Тест по теме «Основы селекции».
Вариант 1.
Часть А. Выберите один правильный ответ из 4 предложенных.
А1. Наука о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов:
а) цитология б) генетика в) селекция г) микробиология
А2. Выберите ученного, который создал открыл центры происхождения культурных растений:
а) Н. И. Вавилов б) Г. Д. Карпеченко. в) И. В. Мичурин г) Ч. Дарвин
А 3. Как называется явление «гибридной силы»?
а) мутагенез б) гетерозис в) инбридинг г) аутбридинг
А 4. Какой вид отбора применяется в селекции перекрестноопыляемых растений?
а) индивидуальный б) массовый в) бессознательный г) естественный
А 5. Близкородственное скрещивание проводят для:
а) повышения жизнеспособности б) получения гетерозиготных организмов
в) получения чистых линий г) улучшения свойств у гибридов
А 6. Аутбридинг – это
а) массовый отбор производителей б) скрещивание особей разных пород
в) скрещивание близких родственников г) скрещивание разных видов
А 7. Метод, основанный на внедрении генов из одного организма в другой:
а) клеточная инженерия б) генная инженерия в) клонирование г) хромосомная инженерия
Часть В. Выберите три правильных ответа из шести.
В 1. Выберите методы, которые применяет хромосомная инженерия.
1) методы полиплоидии
2) выращивание клеточных культур на питательной среде
3) метод замещенных линий
4) метод дополненных линий
5) клонирование
В 2. Установите соответствие между культурами и центрами их происхождения
Название культуры | Центр происхождения |
А) рис | 1) Абиссинский (Африканский) |
Б) картофель | 2) Восточно-Азиатский |
В) бананы | 3) Средиземноморский |
Г) маслины | 4) Южноамериканский |
Д) сливы | 5) Южно-азиатский |
Часть С. Ответьте кратко на вопросы, используя рисунок.
Кем был получен капустно-редечный гибрид?
Почему он был бесплоден?
Как была восстановлена плодовитость у капустно-редечного гибрида?
Тест по теме «Основы селекции».
Вариант 2.
Часть А. Выберите один правильный ответ из 4 предложенных.
А1. Искусственно созданная человеком группа растений с наследственно закрепленными хозяйственными признаками:
а) порода б) сорт в) штамм г) популяция
А 2. Выберите ученого, который преодолел бесплодие отдаленных гибридов.
а) Н. И. Вавилов б) Иванов в) И. В. Мичурин г) Г. Д. Карпеченко.
А 3. Гетерозис наблюдается при:
а) отдаленной гибридизации б) скрещивании разных чистых линий
в) сращивании разных сортов г) искусственном осеменении
А 4. Бесплодие межвидовых гибридов преодолевается с помощью:
а) гетерозиса б) инбридинга в) отдаленной гибридизации г) полиплоидии
А 5. Инбридинг –
а) Близкородственное скрещивание б) неродственной скрещивание
в) скрещивание разных родов, видов г) получение мутаций
А 6. Какой вид отбора применяют в селекции самоопыляемых растений?
а) бессознательный б) массовый в) искусственный г) индивидуальный
А 7. Клеточная инженерия основана на:
а) получении генно-модифицированных организмов
б) выращивание клеток на питательной среде
в) внедрении ядер соматических клеток в яйцеклетки
г) кратном увеличении числа хромосом
Часть В. Выберите три правильных ответа из предложенных.
В 1. Выберите методы, которые применял И. В. Мичурин.
1) метод отбора 3) искусственный мутагенез
2) метод ментора 5) гибридизацию
4) полиплоидию
В 2. Установите соответствие между методами и направлениями селекции:
Метод селекции | Направление селекции |
А) массовый отбор | 1) селекция растений |
Б) полиплоидия | 2) селекция животных |
В) искусственное осеменение | |
Г) испытание родителей по потомству | |
Д) искусственный мутагенез | |
Часть С. Ответьте кратко на вопросы, используя рисунок.
«Нормальная и полиплоидная гречиха»
Какие организмы называют полиплоидными?
Как получить полиплоидные растения?
Как вы объясните выражение академика Жуковского, что сейчас «человечество питается и одевается продуктами полиплоидии?»
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение работы дается 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 10 заданий.
Часть А включает 7 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный.
Часть В содержит 2 заданий с выбором нескольких верных ответов.
Часть С содержит 1 задание со свободным ответом. При выполнении заданий части С надо дать ответ из нескольких слов или одного-двух предложений.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.
За правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл.
Правильное выполнение заданий части В оценивается двумя баллами.
Задания со свободным развернутым ответом части С оцениваются от нуля до трех баллов. За правильный полный ответ, содержащий все необходимые элементы (3 и более), обучающийся получает 3 балла. 2 балла ставится в том случае, если в ответе нет биологических ошибок и содержится от половины до 3/4 элементов ответа, указанных в эталоне. Одним баллом оценивают выполнение задания, если в ответе раскрывается от 1/4 до половины элементов ответа, содержащихся в эталонах, допускаются некоторые неточности. Если ответ неправильный, не по существу вопроса, то ставится 0 баллов.
Критерии оценки:
Набранный баллы | Оценка по пятибалльной системе |
Менее 7 баллов | оценка «2» |
7-8 баллов | оценка «3» |
9-12 баллов | оценка «4» |
13-14 баллов | оценка «5» |
Система оценивания варианта № 1
Часть А
За каждый правильный ответ – 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
№ задания | Ответ |
А1 | в |
А2 | а |
А3 | б |
А4 | б |
А5 | в |
А6 | б |
А7 | б |
Часть В
За верное выполнение заданий В выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то обучающийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
№ задания | Ответ |
В1 | 134 |
В2 | А – 5 Б – 4 В – 1 Г – 3 Д - 2 |
Часть С
С1. Ответьте кратко на вопросы, используя рисунок.
1. Кем был получен капустно-редечный гибрид?
2. Почему он был бесплоден?
3. Как была восстановлена плодовитость у капустно-редечного гибрида?
Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Балл |
Элементы ответа: 1. Г. Д. Карпеченко 2. гибрид был бесплоден, так как хромосомы капусты и редьки не могли образовывать гамет (конъюгировать). 3. С помощью полиплоидии. | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Система оценивания варианта № 2
Часть А
За каждый правильный ответ – 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
№ задания | Ответ |
А1 | б |
А2 | г |
А3 | б |
А4 | г |
А5 | а |
А6 | г |
А7 | б |
Часть В
За верное выполнение заданий В выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то обучающийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
№ задания | Ответ |
В1 | 125 |
В2 | А – 1 Б – 1 В – 2 Г – 2 Д - 1 |
Часть С
С1. «Нормальная и полиплоидная гречиха»
1. Какие организмы называют полиплоидными?
2. Как получить полиплоидные растения?
3. Как вы объясните выражение академика Жуковского, что сейчас «человечество питается и одевается продуктами полиплоидии?»
Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Балл |
Элементы ответа: 1. Полиплоидными называют растения у которых число хромосом увеличено кратно гаплоидному набору. 2. для получения полиплоидных растений кратно увеличивая число хромосом используют колхицин. 3. Это можно объяснить тем, что полиплоидия повышает урожайность, плодовитость культур. | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Используемые источники.
1. Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень. Сивоглазов В.И. и др. 2013.
2. Поурочные планы. Биология. 10 класс. К учебнику Беляева. Часть 2. Издательство «Учитель», 2006.
3. Кириленко А. А. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ. Издательство: Легион, 2014 г.
4. http://www.studfiles.ru