СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Валентин Серов - презентация к уроку

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Избранные произведения

Просмотр содержимого документа
«Валентин Серов - презентация к уроку»

Валентин Серов 19 января 1865 – 5 декабря 1911

Валентин Серов

19 января 1865 – 5 декабря 1911

Мать художника Валентина Семеновна (внизу — с сыном) и Валентин Серов в возрасте 8-ми лет.

Мать художника Валентина Семеновна (внизу — с сыном) и Валентин Серов в возрасте 8-ми лет.

В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. Мамонтова Вера. Он подсмотрел в жизни естественно-непринуждённую позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чём-то вдруг неожиданно задумавшейся. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к чёрному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, - вот, в сущности, тема картины. И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. «Девочка с персиками» - лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюблённого в жизнь и лучшее её порождение - человека. «Девочка с персиками» (Портрет В. С. Мамонтовой; 1887)

В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. Мамонтова Вера. Он подсмотрел в жизни естественно-непринуждённую позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чём-то вдруг неожиданно задумавшейся. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к чёрному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, - вот, в сущности, тема картины. И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. «Девочка с персиками» - лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюблённого в жизнь и лучшее её порождение - человека.

«Девочка с персиками»

(Портрет В. С. Мамонтовой; 1887)

В «Девушке, освещённой солнцем» нет уже такой непосредственной поэтичности, как в «Девочке с персиками», хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Вместо скрытно-порывистой позы и живого блеска брошенного в сторону взгляда перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир, ясный, как этот солнечный день под липами старого парка. Обе эти картины, имевшие сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве, до сих пор считаются жемчужинами отечественной живописи. «Девушка, освещённая солнцем» 1888

В «Девушке, освещённой солнцем» нет уже такой непосредственной поэтичности, как в «Девочке с персиками», хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Вместо скрытно-порывистой позы и живого блеска брошенного в сторону взгляда перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир, ясный, как этот солнечный день под липами старого парка. Обе эти картины, имевшие сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве, до сих пор считаются жемчужинами отечественной живописи.

«Девушка, освещённая солнцем»

1888

Портрет Трубниковой у окна, 1886

Портрет Трубниковой у окна,

1886

Прасковья Мамонтова, 1887

Прасковья Мамонтова, 1887

Коровин, 1891

Коровин, 1891

Красоту утончённо-нервного облика Левитана, его высокую интеллигентность, утомлённо-печальный взгляд затенённых на бледном лице глаз запечатлел Серов в портрете И. И. Левитана. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив колорит портрета, решённый в мягком созвучии тёмно-серых тонов фона, тёмно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица и руки, оттенённых белоснежной полоской воротника и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову - не очень. Портрет художника И. И. Левитана (1893)

Красоту утончённо-нервного облика Левитана, его высокую интеллигентность, утомлённо-печальный взгляд затенённых на бледном лице глаз запечатлел Серов в портрете И. И. Левитана. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив колорит портрета, решённый в мягком созвучии тёмно-серых тонов фона, тёмно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица и руки, оттенённых белоснежной полоской воротника и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову - не очень.

Портрет художника И. И. Левитана (1893)

Портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии (1899)   Портрет великой княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора (1893)

Портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии (1899)

Портрет великой княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора (1893)

Портрет великой княжны Ольги Александровны в детстве (1893) Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве (1893)

Портрет великой княжны Ольги Александровны в детстве (1893)

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве (1893)

Портрет императора Николая II в форме шефа Шотландских серых драгун

Портрет императора Николая II в форме шефа Шотландских серых драгун

  ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II В СЕРОЙ ТУЖУРКЕ. 1900

  ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ II В СЕРОЙ ТУЖУРКЕ. 1900

На картине изображены сыновья художника - семилетний Саша и пятилетний Юра. Мальчики стоят на террасе дачного дома. Старший смотрит на открывающуюся перед ним панораму Финского залива и угасающего северного неба, а младший повернулся к нам и глядит задумчиво и серьёзно. Мальчики одинаково одеты и внешне похожи друг на друга. Но художник показывает разницу их состояний: серьёзную сосредоточенность старшего и мечтательную задумчивость младшего; тонко подмечает характерность неповторимых детских жестов, непосредственность душевных движений, наивность и чистоту. «Дети» (1899)

На картине изображены сыновья художника - семилетний Саша и пятилетний Юра. Мальчики стоят на террасе дачного дома. Старший смотрит на открывающуюся перед ним панораму Финского залива и угасающего северного неба, а младший повернулся к нам и глядит задумчиво и серьёзно. Мальчики одинаково одеты и внешне похожи друг на друга. Но художник показывает разницу их состояний: серьёзную сосредоточенность старшего и мечтательную задумчивость младшего; тонко подмечает характерность неповторимых детских жестов, непосредственность душевных движений, наивность и чистоту.

«Дети» (1899)

Портрет четырёхлетнего мальчика Мики Морозова, кажется, исполнен живописцем в одно мгновение. В портрете Мики Морозова образ выражен скупыми, но крайне точными средствами. Нужно представить себе, как трудна для художника задача - портрет четырёхлетнего ребёнка, если писать его с натуры. А ведь так и был написан этот портрет, причём не в один сеанс. Тем не менее в портрете нет даже следа натянутой напряжённости и искусственности. Мальчик изображён сидящим в детском креслице, но портрет полон внутренней динамики. Стремительная поза, движение рук, мгновенный взгляд наивных карих глаз самым прямым образом передают момент сильной детской взволнованности. «Мика Морозов» (1901)

Портрет четырёхлетнего мальчика Мики Морозова, кажется, исполнен живописцем в одно мгновение. В портрете Мики Морозова образ выражен скупыми, но крайне точными средствами. Нужно представить себе, как трудна для художника задача - портрет четырёхлетнего ребёнка, если писать его с натуры. А ведь так и был написан этот портрет, причём не в один сеанс. Тем не менее в портрете нет даже следа натянутой напряжённости и искусственности. Мальчик изображён сидящим в детском креслице, но портрет полон внутренней динамики. Стремительная поза, движение рук, мгновенный взгляд наивных карих глаз самым прямым образом передают момент сильной детской взволнованности.

«Мика Морозов» (1901)

Самая потрясающая и совершенная из крестьянских картин Серова - та, за которой навеки закреплено название «Октябрь», так как то, что задумал художник, бывает только в октябре. По отаве, подрастающей после покоса поздней траве, пасётся стадо. Спереди - лошади, вдали – овцы. В центре на лужайке присел мальчик-пастушок. Он чинит хомут и весь ушёл в своё занятие, как заняты и лошади, медленно передвигающиеся по полю и позвякивающие своими колокольчиками. Как проникновенно почувствован здесь мальчонка в своём отцовском картузе! Хорош и другой - мальчик с пальчик, везущий воз сена. Ещё лучше удался Серову паренёк-новобранец, еле держащийся на ногах и отбивающийся от вцепившихся в него баб. Всё это, ускользавшее от наблюдения других художников, высмотрено внимательно и любовно великим поэтом русской деревни, каким был Серов. «Октябрь» (1895)

Самая потрясающая и совершенная из крестьянских картин Серова - та, за которой навеки закреплено название «Октябрь», так как то, что задумал художник, бывает только в октябре. По отаве, подрастающей после покоса поздней траве, пасётся стадо. Спереди - лошади, вдали – овцы. В центре на лужайке присел мальчик-пастушок. Он чинит хомут и весь ушёл в своё занятие, как заняты и лошади, медленно передвигающиеся по полю и позвякивающие своими колокольчиками. Как проникновенно почувствован здесь мальчонка в своём отцовском картузе! Хорош и другой - мальчик с пальчик, везущий воз сена. Ещё лучше удался Серову паренёк-новобранец, еле держащийся на ногах и отбивающийся от вцепившихся в него баб. Всё это, ускользавшее от наблюдения других художников, высмотрено внимательно и любовно великим поэтом русской деревни, каким был Серов.

«Октябрь» (1895)

Вот из-за угла сарая показалась трусящая рысцой лошадёнка; сейчас она завернёт на нас и проедет мимо, обдав сухими комьями снега, а сонная фигура в тулупе так и не проснётся в санях, пока оглобли не ударят в свои ворота. Эта картина - одна из самых тонких во всех отношениях по неожиданности концепции, по простоте восприятия, математической точности передачи и стилевой выразительности - воскрешает у каждого, знающего деревню, необыкновенно острое чувство подлинности, не внешне - зрительной, а внутренне – иллюзорной. «Зимой» (1898)

Вот из-за угла сарая показалась трусящая рысцой лошадёнка; сейчас она завернёт на нас и проедет мимо, обдав сухими комьями снега, а сонная фигура в тулупе так и не проснётся в санях, пока оглобли не ударят в свои ворота. Эта картина - одна из самых тонких во всех отношениях по неожиданности концепции, по простоте восприятия, математической точности передачи и стилевой выразительности - воскрешает у каждого, знающего деревню, необыкновенно острое чувство подлинности, не внешне - зрительной, а внутренне – иллюзорной.

«Зимой» (1898)

Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Баба с лошадью», в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Когда он, прямо на улице, на морозе, рисовал цветными мелками смеющуюся краснощёкую бабу с кудлатой лошадью, его обступили мужики, ахавшие от восхищения. Больше всего их поражала простота выполнения. «В деревне. Баба с лошадью» (1898)

Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Баба с лошадью», в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Когда он, прямо на улице, на морозе, рисовал цветными мелками смеющуюся краснощёкую бабу с кудлатой лошадью, его обступили мужики, ахавшие от восхищения. Больше всего их поражала простота выполнения.

«В деревне. Баба с лошадью» (1898)

Князь Феликс Юсупов. 1903

Князь Феликс Юсупов. 1903

Портрет Николая Юсупова, 1903

Портрет Николая Юсупова, 1903

В изящной позе, слегка склонив голову, сидит на диване в будуаре своего дворца княгиня Зинаида Юсупова - представительница знатной и богатой семьи в России; рядом - любимый шпиц и небрежно брошенные собольи меха. Фигура её органично вписывается в изысканный интерьер XVIII века. Валентин Серов строит картину на созвучии мягких круглящихся линий: гибкое движение фигуры княгини, мягкий изгиб дивана и рам висящих на стене картин. Этот линейный ритм передаёт атмосферу уюта, подчёркивает женственность облика Юсуповой. Этому же способствует и утончённость колорита, где сквозь серое просвечивают розово-жемчужные тона. Платье княгини написано широко, свободно, а её лицо более бережно, лёгким и незаметным движением кисти.

Серову Зинаида Николаевна была симпатична. В одном из писем он пишет: «Славная княгиня, её все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то такое, хорошее...»

После революции 1917 года княгиня с семьёй была вынуждена покинуть Родину. Вначале она с мужем жила в Риме, после его смерти переехала к сыну во Францию. Она умерла в Париже в 1939 году.

Портрет княгини З. Н. Юсуповой (1902)

Портрет княгини Ольги Орловой, 1909-1911

Портрет княгини Ольги Орловой,

1909-1911

В «Похищении Европы» изображён античный миф о похищении дочери финикийского царя богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. Женственно изящен образ кокетливой, изысканно хрупкой Европы; царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом; стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. И за этой картиной, покоряющей своим совершенным мастерством, встаёт образ умного, добродушно-иронического Серова, воссоздающего древний миф с тонкой улыбкой человека XX столетия. Он отдыхает душой в работе от «российских кошмаров». «Похищение Европы» (1910)

В «Похищении Европы» изображён античный миф о похищении дочери финикийского царя богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. Женственно изящен образ кокетливой, изысканно хрупкой Европы; царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом; стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. И за этой картиной, покоряющей своим совершенным мастерством, встаёт образ умного, добродушно-иронического Серова, воссоздающего древний миф с тонкой улыбкой человека XX столетия. Он отдыхает душой в работе от «российских кошмаров».

«Похищение Европы» (1910)

Анна Павлова на афише «Сильфиды», 1909

Анна Павлова на афише «Сильфиды», 1909

Портрет Иды Рубинштейн, 1910

Портрет Иды Рубинштейн, 1910

«Всё, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах»  «Автопортрет» (1880-е годы)

«Всё, чего я добивался, –

это свежести,

той особенной свежести, которую

всегда чувствуешь

в натуре и

не видишь в картинах»

«Автопортрет»

(1880-е годы)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!