СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В единстве наша сила

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка единого классного часа для 8-9 классов на тему "В единстве наша сила". 

Просмотр содержимого документа
«В единстве наша сила»

Сценарий классного часа на тему:

«В единстве наша сила!»


Цель: Формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий.

Задачи:

1. Познакомить учеников с историей формирования национального состава населения России;

2. Сформировать у учеников нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме;

Методы: беседа, викторина.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролик.



Ход классного часа:

Учитель: Послушайте притчу.

Старик – отец, умирая. Призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать веник и переломить его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. Поодиночке каждого из вас легко сломать».

- О чем эта притча?

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего классного часа? (В единстве наша сила!) (Слайд 1)



Ученик: (Космынина Елизавета)

Дюма в романе показал давно:
«Один за всех и все за одного!»,
Как Дартатьян, Атос, Портос и Арамис,
Мы на Земле все в это время родились.
А значит вместе мы – одна семья.
И отвечаем друг за друга ты и я.
С одним беда – другие все в ответе!
Такой Канон царит на этом Свете.
Поэтому сознательней живите.
Соседу, брату, другу помогите.
Все вместе мы – Единый организм.
Один вспылил – случился катаклизм!
Об этом вас прошу не забывать.
Лишь вместе испытаем благодать,
И сможем навсегда переродиться.
К Единству надо каждому стремиться!


Учитель:


Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.(Слайд 2)

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским. (Слайд 3)

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения.

Давайте рассмотрим некоторые понятия:

НАЦИЯ – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. (Слайд 4)

Вопрос к классу:

Как вы думаете, что такое национальность?


НАЦИОНАЛЬНОСТЬ  – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком. (Слайд 5)

И еще один термин:

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Станислав Ежи Лец

(Слайд 6)

Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран. (Слайд 7)

Всё чаще СМИ упоминают о возникновении межэтнических конфликтов. Участившиеся акты насилия, нетерпимости, экстремизма обострили эти тлеющие конфликты. Люди все больше приходят к понимаю того, что непримиримость, разная оценка действительности должны уступить место умению находить взаимопонимание, преодолевать существующие конфликты. (Слайд 8)


Вопрос к классу:

Какие проблемы стоят перед многонациональным государством? (Проблема толерантности. Демографическая проблема. Национализм и экстремизм.)

А есть ли преимущества у такого государства? (Разнообразие культур. Самобытность. Жизнеспособность.)

Как вы понимаете высказывание: «В единстве - наша сила!» Приведите исторические примеры, подтверждающие это высказывание. (Единение Руси, блокада Ленинграда, Великая Отечественная война).


Ученик: (Барсукова Екатерина)


Опять война, опять блокада,

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: « Не надо.

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

И могут показаться правы

И убедительны слова,

Но даже если это правда-

Такая, правда, не права.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта, правда, наша совесть,

Она как сила нам нужна.

Ю. Воронов



Учитель:

Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди, насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду мертвые люди, еще недавно думавшие о будущем, мечтавшие о любви и счастье. (Слайд 9)

Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

«Идёт война народная, священная война…»

Почему автор использовал эпитет «народная»?

Вопрос к классу:

Когда мы называем войну народной?


Не осталось в стране ни одной семьи, которой не коснулась бы война, к какой бы национальности, какому вероисповеданию эта семья не относилась.

И так как эта война была пережита и выстрадана абсолютно всеми народами, входящими в состав СССР, огромное количество произведений авторов разных национальностей посвящено памяти и национальному подвигу.


Вопрос к классу:

Что такое патриотизм?


ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. (Слайд 10)

Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.



Россия всегда была и будет великой страной. Главное, чтобы народы, входящие в ее состав были сплочены. Очень много было написано стихов и спето песен о патриотизме. Я предлагаю вам посмотреть клип Олега Газманова «Россия, вперед!». (Просмотр видеоролика) (Слайд 11)



Учитель:

А сейчас я проведу небольшую викторину.

Вопросы викторины:

  1. Перечислите народы проживающие на территории РФ. (более 190 народов: русские, татары, белорусы, украинцы, чеченцы, армяне, казахи, якуты, буряты, кабардинца, дагестанцы, удмурты и т. д.)

  2. Что символизируют цвета Российского флага? (Мир, верность, сила.)

  3. Назовите символ единства России? (Двуглавый орел)

  4. Что символизируют короны над орлом? (Союз республик)

  5. Что символизируют жезл и шар в лапах двуглавого орла (Сильная власть, защита государства, его единство.)

  6. Когда празднуется День народного единства? (4 ноября)

  7. Какое историческое событие стало основой для этого праздника? (Освобождение русского народа от Речи Посполитой. Датой праздника выбрали день освобождения Кремля.)

  8. Кто главные герои этого освобождения? (Минин и Пожарский)



Ученик: (Нестерова Ксения)

Взгляни — два дерева растут
Из корня одного.
Судьба ль, случайность ли, но тут
И без родства — родство.
Когда зимой шумит метель,
Когда мороз суров,—
Березу охраняет ель
От гибельных ветров.
А в зной, когда трава горит
И хвое впору тлеть,—
Береза тенью одарит,
Поможет уцелеть.
Некровные растут не врозь,
Их близость — навсегда.
А у людей — все вкривь да вкось,
И горько от стыда.



Учитель:

В завершение нашего классного часа, я бы хотела с вами сделать дерево. А вместо листочков будут отпечатки ваших рук. Я предлагаю вам записать высказывания известных людей о «единстве» на этих отпечатках и приклеить их на ствол нашего дерева. Приклеивая каждый отпечаток, прочитайте классу ваше высказывание.

(Ребята склеивают «Древо Единства»)



Список использованных ресурсов:



  1. http://festival.1september.ru

  1. http://chtotakoe.info

  1. www.rosforce.ru

  1. www.yaveryu.ru

  1. www.yandex.ru/images


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!