Тема урока: В царстве грибов
Тип урока : Объяснения нового материала
Цели урока: Актуализировать и упорядочить знания детей о классификации грибов; дать представления о грибах в процессе работы с текстом.
Задачи урока:- Ознакомление с особенностями строения шляпочных грибов.
- Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека. - Знакомить с правилами оказания первой помощи при отравлении грибами. - Развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о грибах, прививать навыки самостоятельной поисковой работы.
- Создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; прививать любовь к окружающему миру.
Оборудование: презентация, тесты, карточки строение гриба.
План урока
1. Оргмомент.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.
(1 слайд пустой)
- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.
. Повторение пройденного материала
- Сегодня мы будем путешественниками – исследователями. А куда мы отправимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой? (Лес)
Слайд 2.
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
- Итак, мы отправляемся в лес на природу.
- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню , чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).
- Молодцы!
- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
– Правильно.
Слайд 3.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
Слайд 4.
На доске появляется схема 1(Приложение 1)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
Проверим, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. У вас на столах лежат мозаики, соберите их.
По два человека с группами занимаются сбором мозаики.
-А остальные ребята в группах разложите картинки с лесными жителями на уже известные вам группы.
А в это время проверяются мозаики.
-Что получилось? Какая это природа?
Деление на царства живой природы - растения, животные.
На доске - царство растений, царство животных. Названия царств прикрепляются на доску.
Слайд 5.
- Работаем мы по группам, давайте узнаем название ваших групп
- Сколько групп? Какие картинки лишние? (Грибы). Это особое царство природы.
V. Постановка цели урока. Формулировка темы урока.
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? Чему учиться?
Слайд 6.
- Тема нашего урока: «В царстве грибов».
VI. Работа по теме урока.
1. Постановка учебной проблемы.
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждой группы на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы
-… грибы живая природа?
- … способствуют образованию перегноя?
- … у гриба есть шляпка?
- … мухомор самый ядовитый гриб?
- … можно детям до 10 лет есть грибы?
- … грибы нуждаются в охране?
Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы.
Мы говорим грибы.
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
- Почему? (Они растут на земле).
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).
- А к миру животных? (Тоже нет так как они не могут передвигаться).
- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
Слайд 7.
Вывод.
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
-Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.
( Прикрепить название)
2 . Строение гриба.
- Попробуйте в загадке найти части гриба. А сейчас работа в парах. На парте лежит рисунок гриба и название частей. Обозначьте каждую часть.
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся
А теперь проверим.
(6 слайд - строение грибов)
- А теперь давайте рассмотрим строение гриба
- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена.
- Что находится ниже? (Ножка)
- Шляпка и ножка называется плодовое тело.
- Как называется подземная часть гриба? (грибница)
Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.
Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.
3. Первичное закрепление. Работа с учебником.
- Поработаем с учебником на странице 112.
-Давайте закрепим наши знания. Читает ученик.
Слайд 8.
3. Питание гриба. Работа с текстом по методу инсерт. Страница 112.
*Чтение текста по методу инсерт.
- Чем питаются грибы?
– Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях.
“+”- новое
“-”- думал иначе
“?”- хочу спросить
“v”- знал
Учащиеся читают текст.
*заполните таблицы “Инсерт”.
-Вернемся к вопросу питания грибов, проверим, что нового вы узнали после прочитанного?
Слайд №9
- Значит, грибы не производят питательные вещества сами точно так же, как животные. Но они как и растения растут на земле. Поэтому грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
Слайд 10.
Слайд № 12
б) Классификация грибов
- На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)
(7 слайд) съедобные и несъедобные грибы
- Какие съедобные грибы вы знаете?
- Какие несъедобные грибы вы знаете?
- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
- Открыли учебники стр.114
(8 слайд) Грибы - двойники (белый, желчный)
1) У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
- По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
(9 слайд) Грибы - двойники (опята - ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.(читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок - ядовитый гриб.
- По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
(10 слайд) Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)
3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по строению)
Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку.
- По какому признаку нашли отличие? (по строению)
- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?
5. Оказание первой помощи при отравлении.
Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь)
Слайд №17
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
Слайд №18
– И вообще! Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!
– Собирайте только знакомые грибы.
В). Правила сбора грибов.
- А кто из вас знает, как собирать грибы?
- Найдите ответ в учебнике на стр. 115. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.
- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?
- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?
- Почему нужно срезать грибы ножом?
- Почему нельзя собирать большие старые грибы?
- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?
(12 слайд чистый, музыка)
Физминутка
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.
Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.
- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.
Садитесь.
- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим
6. Грибы Красной книги России..
- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
(13, 14 слайд) (Красная книга)
- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)
- Эти грибы нуждаются в особой охране
Значение грибов
Сказка
- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.
(15, 16, 17. 18 слайд деревья и грибы)
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?
Давайте мы с вами разберёмся в этом.
(19 слайд)
- Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям?
- Что получают грибы от деревьев?
1. Грибы получают от дерева питательные вещества.
- А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?
- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.
- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)
- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.
- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?
4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.
- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.
- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?
(21 слайд вывод, гриб дерево)
Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.
- Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.
Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.
- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.
Какой можно сделать вывод?
- Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются)
- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.
(22 слайд чистый)
Физминутка
Вот он гриб - боровик,
И красив он и велик.
Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.
Е). Закрепление нового материала.
(23 слайд №5 повтор)
Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.
(24 слайд)
- Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.
1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте,
б) срезать и взять с собой,
в) сбить ногой.
- Какой правильный ответ?
(25 слайд)
2. Назовите самый ядовитый гриб.
а) желчный гриб,
б) бледная поганка,
в) ложный опёнок.
(26 слайд)
3. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка,
б) ножка,
в) корень.
- Что же у грибов вместо корня?
(27 слайд)
4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком,
б) с деревьями,
в) с животными.
(28 лайд)
5. Найди лишний гриб.
А) подосиновик,
Б) боровик,
В) мухомор
Проверка
А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.
6. Рефлексия деятельности.
- Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали?
- За активную работу на уроке получают оценки::.
Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.
7. Включение нового в систему знаний.
(Слайд 29)
Запомни, что всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, ты наносишь вред другому.
Рекомендации по выполнению домашнего задания
1. Стр. 118-122, пересказ. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.
(Слайд 30)
9. Дополнительно (фильм рост растений).
И сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть своими глазами, как появляется грибница и растут грибы. Фильм, который вы будете смотреть показан в ускоренном режиме.
(12 слайд) фильм о росте грибов
Сначала появляется грибница. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы.
- Так почему же придя в лес нельзя вырывать грибы с грибницей? (нарушается грибница) Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.
Дополнительно
- Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб - плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб
14