СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В рамках районного конкурса «Лучшая методическая разработка», по тема конкурса: «Мой лучший урок».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа "Лучшая методическая разработка" , по теме конкурса: «Мой лучший урок». 

Разработка урока по физике с применением сингапурского метода и исследовательской работы в  7 классе "Сила трения". В целях дальнейшего повышения авторитета и престижа педагогической профессии, развития творческого потенциала, поддержки и стимулирования педагогического творчества.  

Просмотр содержимого документа
«В рамках районного конкурса «Лучшая методическая разработка», по тема конкурса: «Мой лучший урок».»

Урок физики в 7 классе.

Учитель: Рамазанова Г.Р.

МБОУ «Новошешминская гимназия»

ТЕМА УРОКА: «Сила трения»


Тип: урок изучения нового материала с элементами исследования и сингапура.

Цель урока:

- Ознакомление учащихся с силой трения,

- Ознакомление учащихся значением в повседневной жизни, природе и технике.

Задачи урока

Образовательные:

  • познакомить учащихся с силой трения, ее видами (сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения);

  • установить причины возникновения сил трения;

  • экспериментально установить, от чего зависит сила трения.

Воспитательные:

  • формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления;

  • продолжить знакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира;

  • воспитывать интерес к предмету, повышать мотивацию;

  • формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы, воспитывать культуру общения.

Развития мышления:

  • воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;

  • формировать научное мировоззрение, представление о роли физики в жизни общества, природе и технике.


Оборудование:

  • ПК, мультимедийный проектор, презентация,

  • бруски, динамометры, набор гирь, машинка, наждачная бумага, стеклышки, наклонная плоскость, ткань, вода в пипетке.

  • Карточки с задачами.

  • Задания для исследовательской работы.

  • Лист самооценки для рефлексии.

Ход урока:

I Организационный момент. (1 минута)

1 СЛАЙД

Здравствуйте, дорогие ребята!

Итак, начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем слушать, отвечать,
Задачки надо порешать.
Как, почему и отчего,
А вам оценивать его!

II Проверка знаний , полученных на предыдущих уроках

Для повторения ребята проведем МЕТОД ТОКИН МЭТ (задается тема для обсуждения и время для размышления,

а ученики записывают как можно больше слов,

фраз по теме индивидуально и в тишине.)

Итак, берем лист бумаги А3, пишем в середину слово СИЛА, разделите его на 4 части и каждый в своем углу пишет слова, предложения, и другие информации которые связаны с этим словом.

А теперь поменялись местами и соединяйте написанные информации между собой стрелками. Хорошо, молодцы. Даем слово для защиты своих плакатов, работу.

(Слово ученикам)

Всем спасибо, хорошо.

Итак, продолжим повторение пройденных тем. МЕТОД СИМАЛТИНИУС

РАУНД ТЭЙБЛ (на каждого даются карточки

с заданиями, выполнив их они передают

друг – другу ответ)

На столах желтые карточки.


1. С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни объемом 0,5 м3 ? Плотность латуни 8500 кг/м3. (42500 Н)

2. Мальчик массой 50 кг надел на плечи рюкзак массой 5 кг. С какой силой мальчик давит на пол?(550Н)

3 Сила тяжести , действующую на тело равна 105 Н. Найти массу тела.(10,5 кг.)

4. Найти жесткость пружины, если при действии силы 400Н она деформируется на 4 м. (100)


Отвечает ученик под №1 стол 2, №3 стол 1, №2 стол 2, №4 стол 1.

МЕТОД КОПИ КЛЭП

III Мотивационное начало урока. Постановка цели и задач урока

Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: «Взаимодействия тел», где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни.

2 СЛАЙД

Обратите внимание на доску, что вы видите? МЕПТОД СИ –ФИНК- УАНДЭ Какие явления? (показать картинки по теме, ученики

рассматривают, размышляют,

объясняют что видят.)

На сегодняшнем уроке мы разберем такую знакомую, но таинственную силу?

Итак, мы начинаем.

Запишите в тетрадь число и тему урока.

15.12.15.

Тема урока: Сила трения.

IV Изучение нового материала

Постановка проблемы. МЕТОД КОПИ КЛЭП

(копируй хлопок)

Учитель: Что перед вами лежит?

У вас на столе имеется деревянный брусок.

Возьмите его положите перед собой и толкните.

Что с ним произошло? (брусок остановился).

Почему?

Учитель: Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения, в данном случае уменьшения скорости, является сила. Значит, на него действовала сила.

Учитель: При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее движению тела, и называется оно трением.

А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Значит, на наши тела действовала сила трения.

Учитель: И как же она направлена?

Ученик: Против движения.

Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.

3 СЛАЙД

Посмотреть в учебниках параграф сила трения. Запишем определение в тетрадь.

Обозначение силы трения Fтр.

Единица измерения силы трения - Н (ньютон)

Обозначение на рисунке :

Имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью

МЕТОД КОПИ КЛЭП


Проблемная ситуация: А в чём же причина возникновения силы трения?

Опыт

Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.

Опыт

Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь, то же самое попробуйте сделать на стекле.

Что вы наблюдаете?

Ученик: На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.

Учитель: В чем же тут дело?

Рассмотрим поверхности бумаги и стекла.

Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло гладкое. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о неровности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.

Учитель: Значит, в чем же причина трения?

Одна из причин возникновения силы трения является шероховатость

Опыт

Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой.

Что вы наблюдаете?

Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Ученик: Притяжение молекул взаимодействующих тел.

Другая причина силы трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

4 СЛАЙД

Выводы: возникновения силы трения является

  • шероховатость поверхности.

  • Молекулярное взаимодействие

МЕТОД КОПИ КЛЭП

А сейчас ребята, вы попробуете дать ответ на такой вопрос:

От каких величин зависит сила трения?

Практическая работа «Измерение силы трения» Подносы с оборудованиями.

5 СЛАЙД

У вас есть на столах оборудования, листы с заданиями и листы для записи выводов исследовательской работы.

Работу выполняете:

МЕТОД РЕЛЛИ РОБИН (работа в парах)


№1 , 3 учащиеся под номерами 1,2,

№ 2,4 учащиеся под номерами 3,4.

1 Задание: исследовать зависимость силы трения от вида поверхностей.

(сила трения зависит от вида соприкасающихся поверхностей)

2 Задание: исследовать зависимость силы трения от массы.

(сила трения зависит от массы, прижимающей тело к поверхности)

3 Задание: сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.

(при равных нагрузках сила трения скольжения всегда больше силы трения качения)

4 Задание: исследовать зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей. (что сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.)

Каждая группа выполняет свою работу и по окончанию объясняют свою работу, делают вывод что сила трения зависит от вида поверхности, массы но не зависит от площади поверхности.

Молодцы!.

6 СЛАЙД

Все запишите вывод в тетрадях.

Вывод что сила трения зависит от вида поверхности, массы но не зависит от площади поверхности.

МЕТОД КОПИ КЛЭП


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слово дается для метода. МЕТОД ТИМ ЧИР

Первый стол.

Второй стол.

А теперь:

  1. Стряхнули с себя лень и усталость,

  2. Потянулись к звездным долям,

  3. Спрятались от бед и опасностей.

  4. Улыбнулись друзьям и зимнему солнышку.

  5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.


Продолжаем изучение темы Сила трения.

А какие виды есть у силы трения.

Слайд 7

Давайте это обсудим. Смотрим на доску и попытаемся понять какая сила применяется?

Слайд8

СИЛА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ возникает при трении скольжения

При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения. Например, такое трение возникает при движении саней и лыж по снегу. Схему в тетради нарисуйте.

Слайд 9

СИЛА ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ возникает при трении качения

Если же одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения. Схему в тетради нарисуйте.

Слайд 10

СИЛА ТРЕНИЯ ПОКОЯ возникает при трении покоя

Трение покоя - трение, возникающее при отсутствии относительного перемещения соприкасающихся тел.

Сила трения покоя - сила трения, препятствующая возникновению движения одного тела по поверхности другого:

Сила трения покоя:
- препятствует возникновению движений одного тела по поверхности другого тела;
- равна по модулю и направлена противоположно силе, приложенной к телу параллельно поверхности соприкосновения тел.

МЕТОД КОПИ КЛЭП

А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной.

Лениза: Первое исследование  законов трения принадлежит знаменитому итальянскому ученому и художнику  Леонардо да Винчи (15 век).

МЕТОД КОПИ КЛЭП

V Закрепление изученного материала.

Вопросы на закрепление:

МЕТОД ТЭЙК – ОФ – ТАЧ – ДАУН (встать - сесть)

Сила трения зависит от:

  • от пути нет

  • от массы да

  • от времени нет

  • от качества поверхности; да

  • от площади поверхностей нет

  • от вида трения: да.

.

VI ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

§ 30 № упр. 11, Найти 3 поговорки или пословицы о трении и дать им объяснение.

Оценки за урок.

VIII Рефлексия.

Возьмите лист самооценки и ответьте на вопросы

Лист самооценки

Ответьте на вопросы и поставьте (+) в столбце «Да» или «Нет» или «Затрудняюсь ответить»

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

Я знаю виды силы трения




Я знаю единицу измерения силы трения




Я знаю, куда направлена сила трения




Я могу определить вид силы трения




Я могу измерять силу трения




Я считаю свою работу на уроке эффективной





VII Выводы.(учитель еще раз с уч-ся делает вывод)

Таким образом, измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения.

Выводы: - сила трения направлена в противоположную сторону движения;

-имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения

тела с поверхностью;

От каких факторов еще может зависеть сила трения?

Вывод: сила трения зависит от материала, из которого изготовлены тела, и от качества обработки их поверхностей.


Ребята мы с вами сегодня рассмотрели силу трения – СИЛУ ЗНАКОМУЮ,
НО ТАИНСТВЕННУЮ, которая сильнее бурь, ветров и непогоды.
Благодарю вас за хорошую работу





















Задание: исследовать зависимость силы трения от вида поверхностей.


Ход работы:


  1. Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

  2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.



  1. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок по поверхности, покрытой тканью. Запишите показания в таблицу.

  2. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок по поверхности, покрытой наждачной бумагой. Запишите показания в таблицу.

  3. Сделайте вывод. Запишите его.




























Задание: исследовать зависимость силы трения от вида поверхностей.





вещество

FТР, Н

1

Деревянный брусок по поверхности стола.


2

Деревянный брусок по поверхности, покрытой тканью.


3

Деревянный брусок по поверхности покрытой нажд. бумагой.



Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание: исследовать зависимость силы трения от массы.


Ход работы:


  1. Присоедините динамометр к деревянному бруску.

  2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.



  1. Повторите измерение силы трения, увеличив массу бруска при помощи одного, двух и трех грузов.



  1. Занесите данные в таблицу.

  2. Сделайте вывод и запишите его.
















Задание: исследовать зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.



оп

m, кг

FТР, Н

1

Брусок без груза


2

1 груз


3

2 груза


4

3 груза




Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание: сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.


Ход работы:


  1. Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

  2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.



  1. Присоедините к бруску колеса и повторите измерения силы трения. Запишите показания в таблицу.



  1. Сделайте вывод и запишите его.






















Задание: исследовать зависимость силы трения от факта качения или скольжения.



оп


FТР, Н

1

Брусок скользит по поверхности


2

Брусок катится по поверхности




Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________________

Сила трения становится меньше, если_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание: исследовать зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.


Ход работы:


  1. Присоедините динамометр к деревянному бруску. Прижмите брусок к поверхности при помощи грузов.

  2. Равномерно передвигайте брусок по поверхности стола. Какое значение силы трения показывает динамометр? Запишите показания в таблицу.



  1. Повторите измерение силы трения, перемещая брусок , повернув его другой гранью ( не забудьте вновь прижать его к поверхности тем же количеством грузов) . Запишите показания в таблицу.

  2. Сделайте вывод. Запишите его.




























Задание: исследовать зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.





грань

FТР, Н

1

Широкая (большая площадь поверхности)


2

Узкая (малая площадь поверхности)




Вывод: сила трения, возникающая между двумя поверхностями от площади соприкасающихся поверхностей ______________________




14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!