2. Актуализация знаний | Прочитайте ответ ученика у доски по теме «Разнообразие животных», исправьте, если есть неточности в его высказываниях.( Слайд 2) 1.Наука, которая изучает животных, называется ботаника(зоология). 2. Белки, зайцы, деревья (относится к царству растений) , пёстрые бабочки и шмели – всё это представители замечательного царства животных. 3.Учёные – ботаники(зоологи) делят царства животных на большие группы: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, комары и мухи( насекомые), рыбы, жабы( земноводные), пресмыкающиеся, птицы и звери. -.Скажите, на какие две группы длится природа? - Как отличить живую природу от неживой? - Какие царства живой природы мы уже изучили? | Учащиеся читают и исправляют ошибки -живую и неживую Живые существа питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают царство животных и растений |
3.Самоопределение к деятельности.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Фронтальная работа
Парная работа
С.112 чтение про себя | - Сегодня к нам на урок пожаловал старичок – лесовичок, что подсказать тему нашего урока, и пришел он к нам не с пустыми руками. (слайд 3 ) - Ребята, как вы думаете, какой подарок приготовил вам лесовичок? Отгадайте. -Для чего нам лукошко? - Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока! - Сегодня мы с вами отправимся в царство грибов - Возьмите конверт (1) , внимательно рассмотрите картинки и распределите грибы на группы. - Какие группы получились? - На какие вопросы о грибах вы хотели бы получить ответы? (составление кластера) - Я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать полные ответы на него. - Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека? - Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него полный ответ. - Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей. - Чтобы познать и проникнуть в тайны грибов Лесовичок приглашает вас в путешествие по страницам устного журнала «Удивительная природа». Первая страница журнала - «Привлекательная внешность» -Как вы думаете гриб - это живая или неживая природа? Почему? -Какие части растений вам известны? -А есть ли у грибов эти части Рубрика «Обсудим вместе». Чем грибы отличаются от растений. - Давайте вспомним, какого цвета грибы? Сколько не вспоминай, а зелёного цвета, как трава не вспомнишь. Отличия: - Грибы не имеют зелёной окраски. - Грибы не могут, как растения ,создавать для себя питательные вещества. Они поглощают из почвы готовые питательные вещества. -Так что же такое грибы? Это особое царство мира природы. - Предлагаю обозначить вам части гриба. В этом вам помогут слова для справок -Проверьте себя по учебнику с.112 (слайд 5-6) -Назовите те части гриба, которые находятся над землёй -Другая часть находится под землёй и называется… ? -Чтобы узнать, какая из этих частей играет более важную роль в жизни грибов, обратимся к учебнику. -Какая часть играет важную роль в жизни грибов. Почему? -Как вы наверное заметили, грибы растут группами, семейками. Их можно собрать несколько в одном месте, почему? | Предположения детей Формулируют тему урока Съедобные и несъедобные Кластер ГРИБЫ Строение грибов С кем дружат грибы Как питаются? Как собирать грибы Разнообразие грибов Роль грибов в природе Размножение грибов Какие бывают грибы? С кем дружат грибы?
-живая, т.к он рождается, растёт, умирает -корень ,стебель, ветки, листья, плод -нет листьев, стебля, веток -разного  грибница, ножка, шляпка. -шляпка, ножка -грибница нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её месте пробивается вверх плодовое тело. |
4. Актуализация знаний.
Работа в группах | -Опытный грибник знает грибные места. А знаете ли вы, что на нашей планете более 100 тыс. грибов. При этом для человека важны приблизительно 500 видов, более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. -Предлагаю поработать в группах и открыть следующие страницы журнала: «Многообразие грибов», «Полезные советы» -Чтобы больше узнать о грибах поработаем в группах. 1 группа. «Почему грибы так назвали?(слайд 7) Соотнесите название грибов с их описанием. Волнушка,лисичка,маслёнок,мухомор,опёнок,подберёзовик,подосиновик,рыжик,белый гриб, бледная поганка. Растёт под осинами. Мух ловит. Отрава для людей и мух. Вокруг пня растёт. Растёт под берёзами. За цвет. По краям шляпки – волны. Шляпка словно маслом помазана. Растут семейкой кажутся рыжими по цвету. Название лесного зверя. 2 группа. «Для чего нужны грибы растениям и животным леса, человеку?» -Вставьте пропущенные слова Многие ………… питаются гриба.ми. Например, белки, лоси, кабаны, глухари. Некоторые животные лечатся …………. – это лось, сороки. Гриб ………. растёт на берёзе. Им лечат язву желудка, опухоли. Гриб - ………….. применяется в хлебопечении. Все знают антибиотик лекарство пенициллин, его готовят из плесневого гриба. Им лечат воспаление лёгких, бронхит. -Грибы имеют важное значение для человека. Они употребляются в пищу. Шляпки грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. по калорийности грибы не уступают мясу и хлебу. Так килограмм сушёных белых грибов – это 3 килограмма рыбы, или пять килограммов картофеля. Самые питательные белые, рыжики, опята, подосиновики. шляпка грибов ценнее, чем ножка. Слова для справок: животные, чага, мухомор, дрожжи. 3 группа. «Как собирать грибы?» Пользуясь учебником, обоснуйте правила сбора грибов Создание памятки 4 группа «Съедобные и несъедобные грибы» -работа с атласом определителем р.т с.67 з.3 Проверка по группам. | |
5. Этап первичной проверки понимания изученного. | - Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме. - Руководитель группы раздаст тест, из конверта. - Напротив высказывания, которое вы считаете верным, поставьте плюс; напротив неверного высказывания, поставьте минус. 1. Ядовитые грибы лесу не нужны. 2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело. 3. Грибы – санитары леса.. 4. Ядовитые грибы надо уничтожать. 5. В лесу нужны только съедобные грибы. 6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные. 7. Размножаются спорами. 8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей. 9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. 10. Не производят питательные вещества, а поглощают из почвы. (самопроверка – ключ на слайде) | |
6. Рефлексия | - Вернемся к началу урока (работа с кластером) -На все вопросы ответили? -Что запомнилось больше всего? - Что узнали о строении гриба? - Давайте ответим на наш проблемный вопрос: - Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок? - Кто из вас достиг цели урока? - Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему - Кто не достиг цели и почему? - Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!! Лист самооценки | - Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли - Грибами питаются животные и люди - Украшают лес, люди любуются ими |