Урок 2: Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть», «Кузов вагона».
Цель: познакомить с краткой историей развития железных дорог а России, с видами вагонов разного назначения, основными элементами конструкции вагона; формировать навыки групповой проектной деятельности; учить создавать модели вагонов из бумаги и картона; закрепить умение работать циркулем, правила выполнения разметки; совершенствовать навыки чтения чертежа; формировать самостоятельно анализировать изделие и заполнять технологическую карту, составлять технологическую карту, составлять план по изготовлению изделия.
Ход урока.
Орг. Момент.
Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы отметили, что в этом году будем путешествовать по промышленным предприятиям.
- Что такое промышленность?
- Какие отросли промышленности вы можете назвать?
Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки.
Есть и водной, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (транспорт)
Полотно, а не дорожка.
Конь? Не конь – сороконожка
По дорожке той ползет,
Весь обоз одна везет. (железная дорга)
- Кто видел поезда?
- А кто путешествовал на поезде?
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
- Прочитайте название темы урока.
- Зачем нужны поезда?
- Сегодня мы отправимся на вагоностроительный завод.
- Кто может сказать, к какой отрасли промышленности мы можем отнести вагоностроение?
Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
С.10
- Прочитайте текст на с.10
- Назовите основной вид транспорта для перевозки груза по России.
- Чем это объясняется?
- Что входит в состав железнодорожного поезда?
- Прочитайте в «Словарике юного технолога», что такое локомотив.
- На какие виды делятся локомотивы?
- какой проект нам предлагают выполнить Аня и Ваня?
- Что необходимо выполнить перед тем как приступить к выполнению проекта? (выполнить предпроектное исследование)
- Сначала узнаем, какими были первые вагоны. Рассмотрите их на иллюстрации.
- Какие вагоны есть сейчас?
С.11
- Прочитайте текст и задайте вопросы по тексту.
Железные рельсы обладали многими преимуществам: колёса двигались так легко, что лошади могли тащить вагоны с грузом в 10 раз тяжелее, чем прежде; пассажиры наслаждались комфортом во время путешествия, хотя скорость пока не превышала скорости движения конного экипажа; с введением парового двигателя отпала необходимость частых остановок для смены лошадей; значительно увеличилась скорость – первые пассажиры скоростных поездов пугались столь быстрой езды.
- Какие виды вагонов различают?
- Сравните конструкции вагонов, изображённых на фото на с.11.
- Чем они похожи?
- Чем различаются?
- Какие материалы используют для производства вагонов?
Работа по рабочей тетради.
С.12.
- Прочитайте текст. Отметьте на карте упомянутые в тексте предприятия придуманными вами условными знаками.
- Рассмотрите конструкцию вагона на с.12.
- У всех вагонов конструкция общая: и у цистерны, и у пассажирского вагона есть одинаковые элементы. Назовите их.
- Для чего предназначен кузов?
- Что такое рама кузова?
Рама состоит из продольных и поперечных балок, которые жёстко соединены между собой. На раме размещена и часть тормозного оборудования. Рама кузова опирается на ходовые части.
- На что они похожи?
- Какие вагоны предлагает сравнить Ваня?
Сравнение вагонов и запись данных в таблицу.
С. 7
Выполните задание текста «Вагоны» в рабочей тетради на с.7
После выполнения теста ученики вспоминают правила работы с ножницами и клеем.
Работа по учебнику
С.13
Чтение плана работы на с.13, затем заполняют технологическую карту в р.т.
- Выполните 2 задание в р.т.
- Какие материалы необходимы для выполнения изделия?
- Какие инструменты?
- Что такое развёртка?
- Что значит прочитать чертёж?
Работа с чертежом.
- Какую форму имеет развёртка основы?
- Какие ещё линии вы можете определить на чертеже, помимо основной контурной?
- Как называются элементы, которые при сборке изделия смазываются клеем? (клапаны)
- Для чего нужны клапаны?
- Каковы размеры клапанов?
- Какую форму имеет развёртку выступа?
- Каковы размеры верхней и нижней части креста?
- Каковы размеры правой и левой частей креста?
- Какие линии вы можете определить, помимо основной контурной?
- Какой ширины линии сгиба на всех частях креста?
- Какой формы чертёж колеса?
- Какой диаметр?
- На сколько миллиметров вы откроете ножку циркуля?
- Почему?
Физминутка
Продолжение работы по теме урока.
Самостоятельное изготовление изделия
Анализ изделий.
-название изделия
- назначение изделия
- материалы, используемые для изготовления изделия
- форма деталей изделия
- количество и название деталей
- способы соединения деталей изделия
- Не захотелось ли что-то изменить в изделии?
- Что было трудным?
- Что учтете при выполнении изделия на следующем уроке?
Рефлексия.
- К какой отрасли промышленности относится вагоностроительный завод?
- Какие бывают вагоны по назначению?
- Назовите основные элементы конструкции вагона.
Итог урока.
- Сделайте вывод: чему мы научились на уроке, что изготовили?
- В каких случаях в жизни вам могут пригодиться знания полученные на сегодняшнем уроке?
Уборка рабочего места.