СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у гномов. Звук и буква Р

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие составлено для  учащихся 1 класса с интеллектульными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у гномов. Звук и буква Р»

Технологическая карта логопедического занятия «В гостях у гномов. Звук и буква Р» (1 класс)


Ф.И.О.
учителя-логопеда

Водина Галина Васильевна. КГОБУ Раздольненская КШИ.

Группа (класс,
логопедическое заключение)

1 класс, фронтальное (групповое) занятие.
Логопедическое заключение: системное нарушение речи легкой степени.

Тема занятия

Звук и буква Р.

Тип занятия

Автоматизация звука в слогах, словах.

Используемые технологии

  1. Технология на основе деятельностного подхода.

  2. Здоровьесберегающие технологии.

  3. Информационно-коммуникативные технологии.

  4. Игровые технологии.

Цель занятия

Формирование у младших школьников умений необходимых для правильного произношения звука [р]. Развитие фонематического слуха.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

- закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах и предложениях.

- познакомить с буквой Р.

- обогащать словарный запас.

 

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

- развитие познавательной активности, воображения, образного мышления.

- формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.


Создать  условия, обеспечивающие  положительный интерес к изучаемой  теме.
Способствовать  созданию условий обеспечивающих:
- формирование у учеников навыков самоконтроля;
- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Универсальные
учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- создать   условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
 
 

- развивать умение высказывать свое предположение;
- учить принимать и сохранять учебную задачу.
 
 
 

- развивать умение слушать и понимать других;
-  учить работать в паре.
 
 

- развивать умение находить  и структурировать информацию;
- развивать умения представлять информацию и извлекать ее  из схем, таблиц;
- на основе анализа объектов делать выводы,
обобщать, классифицировать по признакам.

Ресурсы занятия

Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.
Презентация «В гостях у гнома Звукозная».
Индивидуальные зеркала, материал для дыхательной гимнастики (дом с подвижной шторкой), буквы Р из наждачной бумаги, карточки.



Ход занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I. Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

Создание эмоционально положительного фона.

Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 
На меня все посмотрели, 
Улыбнулись и присели. 

Учащиеся приветствуют друг друга.


II. Актуализация необходимых знаний.

1. Артикуляционная гимнастика.










2. Дыхательная гимнастика.

Рассказывает сказку о веселом язычке. Показывает опорные карточки.

«В своем домике жил маленький язычок.

Утром он проснулся, улыбнулся,

Потянулся,

Аккуратно облизнулся,

Вправо-влево поглядел.

Мимо домика проскакала лошадка.

Из леса доносился стук дятла.

В поле работал трактор.

Солнце светит высоко.

Язычок на него посмотрел.

Улыбнулся

И уснул.


Сегодня мы продолжим путешествие по городу Буквограду. Перед вами лежит домик. Окно закрыто шторкой. Подуйте на шторку не надувая щек и вы увидите кто живет в домике.

Слушают и выполняют упражнения.

Осуществляют контроль через индивидуальные зеркала и опорные карточки.











Выполняют задание и видят в окне гнома.

III. Организация познавательной деятельности.

1.Введение в логопедическую тему.















2. Характеристика звука «р».











3. Выделение звука в слове. Развитие слухового внимания.






4. Физкультминутка.


Слайд 2.

Это гном. Зовут его Звукознай. Он произносит разные звуки. Послушайте и выполните его задание и вы узнаете над каким звуком мы сегодня будем работать.

Рот слегка свой приоткрою

И широкий подниму язык

Задрожит во рту слегка

Только кончик языка:


- Какой звук получился?

- Над каким звуком будем работать?

-Правильно! Сегодня будем работать над звуком и буквой Р.


- Повернулись друг к другу и произнесли звук «р». Обратите внимание на свою артикуляцию и  артикуляцию соседа. Сравните.
Логопед указывает на ошибки и недочёты.


Слайд 3.

На полях весной с утра

Как рычали трактора?


Вот в машину сел Егор,

Как работает мотор?


- Какой звук произносит Звукознай?


- Когда произносим звук «р», язык широкий или узкий?

- Где он находится?

- Что ему мешает?то происходит с кончиком языка?

- Может ли воздух свободно выйти?

- Звук «р» согласный или гласный? Докажите.

- Покажите, что он согласный.



-Звук «р» звонкий или глухой? Докажите.

Покажите, что звук звонкий.



Слайд 4 - 6

- Если в слове слышишь «р», слово четко повтори.

  • Гора, нора, скала.

  • Полка, горка, корка.

  • Рома, мама, рама.

  • Лак, рак, рыба.

  • Юра, Нюра, Мила.


Раз, два, три, четыре, пять

Гномик вышел погулять.

Натянул свой колпачок,

Закрыл дверцу на крючок.

По лесу весело шагал,

Громко песню напевал: РА-РО-РЫ, РИ-РЕ-РЯ

В берлоге от шума проснулся медведь

И начал он грозно реветь: РРРРР.

Гномик от страха весь задрожал: БРРРРР

И быстро домой к себе побежал.

Слушают, повторяют артикуляцию и называют звук.





р-р-р.





Работа в парах:
- Поворачиваются друг к другу и произнося звук [р].

Сравните.

р-р-р.



р-р-р.


р-р-р.


Отвечают на вопросы.




Указательный, средний, безымянный и мизинец вместе. Большой снизу прикасается к ним – «рот закрыт».


Машут рукой как звоночком.




Называют только слова со звуком «р».







Шагают.


Имитируют надевание колпака,

закрывание двери.

Шаги на месте.

Произнося слоги.

Покачивание из стороны в сторону



Бег на месте.


5. Буква Р.

Развитие зрительного восприятия.


















6. Составление и чтение слогов.





















7. Работа над предложением.

Слайд 7.

- У гнома Звукозная есть брат гном Буквознай.

- Вспомните, чем отличаются звуки и буквы?

- Правильно! Буквознай букву видит, читает и пишет, а Звукознай ее слышит и произносит.

- Достаньте из домика гнома. У него на одежде написана буква. Кто знает эту букву?

- Правильно, это буква Р. Обведите ее пальчиком.

Логопед пишет на доске букву:

Букву Р писать несложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем все кружок –

И получится флажок!


- Из каких элементов состоит буква Р? Справа или слева находится кружок?


Слайд 8.

- На какие предметы похожа буква Р?


Игра «Внимательные глазки»

- Буквознай решил проверить хорошо ли вы запомнили написание буквы. Зачеркните неправильно написанные буквы:


Слайд 9 - 13.

- В Буквограде гномы живут дружно. Они любят веселиться и играть. Поиграем вместе с ними.

Вышел гномик Р гулять,

Свежим воздухом дышать.

Во дворе полно людей,

Милых гномиков-друзей.

Стали гномики играть,

Стали слоги составлять!

Прибежал задорный А,

Прочитали дети РА,

Прибежал веселый О,

Прочитали дети РО.

Прибежал упрямый У,

Прочитали дети РУ

Прибежал зазнайка Ы,

Прочитали дети РЫ.


Слайд 14.

- Кого видим на картинке?

- Имя гнома начинается со звука «р». Как его зовут?

- Что в руках у Ромы?

- Что мы сказали про Рому?

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите 1-е слово, 2-е слово, 3-е слово.

- В каких словах слышим звук «Р»?


Дети вспоминают: звук слышим и произносим, а букву видим и пишем.




Обводят, пишут в воздухе.


Составляют букву Р из элементов.





Пишут букву Р в тетради.






Работают по карточкам

















Читают слоги.








Мы видим гнома.

Рома.

У Ромы шары.

Предложение.

Считают хлопками.

У, Ромы, шары.

IV. Рефлексивно-оценочный этап


У кого мы были в гостях?

Чему новому вы научились на занятии?

Что понравилось? Какие были трудности?

Слайд 15.

Гномам очень понравилось как вы работали.

Отвечают на вопросы.