СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Валентность химических элементов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Валентность химичесих элементов"

Просмотр содержимого документа
«Валентность химических элементов»

«Валентность химических элементов» Урок разработан учителем химии Хандеевой В.В . Усть-Ордынская сош №1 им. В.Б.Борсоева

«Валентность химических элементов»

Урок разработан учителем химии

Хандеевой В.В .

Усть-Ордынская сош №1 им. В.Б.Борсоева

Цель урока: сформировать понятие «валентность», научить осмысленно записывать химические формулы, понимать причину различия состава веществ; научить определять валентность по формуле вещества ; научить  составлять формулы веществ по валентности элементов.

Цель урока:

  • сформировать понятие «валентность», научить осмысленно записывать химические формулы, понимать причину различия состава веществ;
  • научить определять валентность по формуле вещества ;
  • научить составлять формулы веществ по валентности элементов.

Шаростержневые модели

Шаростержневые модели

     Сравните качественный и количественный состав в молекулах:  HCl , H 2 O, NH 3 , CH 4 . – Что общего в составе молекул? – Чем они отличаются друг от друга?  

Сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H 2 O, NH 3 , CH 4 .

– Что общего в составе молекул?

– Чем они отличаются друг от друга?  

Валентность - свойство атомов одного элемента присоединять к себе определенное число атомов другого элемента

Валентность

  • - свойство атомов одного элемента присоединять к себе определенное число атомов другого элемента
Эдуард Франкленд – В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).   В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”. Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1 .

Эдуард Франкленд

  • – В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).  
  • В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”.
  • Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1 .
Атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1 .  Валентность обозначается римскими цифрами.  I  I  I II   III I   IV  I Н Cl  H 2 O  NH 3   CH 4

Атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1 .

Валентность обозначается римскими цифрами.

I I I II III I IV I

Н Cl H 2 O NH 3 CH 4

Переменная и постоянная валентность Есть элементы, которые имеют постоянную валентность:  H, Li, Na, К, Rb, Cs, F , Ag  I  О, Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn, Cd  II    B, Al   III

Переменная и постоянная валентность

Есть элементы, которые имеют постоянную валентность: H, Li, Na, К, Rb, Cs, F , Ag I

О, Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn, Cd II

  B, Al III

 Элементы  с переменной валентностью Cu, Hg  I,II Fe, Co, Ni  II, III Sn, Pb, C  II, IV P, As  III, V S  II, IV, VI Cr   II, III, VI Mn  II, IV, VI, VII Cl, Br, I  I, III, V, VII

Элементы с переменной валентностью

Cu, Hg I,II

Fe, Co, Ni II, III

Sn, Pb, C II, IV

P, As III, V

S II, IV, VI

Cr II, III, VI

Mn II, IV, VI, VII

Cl, Br, I I, III, V, VII

Алгоритм определения валентности элемента по формуле вещества: 1. над символами химических элементов с постоянной валентностью надписать валентность элемента   ? II   Fe 2 O 3  2. умножить валентность на число атомов этого элемента    II x3=6  3. разделить полученное число на число атомов элемента с неизвестной валентностью; частное является значением валентности данного элемента   6:2= III     III II     Fe 2 O 3

Алгоритм определения валентности элемента по формуле вещества:

  • 1. над символами химических элементов с постоянной валентностью надписать валентность элемента

? II

Fe 2 O 3

  • 2. умножить валентность на число атомов этого элемента

II x3=6

  • 3. разделить полученное число на число атомов элемента с неизвестной валентностью; частное является значением валентности данного элемента

6:2= III

III II

Fe 2 O 3

Задание 1: определите валентность элементов по формулам следующих веществ 1-вариант   PH 3  CuO  Mn 2 O 7   2-вариант   SO 2  SiH 4  P 2 O 5

Задание 1: определите валентность элементов по формулам следующих веществ

  • 1-вариант

PH 3 CuO Mn 2 O 7

  • 2-вариант

SO 2 SiH 4 P 2 O 5

Алгоритм составления формулы вещества по валентности элементов 1. над символами элементов надписать валентности элементов  VI II   S O 2. найти НОК для чисел валентности:  6  3. разделить НОК на значение валентности этих элементов:  S (6 : VI =1); O (6 : II =3)  4. полученные числа это индексы этих элементов в формуле:  SO 3

Алгоритм составления формулы вещества по валентности элементов

  • 1. над символами элементов надписать валентности элементов

VI II

S O

  • 2. найти НОК для чисел валентности: 6
  • 3. разделить НОК на значение валентности этих элементов:

S (6 : VI =1); O (6 : II =3)

  • 4. полученные числа это индексы этих элементов в формуле:

SO 3

Задание 2: составить формулы веществ по известным валентностям элементов     II I  III I III II   1-вариант:   CaCl  PCl  N O   III II  II I III I  2- вариант:  С r O BaCl AlH

Задание 2: составить формулы веществ по известным валентностям элементов

II I III I III II

  • 1-вариант: CaCl PCl N O

III II II I III I

  • 2- вариант: С r O BaCl AlH
Кроссворд   Вопросы:  1. То, из чего состоят предметы.  2.Мельчайшая неделимая частица вещества.  3.Частица вещества, имеющая такие же свойства, что и это вещество.  4. Относительная атомная масса какого химического элемента равна 64.  5. Число, показывающее количество атомов в формуле химического вещества.  6. Как произносится химический элемент, символ которого Ag .  7. Какой химический элемент имеет знак Zn .  8. Какое название носит число, стоящее перед химической формулой.  9.Относительная атомная масса какого химического элемента равна 32.  10. Ar -это относительная … масса  11. Название какого химического элемента произносится как и гидраргирум.   1 3 2 4 5 7 8 9 10 6 11

Кроссворд Вопросы: 1. То, из чего состоят предметы. 2.Мельчайшая неделимая частица вещества. 3.Частица вещества, имеющая такие же свойства, что и это вещество. 4. Относительная атомная масса какого химического элемента равна 64. 5. Число, показывающее количество атомов в формуле химического вещества. 6. Как произносится химический элемент, символ которого Ag . 7. Какой химический элемент имеет знак Zn . 8. Какое название носит число, стоящее перед химической формулой. 9.Относительная атомная масса какого химического элемента равна 32. 10. Ar -это относительная … масса 11. Название какого химического элемента произносится как и гидраргирум.

1

3

2

4

5

7

8

9

10

6

11

рефлексия: 1.На уроке я работал(а) активно/пассивно 2. Материал урока мне :понятен/не понятен Интересен/скучен  3. За урок я устал(а)/не устал(а) 4. Мое настроение стало: лучше/хуже 5. Домашнее задание мне кажется легким/трудным Домашнее задание  :  п.16,17 вып. Упр.1,2 с.60

рефлексия:

  • 1.На уроке я работал(а) активно/пассивно
  • 2. Материал урока мне :понятен/не понятен
  • Интересен/скучен
  • 3. За урок я устал(а)/не устал(а)
  • 4. Мое настроение стало: лучше/хуже
  • 5. Домашнее задание мне кажется легким/трудным
  • Домашнее задание  :

п.16,17 вып. Упр.1,2 с.60