СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В театр играем- речь развиваем

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Использование в образовательном процессе позволяет решать все вышесказанные задачи в полной мере.

выделены задачи театрализованной деятельности:      - «Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).     - Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средства перевоплощения.     - Продолжать использовать возможности педагогического театра для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимание детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектаклях».  

Просмотр содержимого документа
«В театр играем- речь развиваем»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12» города Канаш Чувашской Республики

















ПРОЕКТ

«Играя, учимся общаться»

Тема: «В театр играем- речь развиваем».
















Выполнила воспитатель:






Канаш 2017



Содержание





  1. Паспорт проекта 3

  2. Актуальность…...……………………………………………………………………...4-9

  3. Анализ среды…………………………………………………………………………..6

  4. Цели и задачи проекта 8

  5. Участники и их роль в реализации проекта…………………………………………8

  6. Ресурсы проекта……………………………………………………………………….9

  7. Механизм реализации проекта 9

  8. План реализации проекта 9-10

  9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности…………...................11-13

  10. Список литературы…………………………………………………………………..13

  11. Приложения……………………………………………………… ………………14-20































Паспорт проекта

«Игры - драматизации в развитии диалогической речи дошкольников»

Тема проекта


«Игры - драматизации в развитии диалогической речи дошкольников»

Автор проекта

Михайлова Наталия Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №12» города Канаш Чувашской Республики

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12» города Канаш Чувашской Республики

Проблема, на решение которой направлен проект

Несмотря на то, что сегодня дети находится в информационном обществе, они часто испытывают трудности в общении со сверстниками. Театрализованная деятельность позволяет решать эту проблему.

Цель

Совершенствовать диалогическую форму речи у детей 6-7 лет через театрализованную деятельность

Задачи

  1. Подобрать игры, дидактические материалы, литературные произведения для организации работы пол развитию диалогической речи.

  2. Активизировать деятельность детей в ходе их привлечения в театрализованную деятельность.

  3. Формировать умение детей навык взаимодействия со сверстниками.

  4. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников путем создания творческой мастерской, изготовления или подбора декораций, костюмов.

  5. Стимулировать развитие творческой активности детей и их родителей в театрализованной деятельности.

Срок реализации проекта


август 2017 – январь 2018 года,

6 месяцев.

Участники проекта:


1. Педагоги: воспитатель группы «Колокольчик»

2. Дети старшей (подготовительной) группы.

3. Родители и другие члены семьи

Ожидаемый результат:


- При общении активно используют диалогическую форму речи.

- Умеют поддерживать беседу.

- Развита интонационная выразительность речи;

- Развита координация слова и движения;

- Сформированы коммуникативные способности и навыки импровизации.

- Налажена взаимосвязь с родителями воспитанников: они помогают изготавливать или подобрать декорации, костюмы.

- Педагог и родители компетентны в организации предметно – развивающей среды.




Актуальность

В ФГОС дошкольного образования ( утвержден приказом от 17 октября 2013 года) чётко сформулированы задачи развития диалогической речи у дошкольников: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Использование в образовательном процессе позволяет решать все вышесказанные задачи в полной мере.

И в программе, по которой работает МБДОУ«Детский сад №12» города Канаш. Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой) выделены задачи театрализованной деятельности:

- «Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средства перевоплощения.

- Продолжать использовать возможности педагогического театра для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимание детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектаклях».

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи, в отличие отситуативной, ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.

Добиваясь содержательности речи детей, не следует забывать о том, что они очень любят играть. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи - это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.

Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова).

В статьях на тему диалогического общения авторов Арушановой А., Рычаговой Е., Дуровой Н. даны некоторые сценарии для детей 3-5 лет по развитию диалогической речи. Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками. Авторы разработали сценарии и внедрили их в практику развития диалогического общения в дошкольные учреждения. В качестве основной формы обучения они использовали игры-занятия.

В учебном пособии Бородич А. М. «Методика развития речи детей» рассматриваются основные вопросы формирования разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок , что напрямую оказывает огромную роль в развитие диалогической речи. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания, а их диалоги образцами диалогической речи.

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики преподнесения литературного произведения и образовательной работы в группе. В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения.



Анализ ситуации развития речевого общения детей в группе:

  1. Речевое диалогическое общение из года в год становится бедней, дети не умеют общаться между собой и со взрослыми. Словарь скудный, дети больше пользуются междометиями, объясняясь друг с другом

  2. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания и создать все необходимые условия для ее реализации.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Но при организованном обучении можно достичь хороших результатов в развития диалогового общения детей. Также исследования разных авторов говорят, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. И наши родители являются не исключением из этих правил. В настоящее время забота о материальном благополучии семьи, к сожалению, занимает очень много времени у родителей. И у них, как правило, на занятия с малышами не хватает времени.

Поэтому я пришла к выводу, что мне при развитии диалогической речи детей дошкольников необходимо использовать ту форму работу, которая бы служила образцом диалогической речи и при исполнении которого дети могли бы упражняться в разговорной, диалогической речи.

Я думаю, русские народные сказки полны диалогов героев, которые тоже отличаются разговорной лексикой и фразеологизмом; Мне кажется, эти готовые диалоги из сказок можно использовать как образец диалогической речи, обыгрывая которые дети учатся составлять связные диалогические высказывания. Игры-драматизации способствуют формированию думающего и чувствующего, активного и готового к творчеству человека

Процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:

-имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

-имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

-включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок – «режиссер», ребенок –«актер», ребенок-«зритель», ребенок –«оформитель»-«декоратор» спектакля).

Поначалу я видела только ребенка, который играет роли и тем самым у него развивается диалогическая речь. Но в процессе работы оказалось, и другие роли хорошо развивает содержательную разговорную диалогическую речь.

-ребенок - «декоратор», оформляя сцену для выступления должен договариваться с другими детьми, при этом вступает в плодотворную диалогическую речь.

-ребенок - «зритель» после просмотра обсуждает увиденное, где опять необходимо вступать в разговор с партнером.,

-ребенок - «актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

- ребенок - «декоратор» наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно – изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

- ребенок - «зритель» обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре - драматизации, может анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

При организации игр - драматизаций я отметила, что дети разделились на группы. Одни дети с удовольствием исполняют роли, точно передают слова текста сказки характерные черты героев. Таких детей оказалось четверо. Другая группа детей, начиная играть определенную роль, постоянно ждала поддержки и подсказки взрослого, если даже дети знали свою роль. Таких детей было большинство – девять детей. Третья группа детей категорически отказывалась исполнять роли отрицательных героев. Они говорили, что не хотят быть плохими героями.

Наблюдение и анализ действий детей показал следующее: (По В.В. Гербовой)

Показатели развития игр-драматизаций

Количество детей

В процентном отношении

Самостоятельно и точно передает слова и характерные черты героев

4

22,2 %

С помощью подсказки взрослого может передать слова текста

9

50%

Отказывается играть отрицательные роли

3

16,7%

Только зритель

2

11,1%



Но я понимала, что родители являются основными воспитателями детей и без их участия моя работа была бы неполной.

Поэтому я целенаправленно беседовала с родителями о том, читают ли они сказки, обыгрывают ли сказку по ролям, или просто обсуждают сказку после прочтения, знают ли они значение таких обсуждений.

15 родителей из 18 сказали, что читают сказки, 10 из них читают сказку только перед сном, поэтому о разговоре после прочтения нет и речи. А остальные пять родителей разговаривают с детьми о героях, обсуждают их поступки. Трое родителей читают сказки детям от случая к случаю. Некоторые родители признались, что сказки детям читают в основном бабушки.



Цель проекта:

1. Совершенствовать диалогическую форму речи у детей 6-7 лет через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

  1. Подобрать игры, дидактические материалы, литературные произведения для организации работы пол развитию диалогической речи.

  2. Активизировать деятельность детей в ходе их привлечения в театрализованную деятельность.

  3. Формировать умение детей навык взаимодействия со сверстниками.

  4. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников путем создания творческой мастерской, изготовления или подбора декораций, костюмов.

  5. Стимулировать развитие творческой активности детей и их родителей в театрализованной деятельности.

Срок реализации проекта:

август 2017- январь 20018г.

Участники проекта:

1. Педагоги: воспитатель группы.

2. Дети старшей (подготовительной) группы.

3. Родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 6 месяцев.



Реализация проекта

1.Консультация: «Развитие диалогической речи дошкольников в театрализованной деятельности» (Воспитатели)

2.Составление списка необходимых материалов для реализации проекта.(Воспитатели)

3. Создание моделей театров . Разработка эскизов. (Сотрудники детсада, родители)

4.Изготовление необходимых материалов для реализации проекта.(Сотрудники ДОУ, Родители)

5.Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон.



План работы с детьми

Месяц

Название литературного произведения

Работа по произведению

август

Сказка «Теремок»


Домашнее задание «Изготовить маски к сказке «Теремок». Обсуждение характеров героев сказки. Анализ способов передачи характера каждого персонажа. Обыгрывание сказки «Теремок»

сентябрь

Сказка

«Волк и лиса».

Просмотр теневого театра «Волк и лиса». Обсуждение характеров героев сказок. Анализ способов передачи характера героев.

октябрь

Сказка

«У страха глаза велики»

Чтение сказки. Обсуждение и анализ характерных качеств персонажей сказки. Создание образа подручными предметами. Обыгрывание сказки

ноябрь

Сказка

«Три поросенка»

Чтение сказки. Домашнее задание «Сделать кукол бибабо к сказке». Обыгрывание сказки за ширмой.

декабрь

Сказка

«Заюшкина избушка»

Раскрашивание масок для сказки. Чтение сказки. Обсуждение характеров героев сказок. Анализ способов передачи характера героев. Обыгрывание сказки.

январь







Сказка

«Новые приключения Колобка».

Организация «Дня сказки» совместно с родителями. Развлечение, подготовленное совместно воспитателями и родителями.

Чтение сказки. Анализ характеров героев. Обсуждение способов передачи характеров. Обыгрывание сказки. Организация театра для детей детского сада.

Показ сказки на телеканале местного телевидения.



План работы с родителями:



Месяц

Название мероприятия

Цель мероприятия

август

Консультация «Своеобразие детского диалога».





Консультация «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»


Ознакомить с важности развития диалогической речи в дошкольном возрасте.



Ознакомить с влиянием театрализованной деятельности в развитии детей

сентябрь

Изготовление теневого театра по программным сказкам

Обеспечить активное участие родителей в организации среды

октябрь

Рекомендации для родителей «Как обеспечить психологическую комфортность при организации игр-драматизаций»

Обеспечить психологический комфорт детей дома при организации игр

ноябрь

Изготовление кукол бибабо для организации театра за ширмой в самостоятельной деятельности детей

Обеспечить активное участие родителей в организации среды

декабрь

Семинар «Как организовать игру- драматизацию»


Ознакомить с методикой организации игр-драматизаций.


январь

Совместная организация «Дня сказок»

Дать почувствовать атмосферу совместного проживания ситуации

















Ожидаемый результат:

  1. - При общении активно используют диалогическую форму речи.

  2. - Умеют поддерживать беседу.

  3. - Развита интонационная выразительность речи;

  4. - Развита координация слова и движения;

  5. - Сформированы коммуникативные способности и навыки импровизации.

  6. - Налажена взаимосвязь с родителями воспитанников: они помогают изготавливать или подобрать декорации, костюмы.

  7. - Педагог и родители компетентны в организации предметно – развивающей среды.

  8. - Повышена компетентность педагогов и родителей в нормативных требованиях и подходах к построению предметно - развивающей среды.





Наблюдение и анализ действий детей показал следующее:



Показатели развития диалогической речи

посредством театрализованной деятельности.

Количество детей

В процентном отношении

В начале работы

В конце работы

В начале работы

В конце работы

1.Самостоятельно и точно передает диалоги действующих лиц.

4

15

22,2 %

83,3%

2.С помощью подсказки взрослого может передать слова текста

9

3

50%

16,7%

3.Отказывается играть отрицательные роли

3

0

16,7%

0

4.Только зритель

2

0

11,1%

0









Работа с родителями тоже дала свои результаты. Родители больше стали общаться со своими детьми. Это был двусторонний интерес к общению. Дети с удовольствием рассказывали о том, что происходило в группе. Родители делились планами на вечер, куда часто входило знакомство с новой сказкой.

Хотя обыгрывание сказок не стало традицией семей, но ни один из родителей не отказался в изготовлении кукол би-ба-бо, теневого театра. Они с удовольствием вместе с детьми окунулись в мир сказок, когда организовали «День сказок» в группе.

Из бесед с родителями я поняла, что теперь сказками не обделен ни один ребенок группы.

Родителям стало интересно слушать мнение детей о героях сказок. Хотя, надо заметить, не все родители подробно беседовали по сказке, некоторые ограничивались тем, что им просто называли героев.



Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на развитие не только диалогической, но речевой деятельности вообще. Дети в игры переносили знакомые диалоги из сказок. В сюжетные игры вносили характерные образы персонажей разных произведений.

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на сказки, и с удовольствием слушали и проявляли интерес и желание обыгрывать сказки;

Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на качество общения как детей между собой, таки и их общение с взрослыми; Появились в речевом общении детей средства выразительности из знакомых обыгранных литературных произведений. Дети научились поддерживать беседу. Совершенствовалась диалогическая форма речи.

Интонационная выразительность речи стала более развитой.

Сформировались коммуникативные способности и навыки импровизации.

Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в организации среды и стали помощниками воспитателя в развитии диалогической речи в повседневной жизни.



















Список литературы :



  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры. Упражнения, сценарии. – М.:. ТЦ Сфера, 2006.

  2. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 112 c.

  3. Гербова В. Занятия по развитию речи в старшей группе // Дошкольное воспитание. – 2000.

  4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез - Москва, 2008. - 567 c. .

  5. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12.

  6. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова.-М.: Просвещение, 2004.

  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

  8. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.

  9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.ш

  10. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике.- М.,2010.

  11. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012. - 208 c.

  12. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: Мозаика Синтез, 2013, под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  13. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. - М., 2010.

  14. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.

  15. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.

  16. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.

  17. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

  18. Шулика Е., Шинкарёва М., Потапова И., Закутина Л. Развитие выразительности речи //Дошкольное воспитание №8, 2006.стр.13-17.










Приложения



Театрализованные игры.

  1. Игра:  «Веселый Старичок-Лесовичок»

Цельучить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель:             Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух

! Бу-бу-буда бе-бе-бе,

 Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:            

 Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

 Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

 fb-го-го да буль-буль-буль.'

Воспитатель:        

     А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

 Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

fb-ro-ro да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.

  1. Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

— Как ходит Старичок-Лесовичок?

— Как ходит принцесса?

— Как катится колобок?

— Как серый волк по лесу рыщет?

— Как заяц, прижав уши, убегает от него?




  1. «Немой диалог»  на развитие артикуляции

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

  1. «Загадки без слов»

 Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

 Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

 Загадаю вам загадки,

 Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

  1. «Поиграем. — угадаем.» (АБосева)

Цель:развивать пантомимические навыки.

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

 Про мои стихи-загадки?

 Где отгадка, там конец.

 Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

 Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

 Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

 А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

 С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

 Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако , он  верблюд и ли ...? (Собака.)

(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А  глядит она в окошко и мяукаетТ Как... (Кошка.)

(Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и  фыркают, показывают «когти».)

Верно, мрно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

 Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке  ядовитые... (Поганки.)

(дети расходятся по залу  («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)

  1.  Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

7.  Игра «Телефон»

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушки на загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Игра «Кто назовет больше слов, начинающихся на букву (А)»?
   «Итак, вы смогли вспомнить двенадцать слов на букву А, – говорит педагог. – Это много, но в словаре их значительно больше, быть может, сто или двести. Сейчас я буду называть слова на букву А, которые мне особенно приятно произносить, а вы попытаетесь объяснить, что они обозначают: абажур, абрикос, август, авиация, автограф, алфавит, адажио, адмирал, адъютант, ажурный, аметист… Итак, вам пока знакомы только пять слов из одиннадцати, но уверена, что в конце года вы будете знать смысл значительно большего числа слов. Вот, должно быть, удивится наш музыкальный работник, услышав из ваших уст слово „адажио“. Давайте попросим его дать нам прослушать запись адажио из балета».


Театральные этюды:

Задачи: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

  1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»), Но это же мама — простили, улыбнулись.

 

  1. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

 

  1. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

 

  1. Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму...

Впереди арбузы — вот!..

Где мне взять второй живот?

  1. На носочках я иду —

Маму я не разбужу.

  1. Ах, какой искристый лед,

А по льду пингвин идет.

  1. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.

 

  1. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

  1.                     Жадный пес  

Дров принес,

Воды наносил,

                            Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам.

Гам, гам, гам!

10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.

11.Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

12.Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

13.Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку, спокойно, с наслаждением.


14.                       Был у зайца дом как дом

                            Под развесистым кустом,

                            И доволен был косой:

                            -Крыша есть над головой! —

                            А настала осень,

                   Куст листочки сбросил,

                   Дождь как из ведра полил,

                   Заяц шубу промочил.

                   Мерзнет заяц под кустом:

                            -Никудышный этот дом!

 

  1.                    Шерсть чесать — рука болит,

 Письмо писать — рука болит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

                            А каша готова — рука здорова.

  1.                   У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

                            А она-то, злюка,

 Обожгла мне руку.

17.                       Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали!

Лопнул шар,

А две подружки посмотрели-  

                            Нет игрушки, сели и заплакали...

18.                       Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

                            -Как же быть без хруста

                            Если я — капуста.

  1.                   Полюбуемся немножко,

                            Как ступает мягко кошка.

                            Еле слышно: топ-топ-топ,

                            Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.


Игры-драматизации

  1. «Самолет»

 Поиграем в самолет? (Да.)

 Вы все — крылья, я — пилот.

     Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж.

В снег летаем и пургу, У-у-у-у!

Видим чьи-то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры — рычит мотор,

 Мы летаем выше гор.

 Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

     До свиданья, самолет.

  1. «Умываемся»

 Кран откройся,

 Нос умойся,

 Воды не бойся!

 Лобик помоем,

 Щечки помоем,

 Подбородочек,

 Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

    Ой, какие мы чистенькие стали!

    А теперь пора гулять,

    В лес пойдем мы играть,

    А на чем поедем — вы должны сказать.

   (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.

      Стоп!

      Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

3.  Кошки-мышки поиграть

 Можем мы немножко.

 Мышка лапками скребет,

 Мышка корочку грызет.

 Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

4.     «Мишка»

 Косолапые ноги,

 Зиму спит в берлоге,

 Догадайся и ответь,

 Кто же это спит? (Медведь.)

 Вот он Мишенька-медведь,

 По лесу он ходит.

 Находит в дуплах мед

 И в рот себе кладет.

 Облизывает лапу,

 Сластена косолапый.

 А пчелы налетают,

 Медведя прогоняют.

 А пчелы жалят Мишку:

«Не ешь наш мед, воришка!»

 Бредет лесной дорогой

 Медведь к себе в берлогу,

 Ложится, засыпает

 И пчелок вспоминает...


План работы по сказке «Новые приключения колобка».

Цель: развитие интереса и любви детей к сказкам.

Задачи:

Речевое развитие –

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

Социальное развитие –

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- развитие эмоций;

Познавательное развитие –

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра);

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Эстетическое развитие –

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- создание выразительного художественного образа;

Развитие движений –

- согласование действий и сопровождающей

их речи;

Оборудование: дети в костюмах героев сказки.

Участники: дети, воспитатели.

Гости: дети группы «Дюймовочка» и «Капелька».

Организация деятельности

Воспитатель:

Мы в садик пришли,

Улыбаемся все.

Всем нам хорошо,

Счастливы все.

Здравствуйте, дети!

(Воспитатель предлагает детям удобно расположиться на расставленных полукругом стульчиках).

Воспитатель:
Сегодня к нам в гости пришли герои сказки «Новые приключения колобка». Давайте все вместе назовём их. Это Бабушка (сказочница), Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса, Ёжик, Белочка, Мышка. Умницы, молодцы! Сейчас мы с вами посмотрим сказку.

(Воспитатели инсценирует сказки. В процессе инсценировки, воспитатели просят, рябят показать как лепить Колобка).

Воспитатель:
С вами в сказке побывали,
Много интересного узнали.
Куклам надо отдыхать,
А нам пора играть. 
(Дети прощаются). 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!