СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Путешествие в царство грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с царством грибов.

Задачи урока:

  • дать понятие о грибах как особом царстве живой природы;
  • изучить строение гриба;
  • научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный  интерес учащихся;
  • воспитывать  бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью.

Планируемые результаты:

понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;

познакомиться со строением грибов;

научиться бережному отношению к грибам, как части природы

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Путешествие в царство грибов"»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ 28 ноября 2014 года

Урок окружающего мира во 2-м классе

"Путешествие в царство грибов"

Соловьева Е.В.

Цель: познакомить учащихся с царством грибов.


Задачи урока:

  • дать понятие о грибах как особом царстве живой природы;

  • изучить строение гриба;

  • научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

  • развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью.

 

Планируемые результаты:

понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;

познакомиться со строением грибов;

научиться бережному отношению к грибам, как части природы


Тип урока: изучение нового материала


Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах


Оборудование: компьютер, презентация, фонограмма песни «Грибы» (сл. А. Кузнецовой муз. Т. Попатенко), листы для работы в парах, памятка грибника


Этап урока

Слайды

Материал урока

1. Организационный момент.



Прозвенел звонок у нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Вижу, класс наш, хоть куда.

И урок начать пора.

2. Мотивация.


Урок окружающего мира.

- Какое у него настроение?

- Давайте друг другу улыбнёмся. Очень важно начинать любую работу в хорошем настроении.

- А если на уроке будет трудно?

3. Актуализация знаний


- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).

- Многие любители даров природы с нетерпением ждут осенней солнечной погоды с теплыми дождями.

Эти дни, как утверждают, знатоки - самое лучшее время для "тихой охоты". Этой охотой увлечены сотни тысяч людей.

- Что такое «тихая охота»?

- "Тихой охотой" назвал сбор грибов писатель Владимир Алексеевич Солоухин.

4. Формулирование учащимися темы и целей урока.


- Чему будет посвящен наш урок?

- Какая тема нашего урока?

«В царстве грибов»

- Что вы знаете про грибы?

(заполнение схемы)

- Можем ли мы сказать, что всё знаем о грибах?

- Какую цель поставим перед собой?

- Сегодня вы узнаете, все ли грибы можно собирать, какое строение имеет гриб, какую опасность представляют грибы, какую роль играют грибы в лесу и узнаете интересное о грибах.

5.Новый материал.
























































- Кто из вас собирал грибы в лесу? Какие грибы знаете?

- Грибы – это часть природы. А что такое грибы?

Учебник страницы Умного Совенка

- Грибы – это довольно многочисленная группа живых организмов. В природе более 100000 разновидностей грибов.

В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство.

- Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется “микология” (“микос” – гриб, “логос” – наука).

- Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах).

- Что же такое грибы?

- Грибов в природе много, но в строении грибов есть что-то общее. Грибы имеют надземную и подземную части.

Ответим на такой вопрос: «Какое строение имеет гриб?»

Рассмотрим строение гриба по рисункам на с. 86-87 учебника.

- Заполним схему.

Большинство грибов образуют плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки. На нижней стороне гриба, как правило, находятся пластинки (пластинчатые грибы) или трубочки (трубчатые грибы), в которых располагаются микроскопически мелкие споры. Эти споры подобны семенам растения.

Задача ножки в том, чтобы поднять шляпку повыше, и тогда ветер может разнести вызревшие споры на большое расстояние. Под землей под ножкой находится плотная ткань, которую специалисты называют мицелием (грибница). Он состоит из многочисленных нитей. Отдельные нити настолько тонкие, что разглядеть их можно только под микроскопом. Грибница залегает в почве на глубине 6-12 см. За сезон грибница дает несколько плодовых тел. Плодовое тело гриба растет около 10 суток.

Мицелий служит для того, чтобы поглощать питательные вещества, необходимые для развития плодового тела. Нити можно обнаружить даже на расстоянии нескольких метров. Поэтому у грибника есть правило: нашёл гриб, рядом ищи другой.

- На какие две группы можно разделить грибы по нижней части шляпки? (трубчатые и пластинчатые)

- Определите вид гриба.

- На какие еще группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

Помогите мне разгадать загадки:

1. Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)

2. На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)

3. Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)

4. Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)

5. Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)

6. Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (волнушка)

7. В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)

8. С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: “Это мор!”
В красной шляпке... (мухомор)

10. На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)

Дайте название каждой группе.

Молодцы, ребята!.. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы-великаны. Диаметр их до 1,5 м. А у грибов-малюток – всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом, так как они малы. - На территории России известно свыше 150 видов грибов пригодных в пищу. К сожалению, не все грибы у нас съедобные. Есть и ядовитые. Их рвать нельзя. Человек может умереть, съев их.

- Поэтому собирая в лесу грибы, человек должен помнить одно правило: «Не знаешь гриб, не бери его! И тогда всё будет хорошо»


- Ребята, для чего нужны несъедобные грибы?

- Взаимодействуя с животным и растительным миром, они играют значительную роль в природе, в жизни леса. Например, известный всем мухомор, представляющий смертельную опасность для человека и многих других живых существ, для лосей и оленей служит прекрасным лекарством, Да и человек давно научился извлекать пользу из ядовитых грибов. Из того же мухомора во Франции готовят снотворное. И в современной медицине используются препараты на основе ядовитых грибов. В природе нет ничего лишнего. Не стоит забывать, что мы, люди, не единственные обитатели Земли, и не все на планете создано исключительно лишь для нашей пользы и блага.

- Грибы не только вкусны, но и очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать. Они разлагают остатки растений, способствуют образованию органического вещества. Они повышают плодородие почвы и снабжают растения пищей.

- Многие грибы очень “дружат” с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб, мы чаще находим в ельниках, в сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая “дружба” выгодна и грибу, и даже дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

- Часто гриб просто не может существовать без дерева. Белый гриб растет только в лесу. Если его грибницу перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут, потому что рядом нет сосны или ели.

6. Физминутка.


1.Мы идем дорожками,

Узкими тропинками,

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками.

Золотым осенним днем

За грибами мы идем.

2.Прямо за опушкою

Вдруг нашли волнушки мы,

И пенек с опенками

Под рябиной тонкою.

Золотым осенним днем

Мы грибы в лесу берем.

3.Крепкий подберезовик

Вырос под березою.

Красный подосиновик

Вылез под осиною.

Золотым осенним днем

Мы грибы в лесу берем.

4.С полными лукошками,

С полными корзинками

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Золотым осенним днем

Мы грибы домой несем.

7. Работа в парах.







Чтобы идти в лес, надо знать правила сбора грибов

«Правила сбора грибов»

Внимательно прочитайте каждую из перечисленных рекомендаций по сбору грибов. Отметьте знаком «плюс» правильные, знаком «минус» неправильные.

  • 1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

  • 2. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву и мох. Так грибы будут лучше видны.

  • 3. Не надо брать старые червивые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

  • 4. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах, чтобы далеко не ездить.

  • 5. Нужно рвать, тянуть гриб из земли.

  • 6. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей.

  • 7. Гриб можно не срезать, а выкручивать из земли.

  • 8. Идти за грибами на «тихую охоту» надо не ранним утром, а в знойный полдень или вечером.

  • 9. Никогда не срезайте незнакомые грибы.

  • 10. Ядовитые грибы нужно растоптать, сбить палкой и не обходить стороной. Они приносят вред для всех.

- Проверим!

В подарок вы получаете «Памятку грибнику»

8. Закрепление пройденного

- Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушались взаимосвязи в жизни леса, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые человек в пищу не употребляет. Охранять их от истребления — долг каждого.

- Многие редкие грибы занесены в Красную книгу.

- Разводить грибы подобно культурным растениям — давняя мечта грибников. Однако пока не все тай­ны их организма хорошо изучены и не все грибы легко поддаются культивированию. Только 8 видов отобраны для промышленного производства.

- Попробуем решить экологические задачи.

       Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

      Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбил палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

     Костя и Миша пришли в лес. В поисках грибов они разбрелись в разные стороны. Костя вернулся в условленное место с полной корзиной боровиков. А у друга в руках была корзинка, полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивился Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша. Правильно ли поступил Миша?

9. Инсценировка стихотворения













































































































































Послушаем разговор грибов.

«Как грибы президента выбирали»
Ведущий.
Как-то раз в одной Подберезовой республике решили грибы выбрать себе президента...
Мухомор.
Посмотрите на меня,
На мой яркий наряд!
И кто выберет меня,
Тот уж точно будет рад!

Ведущий.
Чем полезен, расскажи.
Что ты лучше, докажи!

Мухомор.
Мух морю, лосей кормлю –
Правду, правду говорю!
Президентом лучшим буду,
Я расту в лесу повсюду.

Ведущий.
Знаем-знаем, что пригож,
Да в лукошко ты не гож!

Мухомор.
Тишина, грибной народ!
Я беру самоотвод!

Опенок.
Я – опенок, парень ловок.
Может, мне поверите,
Судьбу грибов доверите?

Ведущий.
Чем полезен, расскажи.
Что ты лучший, докажи!

Опенок.
Я и летний и осенний,
Мяса я еще полезней.
Меня варят, солят, жарят
И в любом обеде хвалят.

Ведущий.
Знаем-знаем, что хорош:
И умен ты и пригож.
Но в семейном положенье
Твоем нужно разъясненье.

Опенок.
Да, со мной везде семья!
А в президенты рад бы я.
Мы все вместе, как солдаты,
Тогда уходим в депутаты!

Поганка.
А я – поганка бледная,
К тому ж еще не бедная.
Голосуйте за меня –
Расплачусь монетой я!
Ведущий.
Чем полезна, расскажи.
Что ты лучше, докажи!

Поганка.
Я тонка, стройна, одета,
Ядом я полна при этом.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравится.
Что, я вам не подхожу?
К мухомору ухожу!

Лисичка.
Из лисьей я породы,
И хитра я от природы.

Ведущий.
Чем полезна, расскажи.
Что ты лучше, докажи!

Лисичка.
Ни у кого такого нет наряда.
Грибами править – ум не надо!
Выбирай народ меня:
Всех в лесу красивей я!
Только голод иль война,
Съедят первую меня…
Нет, теперь все понимаю –
Кандидатуру я снимаю!

Подберезовик и подосиновик.
Под осиной, под березой
Мы растем, друзья, в лесу.

Подберезовик.
Ты как хочешь, в президенты
Не пойду я: не хочу!

Подосиновик.
Я тоже править не привык.
Пусть президентом станет боровик!

Боровик.
Я – белый гриб, я – боровик,
Править я в лесу привык.
И царем грибным был я.
Видно, очередь моя –
Стану первым президентом.
Что ж, народ, согласен я!

  Это интересно

  • Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.

  • Лисички и луговые опёнки – единственные грибы, которые почти никогда не бывают «червивыми».

  • Иногда можно увидеть «Ведьмины круги». Грибные круги иногда разрастаются до больших размеров диаметром 70 и даже 200 метров. “Ведьмин круг” диаметром 70 метров может достигать возраста 500 и даже больше лет.

  • Грибы бывают и такие…..


10. Итог урока.



– Наш урок подошёл к концу.

- Что вы узнали нового о грибах?

- Остались ли еще вопросы? Где можно найти информацию о грибах?


- По словам Сергея Тимофеевича Аксакова: "В числе разнообразных охот человеческих имеет свое место и смиренная охота ходить по грибы, или брать грибы. Тут примешивается некоторое умение, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: "Со счастьем хорошо и по грибы ходить". Тут есть неизвестность, есть удача и неудача, а все это вместе подстрекает охоту в человеке и составляет ее особенный интерес".

- И действительно - погуляешь с корзинкой по лесу и такую эмоциональную и физическую зарядку получишь, что сразу поднимается настроение, да и здоровья прибавится. Замечено, что прогулки по лесу позволяют избавиться от головных болей и ломоты в пояснице, сбросить лишний вес, укрепить нервную систему, избавиться от мрачных мыслей. А многих художников грибы вдохновляют на создание произведений искусства.

Д/з – найти пословицы и поговорки про грибы, рабочая тетрадь, стр.52 № 1

11. Рефлексия.



-Что больше всего понравилось на уроке?

- Мне было приятно работать с вами.

Вы сегодня молодцы!

     Игра «Узнай по описанию» (если останется время)

      Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опёнок.)

     Этот гриб можно найти в берёзовой роще или в лесу на опушке под молодой берёзой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. (Подберёзовик.)

    Самый лучший гриб, в народе его называют «царём грибов», а иногда – «полковником». (Боровик, белый.)

     Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой красивый бахромчатый шарфик-бантик. (Бледная поганка.)

     Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая. (Подосиновик.)

     На зелёной полянке семейка грибов красные, жёлтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. (Мухомор.)

     У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Маслята.)

     Эти грибы узнаешь по цвету и ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пахнет смолой. (Рыжики.)




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!