СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П. Катаев. "Сын полка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал, который можно использовать при изучении повести Катаева "Сын полка", а также задания проверочной работы по повести.

Просмотр содержимого документа
«В.П. Катаев. "Сын полка"»

Валентин Петрович Катаев (1897-1986)

Валентин Петрович

Катаев

(1897-1986)

Во время Отечественной войны Валентин Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда» писал очерки, рассказы, публицистические статьи. Впечатления военного времени отразились и в его повести «Сын полка», написанной в конце войны, накануне победы. За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного бо евым полком, он в 1946 году получил Сталинскую премию.        Во время Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». Впечатления военного времени отразились в повести «Сын полка», написанной в конце войны, накануне победы. За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком, он в 1946 году получил Сталинскую премию.

Во время Отечественной войны Валентин Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда» писал очерки, рассказы, публицистические статьи. Впечатления военного времени отразились и в его повести «Сын полка», написанной в конце войны, накануне победы. За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного бо евым полком, он в 1946 году получил Сталинскую премию.

Во время Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». Впечатления военного времени отразились в повести «Сын полка», написанной в конце войны, накануне победы. За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком, он в 1946 году получил Сталинскую премию.

6 лет было сыну полка Сереже Алешкову в 1942 году, когда он участвовал в Сталинградской битве. Он был ранен в ногу. Под обстрелом спас командира полка.

6 лет было сыну полка Сереже Алешкову в 1942 году, когда он участвовал в Сталинградской битве. Он был ранен в ногу. Под обстрелом спас командира полка.

Юный партизан-разведчик Толя Гороховский.

Юный партизан-разведчик Толя Гороховский.

Партизан-разведчик Черниговского соединения «За Родину» Василий Боровик

Партизан-разведчик Черниговского соединения «За Родину» Василий Боровик

 Американские сержант С. Вайншенкер и техник-сержант Вильям Топпс с сыном полка 169 авиабазы особого назначения. Имя неизвестно, возраст — 10 лет, служил помощником техника по вооружению.

Американские сержант С. Вайншенкер и техник-сержант Вильям Топпс с сыном полка 169 авиабазы особого назначения. Имя неизвестно, возраст — 10 лет, служил помощником техника по вооружению.

  Володя Тарновский ставит автограф на колонне Рейхстага. Сын полка Володя Тарновский с боевыми товарищами в Берлине. Здесь ему 14 или 15 лет, воюет третий год. Орден Славы, медаль «За отвагу».

Володя Тарновский ставит автограф на колонне Рейхстага.

Сын полка Володя Тарновский с боевыми товарищами в Берлине. Здесь ему 14 или 15 лет, воюет третий год. Орден Славы, медаль «За отвагу».

Контрольная работа по повести В.П. Катаева «Сын полка»

Контрольная работа по повести

В.П. Катаева «Сын полка»

1. В предложении несколько раз пропущено одно и то же слово. Какое? «Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были … , автоматы – … , плащ-палатки – … , и лица, наклонившиеся к нему, – тоже … , родные».

1. В предложении несколько раз пропущено одно и то же слово. Какое?

«Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были , автоматы – , плащ-палатки – , и лица, наклонившиеся к нему, – тоже , родные».

2. Вставьте пропущенные фамилии. « … был горячий, нетерпеливый, смелый до дерзости. … тоже был храбр не меньше друга своего, но был при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как и подобает хорошему артиллеристу».

2. Вставьте пропущенные фамилии.

« был горячий, нетерпеливый, смелый до дерзости. тоже был храбр не меньше друга своего, но был при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как и подобает хорошему артиллеристу».

3. Какой момент повести изображён на иллюстрации?

3. Какой момент повести изображён

на иллюстрации?

4. «Четвёртый лишний» Сержант Егоров Ефрейтор Биденко Сержант Ковалёв Ефрейтор Горбунов

4. «Четвёртый лишний»

  • Сержант Егоров
  • Ефрейтор Биденко
  • Сержант Ковалёв
  • Ефрейтор Горбунов
5. Кто это? Как автор передаёт своё отношение к персонажам повести?

5. Кто это? Как автор передаёт своё

отношение к персонажам повести?

«…богатырь: гладкий, упитанный круглолицый сибиряк с калёным румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове, по прозвищу «Чалдон». 2. «На ней была старая кротовая кофта с пучком матерчатых цветов на воротнике, вязаная растянувшаяся на коленях юбка. Белокурые волосы, круто завитые рожками, торчали над чересчур высоким и узким лбом…У неё были выпуклые жидко-голубые глаза с острыми зрачками».
  • «…богатырь: гладкий, упитанный

круглолицый сибиряк с калёным румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове, по прозвищу «Чалдон».

2. «На ней была старая кротовая кофта с пучком матерчатых цветов на воротнике, вязаная растянувшаяся на коленях юбка. Белокурые волосы, круто завитые рожками, торчали над чересчур высоким и узким лбом…У неё были выпуклые жидко-голубые глаза с острыми зрачками».

6. Соответствуют ли развитию сюжета иллюстрации? Если нет, расставьте номера по порядку.

6. Соответствуют ли развитию сюжета иллюстрации? Если нет, расставьте номера по порядку.

1 3 4 2

1

3

4

2

7. Восстановите диалог. – Меня-то? … – Просто … ? – улыбнулся офицер. – … , – поправился мальчик. – … ? – Верно! Меня разведчики … прозвали.  А вы почём знаете?

7. Восстановите диалог.

– Меня-то?

– Просто ? – улыбнулся офицер.

, – поправился мальчик.

?

– Верно! Меня разведчики прозвали.

А вы почём знаете?

8. «Три года жил Ваня, как бродячая собака, без дома, без семьи. Он боялся  людей и всё время испытывал голод и постоянный ужас. Наконец он нашёл добрых, хороших людей, которые его … , … , … , … ». Вставьте в нужной последовательности слова:  накормили, полюбили, спасли, обогрели.

8. «Три года жил Ваня, как бродячая

собака, без дома, без семьи. Он боялся

людей и всё время испытывал голод и

постоянный ужас. Наконец он нашёл

добрых, хороших людей, которые его ,

, , ».

Вставьте в нужной последовательности

слова: накормили, полюбили, спасли,

обогрели.

9. Соотнесите предметы с людьми. 1. Букварь 1. Биденко 2. Начищенные до 2. Ковалёв  глянца сапоги 3. Матросская шапочка 3. Ваня 4. Шашка 4. Енакиев 5. Пять метров крепкой 5. Горбунов  верёвки 6. Трубочка с жестяной 6. роскошный  крышечкой мальчик  7. сын капитана  Енакиева

9. Соотнесите предметы с людьми.

1. Букварь 1. Биденко

2. Начищенные до 2. Ковалёв

глянца сапоги

3. Матросская шапочка 3. Ваня

4. Шашка 4. Енакиев

5. Пять метров крепкой 5. Горбунов

верёвки

6. Трубочка с жестяной 6. роскошный

крышечкой мальчик

7. сын капитана

Енакиева

10. С именем какой исторической личности связано название этого «дома»?

10. С именем какой исторической личности связано название этого «дома»?

 «Здесь всё совершалось по трубе. Труба  управляла невидимой жизнью этого дома. Труба вдруг вызывала слитный шум сотен голосов и шарканья сотен ног. Она же вдруг водворяла такую мёртвую тишину, что ни одного звука больше не слышалось, кроме шлёпанья капли из рукомойника и резкого тиканья часов под лестницей.  А один раз на второй площадке лестницы появился маленький рыжий мальчик. Судя по тому, как осторожно пробирался этот мальчик, можно было предположить, что труба не велела ему выходить в это время…»

«Здесь всё совершалось по трубе. Труба

управляла невидимой жизнью этого дома. Труба вдруг вызывала слитный шум сотен голосов и шарканья сотен ног. Она же вдруг водворяла такую мёртвую тишину, что ни одного звука больше не слышалось, кроме шлёпанья капли из рукомойника и резкого тиканья часов под лестницей.

А один раз на второй площадке лестницы появился маленький рыжий мальчик. Судя по тому, как осторожно пробирался этот мальчик, можно было предположить, что труба не велела ему выходить в это время…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!