СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В царстве грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся представления о разнообразии и  размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Просмотр содержимого документа
«"В царстве грибов"»

Технологическая карта урока окружающего мира

Предмет: окружающий мир, УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир» Класс: 3. Тема урока: «В царстве грибов». .

Тип урока: открытие нового знания

Методы работы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские

Формы работы: фронтальная, групповая

Используемые технологии:

  • Технология проблемного обучения

  • Технология разноуровневого обучения

  • Технология развития критического мышления

  • ИКТ

Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; 
Развивающие:

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Предметные 

Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Метапредметные

Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста;

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Личностные.  Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.









План –конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- Сегодня на уроке у нас гости.

- Давайте поздороваемся с гостями.

ВСЕМ! ВСЕМ! ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

- Тихонько сели. Спины прямые. Плечики расправили.


Организация рабочих мест, приветствие

2. Актуализация знаний

Прочитайте ответ ученика у доски по теме «Разнообразие животных», исправьте, если есть неточности в его высказываниях.( Слайд 2)

1.Наука, которая изучает животных, называется ботаника(зоология).

2. Белки, зайцы, деревья (относится к царству растений) , пёстрые бабочки и шмели – всё это представители замечательного царства животных.

3.Учёные – ботаники(зоологи) делят царства животных на большие группы:

черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, комары и мухи( насекомые), рыбы, жабы( земноводные), пресмыкающиеся, птицы и звери.

-.Скажите, на какие две группы длится природа?

- Как отличить живую природу от неживой?



- Какие царства живой природы мы уже изучили?


Учащиеся читают и исправляют ошибки














-живую и неживую

Живые существа питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают

царство животных и растений

3.Самоопределение к деятельности.

















ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС









Фронтальная работа









Парная работа













С.112 чтение про себя

- Сегодня к нам на урок пожаловал старичок – лесовичок, что подсказать тему нашего урока, и пришел он к нам не с пустыми руками. (слайд 3 )

- Ребята, как вы думаете, какой подарок приготовил вам лесовичок? Отгадайте.

-Для чего нам лукошко?

- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока!

- Сегодня мы с вами отправимся в царство грибов

- Возьмите конверт (1) , внимательно рассмотрите картинки и распределите грибы на группы.

- Какие группы получились?

- На какие вопросы о грибах вы хотели бы получить ответы? (составление кластера)

- Я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать полные ответы на него.

- Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?

- Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него полный ответ.


- Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.

- Чтобы познать и проникнуть в тайны грибов Лесовичок приглашает вас в путешествие по страницам устного журнала «Удивительная природа».

Первая страница журнала - «Привлекательная внешность»

-Как вы думаете гриб - это живая или неживая природа? Почему?

-Какие части растений вам известны?

-А есть ли у грибов эти части

Рубрика «Обсудим вместе».

Чем грибы отличаются от растений.

- Давайте вспомним, какого цвета грибы?

Сколько не вспоминай, а зелёного цвета, как трава не вспомнишь.

Отличия:

- Грибы не имеют зелёной окраски.

- Грибы не могут, как растения ,создавать для себя питательные вещества. Они поглощают из почвы готовые питательные вещества.

-Так что же такое грибы? Это особое царство мира природы.

- Предлагаю обозначить вам части гриба. В этом вам помогут слова для справок





-Проверьте себя по учебнику с.112 (слайд 5-6)

-Назовите те части гриба, которые находятся над землёй

-Другая часть находится под землёй и называется… ?

-Чтобы узнать, какая из этих частей играет более важную роль в жизни грибов, обратимся к учебнику.

-Какая часть играет важную роль в жизни грибов. Почему?

-Как вы наверное заметили, грибы растут группами, семейками. Их можно собрать несколько в одном месте, почему?








Предположения детей



Формулируют тему урока



Съедобные и несъедобные


Кластер

ГРИБЫ

Строение грибов С кем дружат грибы

Как питаются? Как собирать грибы Разнообразие грибов Роль грибов в природе

Размножение грибов Какие бывают грибы?

С кем дружат грибы?









-живая,

т.к он рождается, растёт, умирает

орень ,стебель, ветки, листья, плод

-нет листьев, стебля, веток

-разного






грибница, ножка, шляпка.


-шляпка, ножка


-грибница




нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её месте пробивается вверх плодовое тело.

Физминутка

Мы шли, шли, шли,

Белый гриб нашли.

Раз — грибок, два — грибок -

Положили в кузовок.



4. Актуализация знаний.



Работа в группах

-Опытный грибник знает грибные места. А знаете ли вы, что на нашей планете более 100 тыс. грибов. При этом для человека важны приблизительно 500 видов, более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

-Предлагаю поработать в группах и открыть следующие страницы журнала: «Многообразие грибов», «Полезные советы»

-Чтобы больше узнать о грибах поработаем в группах.

1 группа. «Почему грибы так назвали?(слайд 7)

Соотнесите название грибов с их описанием. Волнушка,лисичка,маслёнок,мухомор,опёнок,подберёзовик,подосиновик,рыжик,белый гриб, бледная поганка.

Растёт под осинами.

Мух ловит.

Отрава для людей и мух.

Вокруг пня растёт.

Растёт под берёзами.

За цвет.

По краям шляпки – волны.

Шляпка словно маслом помазана.

Растут семейкой кажутся рыжими по цвету.

Название лесного зверя.

2 группа. «Для чего нужны грибы растениям и животным леса, человеку?»

-Вставьте пропущенные слова

Многие ………… питаются гриба.ми. Например, белки, лоси, кабаны, глухари.

Некоторые животные лечатся …………. – это лось, сороки.

Гриб ………. растёт на берёзе. Им лечат язву желудка, опухоли.

Гриб - ………….. применяется в хлебопечении.

Все знают антибиотик лекарство пенициллин, его готовят из плесневого гриба. Им лечат воспаление лёгких, бронхит.

-Грибы имеют важное значение для человека. Они употребляются в пищу.

Шляпки грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. по калорийности грибы не уступают мясу и хлебу. Так килограмм сушёных белых грибов – это 3 килограмма рыбы, или пять килограммов картофеля.

Самые питательные белые, рыжики, опята, подосиновики. шляпка грибов ценнее, чем ножка.

Слова для справок: животные, чага, мухомор, дрожжи.

3 группа. «Как собирать грибы?»

Пользуясь учебником, обоснуйте правила сбора грибов

Создание памятки

4 группа «Съедобные и несъедобные грибы»

-работа с атласом определителем р.т с.67 з.3

Проверка по группам.



5. Этап первичной проверки понимания изученного.


Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

- Руководитель группы раздаст тест, из конверта.

- Напротив высказывания, которое вы считаете верным, поставьте плюс; напротив неверного высказывания, поставьте минус.

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

3. Грибы – санитары леса..

4. Ядовитые грибы надо уничтожать.

5. В лесу нужны только съедобные грибы.

6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

7. Размножаются спорами.

8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.

9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.

10. Не производят питательные вещества, а поглощают из почвы.

(самопроверка – ключ на слайде)



6. Рефлексия


- Вернемся к началу урока (работа с кластером)

-На все вопросы ответили?

-Что запомнилось больше всего?

- Что узнали о строении гриба?

- Давайте ответим на наш проблемный вопрос:

- Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок?

- Кто из вас достиг цели урока?

- Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему

- Кто не достиг цели и почему?

- Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!!

Лист самооценки





- Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли

- Грибами питаются животные и люди

- Украшают лес, люди любуются ими


7.Домашнее задание

Обязательная часть: тетрадь с.66, №1,2, 4,5.

По выбору: 1) Найти интересные факты о грибах,

2) Придумать хитрые вопросы по теме,

3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов Красной книги.
















КЛАСТЕР


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя