СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Валерий Брюсов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Валерий Брюсов.»

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) Гусева Анастасия Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сойгинская СШ» п. Сойга

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

Гусева Анастасия Андреевна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Сойгинская СШ»

п. Сойга

...И снова я с людьми, - затем, что я поэт. Затем, что молнии сверкали. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) - одна из крупнейших и основополагающих фигур в русской поэтической культуре начала XX века. Вошел в историю отечественной культуры как организатор и «мэтр» символистского движения.

...И снова я с людьми, - затем, что я поэт.

Затем, что молнии сверкали.

Валерий Яковлевич Брюсов

(1873-1924) - одна из крупнейших и основополагающих фигур в русской поэтической культуре начала XX века.

Вошел в историю отечественной культуры как организатор и «мэтр» символистского движения.

Вот как об этом рассказывает в очерке «Брюсов» Владислав Ходасевич : «...он основал «Скорпион» и «Весы» и самодержавно в них правил; он вел полемику, заключал союзы, объявлял войны, соединял и разъединял, мирил и ссорил. Управляя многими явными и тайными нитями, чувствовал он себя капитаном некоего литературного корабля и дело свое делал с великой бдительностью. К властвованию, кроме природной склонности, толкало его и сознание ответственности за судьбу судна».

Вот как об этом рассказывает в очерке «Брюсов» Владислав Ходасевич : «...он основал «Скорпион» и «Весы» и самодержавно в них правил; он вел полемику, заключал союзы, объявлял войны, соединял и разъединял, мирил и ссорил. Управляя многими явными и тайными нитями, чувствовал он себя капитаном некоего литературного корабля и дело свое делал с великой бдительностью. К властвованию, кроме природной склонности, толкало его и сознание ответственности за судьбу судна».

Кроме поэтической деятельности, Брюсов вел литературоведческую работу : изучал творчество Тютчева, Баратынского, Пушкина, изучал культуру Возрождения, путешествуя по Италии и Франции. Выступал как критик-полемист , писал новаторские работы по стиховедению и систематизации «тайн» поэтического ремесла. Был активным участником культурной жизни страны. Действительно, серебряный век русской поэзии невозможно представить без этого универсального дарования.

Кроме поэтической деятельности, Брюсов вел литературоведческую работу : изучал творчество Тютчева, Баратынского, Пушкина, изучал культуру Возрождения, путешествуя по Италии и Франции. Выступал как критик-полемист , писал новаторские работы по стиховедению и систематизации «тайн» поэтического ремесла.

Был активным участником культурной жизни страны. Действительно, серебряный век русской поэзии невозможно представить без этого универсального дарования.

Мотивы и темы лирики В.Я. Брюсова В ранней лирике В. Брюсова необходимо выделить мотив беспредельной мечты , которая уносила поэта, как и большинство символистов, в мир, далекий от «серой» реальности: Моей мечте люб кругозор пустынь, Она в степях блуждает вольной серной. От будней современной жизни поэт-символист «уходит» вместе со своими читателями в далекое прошлое. Николай Гумилев так писал об этом: « По мановению его руки в нашем мире снова расцветают цветы, которые опьяняли взор ассирийских царей, и страсть становится бессмертной, как во времена богини Астарты ».

Мотивы и темы лирики

В.Я. Брюсова

В ранней лирике В. Брюсова необходимо выделить мотив беспредельной мечты , которая уносила поэта, как и большинство символистов, в мир, далекий от «серой» реальности:

Моей мечте люб кругозор пустынь,

Она в степях блуждает вольной серной.

От будней современной жизни поэт-символист «уходит» вместе со своими читателями в далекое прошлое. Николай Гумилев так писал об этом: « По мановению его руки в нашем мире снова расцветают цветы, которые опьяняли взор ассирийских царей, и страсть становится бессмертной, как во времена богини Астарты ».

Мотивы и темы лирики В.Я. Брюсова Историческая тема довольно широко раскрыта в поэзии Брюсова. Интересна мысль по этому поводу Павла Антокольского, которая представлена в его статье «Валерий Брюсов»: « В русской поэзии впервые после Пушкина возникла такая способность к полному перевоплощению современника в образ далекого прошлого» .

Мотивы и темы лирики

В.Я. Брюсова

Историческая тема довольно широко раскрыта в поэзии Брюсова. Интересна мысль по этому поводу Павла Антокольского, которая представлена в его статье «Валерий Брюсов»:

« В русской поэзии впервые после Пушкина возникла такая способность к полному перевоплощению современника в образ далекого прошлого» .

Мотивы и темы лирики В.Я. Брюсова Каждая новая встреча Брюсова с историей есть вторжение в историю — хозяйское, не терпящее отлагательства и возражений. Он распоряжается в эпохах и странах как режиссер-постановщик... В лучших своих книгах... он переходит на ТЫ с историей и разговаривает запанибрата с любым из своих кумиров: Неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе, Александр Завоеватель, я — дрожа — молюсь тебе! Так возникает Александр Македонский.

Мотивы и темы лирики

В.Я. Брюсова

Каждая новая встреча Брюсова с историей есть вторжение в историю — хозяйское, не терпящее отлагательства и возражений. Он распоряжается в эпохах и странах как режиссер-постановщик... В лучших своих книгах... он переходит на ТЫ с историей и разговаривает запанибрата с любым из своих кумиров:

Неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе,

Александр Завоеватель, я — дрожа — молюсь тебе!

Так возникает Александр Македонский.

Мотивы и темы лирики В.Я. Брюсова И тут же рядом - другая судьба, другая эпоха, другой случайный перекресток в средневековой Венеции: Но вдруг среди позорной вереницы Угрюмый облик предо мной возник. — Так иногда с утеса глянут птицы, То был суровый, опаленный лик, Не мертвый лик, но просветленно-страстный, Без возраста - не мальчик, не старик... Это Данте.

Мотивы и темы лирики

В.Я. Брюсова

И тут же рядом - другая судьба, другая эпоха, другой случайный перекресток в средневековой Венеции:

Но вдруг среди позорной вереницы

Угрюмый облик предо мной возник.

Так иногда с утеса глянут птицы,

То был суровый, опаленный лик,

Не мертвый лик, но просветленно-страстный,

Без возраста - не мальчик, не старик...

Это Данте.

Мотивы и темы лирики В.Я. Брюсова Брюсов воскрешал и безымянных рабов, прикованных к римской триреме, подслушивал их скорбные и смутные мечты о свободе. Он воскресил безымянную женщину, обнаруженную при раскопках Помпеи, которая погибла, отдаваясь возлюбленному. Брюсов не только смело путешествовал из одной эпохи в другую, но и мастерски пользовался способностью перевоплощения, что также характеризует его как поэта-символиста: Я жалкий раб царя. С восхода до заката Среди других рабов свершаю тяжкий труд, И хлеба кус гнилой - единственная плата За слезы и за пот, за тысячи минут.

Мотивы и темы лирики

В.Я. Брюсова

Брюсов воскрешал и безымянных рабов, прикованных к римской триреме, подслушивал их скорбные и смутные мечты о свободе. Он воскресил безымянную женщину, обнаруженную при раскопках Помпеи, которая погибла, отдаваясь возлюбленному.

Брюсов не только смело путешествовал из одной эпохи в другую, но и мастерски пользовался способностью перевоплощения, что также характеризует его как поэта-символиста:

Я жалкий раб царя. С восхода до заката

Среди других рабов свершаю тяжкий труд,

И хлеба кус гнилой - единственная плата

За слезы и за пот, за тысячи минут.

Мотивы и темы лирики В.Я. Брюсова Многие произведения поэта теснейшим образом связаны с его представлениями о развитии культуры и ее детища - города . Брюсов признавался: Я люблю большие дома И узкие улицы города... Город и камни люблю, Грохот его и шумы певучие...

Мотивы и темы лирики

В.Я. Брюсова

Многие произведения поэта теснейшим образом связаны с его представлениями о развитии культуры и ее детища - города . Брюсов признавался:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города...

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие...

Мотивы и темы лирики В.Я. Брюсова Центральный образ в поэзии Брюсова – образ человека . Духовные тайны человека, их постижение Роль человека в судьбах мира Надежды и мечты Царь, владыка Каждодневный труд – «тюрьма земная» Герой Человек-творец «Потребитель» жизни Высокое чувство любви Раб Человек – «природы соглядатай»

Мотивы и темы лирики

В.Я. Брюсова

Центральный образ в поэзии Брюсова – образ человека .

Духовные тайны человека, их постижение

Роль человека в судьбах мира

Надежды и мечты

Царь, владыка

Каждодневный труд – «тюрьма земная»

Герой

Человек-творец

«Потребитель» жизни

Высокое чувство любви

Раб

Человек – «природы соглядатай»

Домашнее задание Оформить записи в тетради по презентации. Подготовиться к тесту. Выучить стихотворение.

Домашнее задание

Оформить записи в тетради по презентации.

Подготовиться к тесту.

Выучить стихотворение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!