СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь воспитателю "Поддержка детской инициативы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка и рекомендации по данной теме подойдут педагогам всех возрастных групп.

Просмотр содержимого документа
«В помощь воспитателю "Поддержка детской инициативы".»



В помощь воспитателю

В 1 младшей группе (2-3 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

  • не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;

  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

  • поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки;

  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребёнка.





В помощь воспитателю

Во 2 младшей группе (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность.

Для поддержания детской инициативы взрослым необходимо.

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

  • отмечать любые успехи детей;

  • постоянно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

  • помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;

  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

  • с пониманием относиться к затруднениям ребёнка, позволять действовать ему в своём темпе;

  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих;

  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

  • уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплые слова для выражения своего отношения к каждому ребёнку;

  • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.









В помощь воспитателю

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в среднем возрасте (4-5 лет) является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли;

  • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр;

  • при необходимости осуждать негативный поступок ребёнка с глазу на глаз;

  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;

  • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;













В помощь воспитателю

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) является вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;

  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

  • поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать совместные проекты;

  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.



















В помощь воспитателю

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, а также информационная познавательная деятельность.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий;

  • спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы;

  • создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность;

  • обращаться к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам;

  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учётом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;

  • представлять продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)



















Рекомендации педагогам для стимуляции

творческой активности

  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (умению искать множество путей решения одной и той же проблемы).

  • Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

  • Поощрение высказывания оригинальных идей.

  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

  • Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа (позволяющие понять наличие альтернативы, например: «Что будет, если…?») применительно к самым разнообразным областям.

  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

  • Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

  • Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

  • Своевременное изменение предметно-игровой среды с учётом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

  • Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.