторят,
Отец – батя,
Хозяйственный двор – баз,
Компот – узвар,
Плетка – нагайка,
Лук – цибуля,
Дыня – кавун
Вос.: Замечательно, ребята, вспомнили забытые слова. А теперь давайте рассмотрим курень (проходят круг по избе). Присаживайтесь, ребята (дети садятся). Посмотрите, чем внутри украшали курень?
Ответы детей: половичками, занавесками, покрывалами, вышивками.
Вос.: Правильно, половичками, занавесками, покрывалами, вышивками. Особое место в курене отводилось русской печи. В стужу она согревала, на ней спали, готовили еду. Ребята, а в чем вы дома готовите и храните еду?
Ответы детей: Кастрюли.
Вос.: А казаки готовили и хранили пищу в глечеках и крынках. Называют так кувшин и горшок без ручки. Это новые слова повторим мы их: глечек, крынка
Вос.: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. А за работой и игра начиналась. Давайте поиграем в казачью игру «Напои лошадку» -игра для дошкольников. Играет пара ребят. Они стоят на старте, «верхом» на деревянных лошадках. На расстоянии от них стоят 2 ведерка. По сигналу дети «скачут» на лошадках, «поят» лошадей из ведра, возвращаются назад, подняв руку вверх.
.
Вос. Присаживайтесь на лавку. Ребята, казаки не только пели и играли, но ещё они делали своими руками музыкальные инструменты, давайте подойдем к столу и сделаем музыкальные инструменты своими руками.
(Объяснение педагогом изготовления нетрадиционного муз. инструмента, дети проходят к столам и мастерят муз. инструмент - погремушка).
Вос.: Ребята, как называется наш с вами музыкальный инструмент?
Ответы детей: Погремушка.
Вос.: Ребята, а погремушка какой инструмент – духовой или шумовой?
Ответы детей: Шумовой.
Вос.: Ребята на этом музыкальном инструменте можно сыграть мелодию?
Ответы детей: Нет
Вос.: Правильно, ребята, но мы можем очень хорошо подыграть, давайте встанем и все вместе дружно споём песню и подыграем себе на наших музыкальных инструмента.
- Дон без песни, что виноградная лоза без грозди.
- Казачьи песни наши слушать - что мед ложкой кушать!
Давайте споем песню про несокрушимый дух казака.
Песня «Казачата» и игра в оркестре на шумовых инструментах.
Вос.: Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть,
Вос.: Ребята, положите ваши музыкальные инструменты в корзину и мы их отвезем в наш детский садик, а вам пора домой, да и кони вас заждались. (казачка снимает наряд)
Вос.: Ребята, давайте поблагодарим за гостеприимство.
Дети: Спасибо.
Вос.: Выходим из избы и садимся на коней.
Физ минутка:
Кто шагает дружно вряд,
Посмотри, посмотри. (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки
Кто за казаком идет (ходьба на месте)
В поводу, в поводу
То коня казак ведет
Под узду, под узду (на носочках)
Скачет резво конь лихой, (скачут)
С седоком, с седоком
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком,
Будем мы с моим конем,
На границе стоять,
Нашу землю от врагов (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)
Охранять, охранять.
Вос.: Присаживайтесь на стульчики. Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Обсуждение занятия с детьми.
Вос.: Присаживайтесь на стульчики. Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей: Да, понравилось.
в:ос. Скажите, где мы с вами побывали?
Ответы детей: В гостях у казачки.
Вос.: А какие новые слова узнали?
Ответы детей: глечик, крынка.
Вос.: Что больше всего понравилось, запомнилось?
Ответы детей: Езда на лошадях, игры, хороводы, изготовление муз. инструмента – погремушка.
Вос.: Ребята у меня в корзине ваши музыкальные инструменты, которые вы сделали своими руками, выбирайте себе любой музыкальный инструмент. Если вам было интересно путешествовать, поднимите музыкальный инструмент и пошумите, кому было не интересно – пусть опустит руку вниз. Эти инструменты я дарю вам на память. Спасибо вам, ребята.
Приуныли казаки. Пыльная дорога Не ведет их в дальний путь, Не звенят клинки ... Позабыты дни былые, Песни боевые. Ратный дух угас и вот Приуснули казаки. Припев: Эх, казачата! Ребята удалые, Подхватите песню Дедов и отцов. Пусть они припомнят Годы боевые, Будут новые ряды Славных казаков! | И пускай пока немного Велика папаха, Но в седле казачьем старом Я уже держусь. Подрастают казачата, Песня раздается, Скажет атаман довольный: «Сменой я горжусь!» Припев: Эх, казачата! Ребята удалые, Подхватите песню Дедов и отцов. Пусть они припомнят Годы боевые, Будут новые ряды Славных казаков! |
И опять казачья песня Над рекою льется. Заклубился дым над люлькой, Вспыхнули костры. Вам, лихие казачата, Удаль остается, Вместе с шашкой передали Вам ее отцы! Припев: | По коням! Припев: |