СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "В театр играем - речь развиваем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованная деятельность, как своеобразный инструмент развития монологической и диалогической речи.

Просмотр содержимого документа
«Проект "В театр играем - речь развиваем"»

ПРОЕКТ «В ТЕАР ИГРАЕМ-РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»

ПРОЕКТ

«В ТЕАР ИГРАЕМ-РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»

Тема проекта:  «В театр играем – речь развиваем» Тип проекта:  творческий. Сроки реализации проекта:  3 месяца (январь, февраль, март). Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями. Участники проекта:  воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, родители .

Тема проекта: «В театр играем – речь развиваем»

Тип проекта: творческий.

Сроки реализации проекта: 3 месяца (январь, февраль, март).

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста, родители .

Актуальность проекта

Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

 Проблема:  активизация речевой функции детей. Цель проекта:  внедрение в работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

Проблема: активизация речевой функции детей.

Цель проекта: внедрение в работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

Задачи проекта: Совершенствование лексико-грамматических средств языка. Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие монологической и диалогической речи. Формирование игровой мотивации детской речи. Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка. Развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом. Совершенствование просодической стороны речи и интонационной выразительности. Обучение детей драматизации, проигрыванию отдельных частей сказок, потешек, используя различные виды театра. Расширение кругозора и представлений о мире. Формирование нравственных основ и начал. Приобщение родителей к участию в проекте. Установление эмоционального контакта между детьми, педагогами и родителями через совместное проведение праздников, досугов. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада и семьи.

Задачи проекта:

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи.
  • Развитие монологической и диалогической речи.
  • Формирование игровой мотивации детской речи.
  • Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка.
  • Развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать со взрослыми и друг с другом.
  • Совершенствование просодической стороны речи и интонационной выразительности.
  • Обучение детей драматизации, проигрыванию отдельных частей сказок, потешек, используя различные виды театра.
  • Расширение кругозора и представлений о мире.
  • Формирование нравственных основ и начал.
  • Приобщение родителей к участию в проекте. Установление эмоционального контакта между детьми, педагогами и родителями через совместное проведение праздников, досугов.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Методы реализации поставленных задач: Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. Практические методы: упражнения, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр мультфильмов и сказок, организация выставки поделок, рисунков, изготовление костюмов сказочных героев, атрибутов. Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, чтение потешек по ролям, введение элементов соревнования. Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, потешек, присказок, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.

Методы реализации поставленных задач:

  • Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
  • Практические методы: упражнения, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.
  • Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр мультфильмов и сказок, организация выставки поделок, рисунков, изготовление костюмов сказочных героев, атрибутов.
  • Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, чтение потешек по ролям, введение элементов соревнования.
  • Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, потешек, присказок, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.
Этапы проекта: I этап – подготовительный Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений, изучение педагогической литературы. Задачи. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, присказок, загадок о сказках и сказочных героях. Изучить методическую литературу по теме проекта Определить направления работы по реализации проекта. Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта Подбор материала и оборудования для реализации проекта: Подготовка конспектов театрализованной деятельности; Составление рекомендаций для родителей, воспитателей; Разработка бесед с детьми; Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов, фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями; Составление картотеки театрализованных игр; Составление картотеки дидактических игр и заданий для развития лексики у детей.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений, изучение педагогической литературы.

Задачи.

  • Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  • Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, присказок, загадок о сказках и сказочных героях.
  • Изучить методическую литературу по теме проекта
  • Определить направления работы по реализации проекта.
  • Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта
  • Подбор материала и оборудования для реализации проекта:
  • Подготовка конспектов театрализованной деятельности;
  • Составление рекомендаций для родителей, воспитателей;
  • Разработка бесед с детьми;
  • Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов, фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями;
  • Составление картотеки театрализованных игр;
  • Составление картотеки дидактических игр и заданий для развития лексики у детей.
Организация театрально - игровой среды в группе  Подобрать игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля подобрать аудиозаписи. Оформить театральный уголок для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. Подготовить стойку для элементов костюмов, простых декораций, бутафории. Ширмы для кукольного и настольного театра. Создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей. Предусмотреть консультации психолога и логопеда, педагогов дополнительного образования.

Организация театрально - игровой среды в группе

  • Подобрать игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы.
  • Для музыкального оформления спектакля подобрать аудиозаписи.
  • Оформить театральный уголок для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям.
  • Подготовить стойку для элементов костюмов, простых декораций, бутафории.
  • Ширмы для кукольного и настольного театра.
  • Создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей.
  • Предусмотреть консультации психолога и логопеда, педагогов дополнительного образования.
II этап– формирующий Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда педагогических знаний среди воспитателей и родителей. Работа с детьми Беседа «Жизнь театр, и все мы в ней актеры» Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Разучивание потешек -диалогов Разучивание диалогов между героями сказок. Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. Упражнения- пантомимы. Упражнения на координацию речи с движением. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. Пересказ прочитанных сказок, используя мнемотаблицы. Рассматривание иллюстраций к сказкам Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева Иллюстрирование прочитанных сказок детьми. Загадки о сказках, героях сказок. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

II этап– формирующий

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда педагогических знаний среди воспитателей и родителей.

Работа с детьми

  • Беседа «Жизнь театр, и все мы в ней актеры»
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  • Разучивание потешек -диалогов
  • Разучивание диалогов между героями сказок.
  • Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.
  • Упражнения- пантомимы.
  • Упражнения на координацию речи с движением.
  • Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка
  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  • Пересказ прочитанных сказок, используя мнемотаблицы.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева
  • Иллюстрирование прочитанных сказок детьми.
  • Загадки о сказках, героях сказок.
  • Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Работа с родителями Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Еженедельное информирование о ходе проекта. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам). Чтение сказок с детьми. Рекомендации: По развитию интонационной выразительности речи, По разучиванию диалогов между героями сказок; По развитию мелкой моторики Семинары-практикумы: Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения; Знакомство с речевыми играми.

Работа с родителями

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  • Еженедельное информирование о ходе проекта.
  • Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  • Чтение сказок с детьми.

Рекомендации:

  • По развитию интонационной выразительности речи,
  • По разучиванию диалогов между героями сказок;
  • По развитию мелкой моторики

Семинары-практикумы:

  • Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения;
  • Знакомство с речевыми играми.
III этап – заключительный Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка рисунков, поделок, выпуск стенгазеты «Мы – артисты». Заключительный этап – итог проекта: Показ спектаклей «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси- лебеди» для детей других групп, родителей; Выставка поделок, рисунков; Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой моторики, грамматического строя речи, координации речи с движением

III этап – заключительный

Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка рисунков, поделок, выпуск стенгазеты «Мы – артисты».

Заключительный этап – итог проекта:

  • Показ спектаклей «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси- лебеди» для детей других групп, родителей;
  • Выставка поделок, рисунков;

Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой моторики, грамматического строя речи, координации речи с движением

Содержание деятельности:    Артикуляционная гимнастика  Чистоговорки и скороговорки

Содержание деятельности:

Артикуляционная гимнастика Чистоговорки и скороговорки

Упражнения на речевое дыхание

Упражнения на речевое дыхание

- Упражнения на активизацию словарного запаса  - Упражнения на интонационную выразительность  - Упражнения на формирование разговорной речи

- Упражнения на активизацию словарного запаса - Упражнения на интонационную выразительность - Упражнения на формирование разговорной речи

Игры со словами и без слов

Игры со словами и без слов

Театрализованные игры с героями

Театрализованные игры с героями

Упражнения на воображение  Упражнения на имитацию движений

Упражнения на воображение Упражнения на имитацию движений

Инсценирование сказок

Инсценирование сказок

Показ театрализованных представлений

Показ театрализованных представлений

Ожидаемый результат Апробировав проект, мы ждем определенных результатов, в первую очередь: Активизация словаря детей; Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя; Развитие диалогической и монологической форм речи; Совершенствование лексико-грамматических средств языка; Речевое раскрепощение детей; Совершенствование навыков общения детей в коллективе; Повышение общей культуры ребенка; Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Ожидаемый результат

Апробировав проект, мы ждем определенных результатов, в первую очередь:

  • Активизация словаря детей;
  • Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;
  • Развитие диалогической и монологической форм речи;
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • Речевое раскрепощение детей;
  • Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
  • Повышение общей культуры ребенка;
  • Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
       Вывод   Дети усовершенствовали свои исполнительские умения, развили чувство партнёрства. Научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. В своих играх стали использовать мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Вывод

Дети усовершенствовали свои исполнительские умения, развили чувство партнёрства. Научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. В своих играх стали использовать мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.