СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В гости к казакам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"В гости к казакам"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 31 «Чебурашка»












Конспект открытого занятия

в старшей группе детского сада

на тему: «В гости к казакам»






Подготовила:

Воспитатель: Осадченко Ольга Николаевна



Хутор Сухой 2024

Цель: расширить представление о малой Родине, вызвать интерес к казачьей культуре, быту.

Задачи:

Образовательные:

- формировать знания об истории возникновения казачества. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Развивающие:

- развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций казаков, бытующих в Донском крае;

- развивать чувство коллективного творчества;

- формировать интерес к предметам старины.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям, обрядам и истории своего края, чувство любви к малой Родине.

Ход занятия.

(Дети под казачью музыку проходят в зал, становятся полукругом)

воспитатель: Отдых- это не безделки, время игр и новостей

Начинаем посиделки для любезных для гостей.

Мир, вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Встречу теплую такую я готовила для вас

Будут игры, будут пляски, будут песни хороши

Ведь когда-то посиделки были праздником души.

Вос.: Занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним.

Мы живем в большой и дружной стране - Россия. Наш Донской край-часть нашей Родины. И Сегодня наше занятие посвящено малому уголку нашей родины.

Донской край! Жемчужина Юга России! Прозрачные акварельные степи,

Синие излуки донских берегов, золотые пшеничные поля. Край вольнолюбивых, мужественных, Сердечных и гостеприимных людей.

Вос.: А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?

Дети: Казаки свободные, вольные люди.

Вос.: Где жили казаки?

Дети: Казаки жили в близи рек.

Вос.: Какая главная река в нашем Донском крае?

Дети: Река называется Дон-Батюшка.

По реке Дон ходят корабли, теплоходы. По берегам реки расположены села, города.

Вос.: А чем занимались казаки?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Вос.: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Они назывались курень.

Вос.: Правильно, а вы хотели бы отправиться в гости к казакам?

Ответы детей: Да, хотели.

в:ос. Как вы думаете на чем люди путешествуют?

Ответы детей: на поезде, машине, автобусе.

Вос.: Ребята, на чем же мы отправимся в гости к казакам? Мне кажется я что то слышу…

(Звучит фонограмма конского ржания)

Вос.

Ответы детей: Кони скачут.

Вос.: Да, это топот копыт, нас ждут настоящие казацкие кони.

- Казак без коня, что солдат без ружья.

- Казак сам голодает, но коня накормит.

Встаем в круг, садимся на коней и скачем за мной «галопом».

(Садятся на палочки-лошадки, едут круг, подъезжают к хате)

Вос.: Ребята, давайте поставим наших коней у плетня, так называется забор у казаков.

Заходят в оформленный курень. (муз. руководитель надевает казачий атрибут- фартук)

Казачка: Здравствуйте! Ребята, я – казачка.

Дети: Здравствуй, хозяйка.

Казачка: Я приглашаю вас в гости.

Муз. рук: А для начала, чтобы нам лучше понять друг друга, я хочу вас познакомить с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись.

Игра «Забытые слова».

(дети под музыку идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий тоже. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него).

Вос.: -Слово ты говори. По казачьи повтори. Шелковица.

Ребенок: Тютина.

При правильном ответе, все дети хором кричат «Любо!».

Игра продолжается со словами:

Командир-атаман,

Очень- дюже,

Полотенце-рушник,

Дом –курень,

Говорят- гуторят,

Отец – батя,

Хозяйственный двор – баз,

Компот – узвар,

Плетка – нагайка,

Лук – цибуля,

Дыня – кавун

Вос.: Замечательно, ребята, вспомнили забытые слова. А теперь давайте рассмотрим курень (проходят круг по избе). Присаживайтесь, ребята (дети садятся). Посмотрите, чем внутри украшали курень?

Ответы детей: половичками, занавесками, покрывалами, вышивками.

Вос.: Правильно, половичками, занавесками, покрывалами, вышивками. Особое место в курене отводилось русской печи. В стужу она согревала, на ней спали, готовили еду. Ребята, а в чем вы дома готовите и храните еду?

Ответы детей: Кастрюли.

Вос.: А казаки готовили и хранили пищу в глечеках и крынках. Называют так кувшин и горшок без ручки. Это новые слова повторим мы их: глечек, крынка

Вос.: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. А за работой и игра начиналась. Давайте поиграем в казачью игру «Напои лошадку» -игра для дошкольников. Играет пара ребят. Они стоят на старте, «верхом» на деревянных лошадках. На расстоянии от них стоят 2 ведерка. По сигналу дети «скачут» на лошадках, «поят» лошадей из ведра, возвращаются назад, подняв руку вверх.

.

Вос. Присаживайтесь на лавку. Ребята, казаки не только пели и играли, но ещё они делали своими руками музыкальные инструменты, давайте подойдем к столу и сделаем музыкальные инструменты своими руками.

(Объяснение педагогом изготовления нетрадиционного муз. инструмента, дети проходят к столам и мастерят муз. инструмент - погремушка).

Вос.: Ребята, как называется наш с вами музыкальный инструмент?

Ответы детей: Погремушка.

Вос.: Ребята, а погремушка какой инструмент – духовой или шумовой?

Ответы детей: Шумовой.

Вос.: Ребята на этом музыкальном инструменте можно сыграть мелодию?

Ответы детей: Нет

Вос.: Правильно, ребята, но мы можем очень хорошо подыграть, давайте встанем и все вместе дружно споём песню и подыграем себе на наших музыкальных инструмента.

- Дон без песни, что виноградная лоза без грозди.

- Казачьи песни наши слушать - что мед ложкой кушать!

Давайте споем песню про несокрушимый дух казака.

Песня «Казачата» и игра в оркестре на шумовых инструментах.

Вос.: Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть,

Вос.: Ребята, положите ваши музыкальные инструменты в корзину и мы их отвезем в наш детский садик, а вам пора домой, да и кони вас заждались. (казачка снимает наряд)

Вос.: Ребята, давайте поблагодарим за гостеприимство.

Дети: Спасибо.

Вос.: Выходим из избы и садимся на коней.

Физ минутка:

Кто шагает дружно вряд,

Посмотри, посмотри. (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки

Кто за казаком идет (ходьба на месте)

В поводу, в поводу

То коня казак ведет

Под узду, под узду (на носочках)

Скачет резво конь лихой, (скачут)

С седоком, с седоком

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком,

Будем мы с моим конем,

На границе стоять,

Нашу землю от врагов (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)

Охранять, охранять.

Вос.: Присаживайтесь на стульчики. Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Обсуждение занятия с детьми.

Вос.: Присаживайтесь на стульчики. Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей: Да, понравилось.

в:ос. Скажите, где мы с вами побывали?

Ответы детей: В гостях у казачки.

Вос.: А какие новые слова узнали?

Ответы детей: глечик, крынка.

Вос.: Что больше всего понравилось, запомнилось?

Ответы детей: Езда на лошадях, игры, хороводы, изготовление муз. инструмента – погремушка.

Вос.: Ребята у меня в корзине ваши музыкальные инструменты, которые вы сделали своими руками, выбирайте себе любой музыкальный инструмент. Если вам было интересно путешествовать, поднимите музыкальный инструмент и пошумите, кому было не интересно – пусть опустит руку вниз. Эти инструменты я дарю вам на память. Спасибо вам, ребята.


Приуныли казаки.

Пыльная дорога

Не ведет их в дальний путь,

Не звенят клинки ...

Позабыты дни былые,

Песни боевые.

Ратный дух угас и вот

Приуснули казаки.

 

Припев:

Эх, казачата!

Ребята удалые,

Подхватите песню

Дедов и отцов.

Пусть они припомнят

Годы боевые,

Будут новые ряды

Славных казаков!

 

И пускай пока немного

Велика папаха,

Но в седле казачьем старом

Я уже держусь.

Подрастают казачата,

Песня раздается,

Скажет атаман довольный:

«Сменой я горжусь!»

 

Припев:

Эх, казачата!

Ребята удалые,

Подхватите песню

Дедов и отцов.

Пусть они припомнят

Годы боевые,

Будут новые ряды

Славных казаков!

И опять казачья песня

Над рекою льется.

Заклубился дым над люлькой,

Вспыхнули костры.

Вам, лихие казачата,

Удаль остается,

Вместе с шашкой передали

Вам ее отцы!

Припев:

По коням!

Припев: