СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариативные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников»

ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольные образовательные учреждения России, работавшие до 1989 г. по единой программе, сегодня имеют широкий выбор про­грамм и педагогических технологий. Их появление связано с обновившем дошкольного образования в 90-е годы XX в.г обусловленного изменениями в нашей стране в этот период. Эти программы пока­зывают разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Но большинство из них опирается на базовые принципы типо­вой программы.

Реформирование дошкольного образования было связано с уче­том специфики развития дошкольников, самоценностью этого пе­риода жизни ребенка. При этом показателем эффективности об­разования стала считаться не «обученность» детей — сумма усвоен­ных знаний, а уровень их психического развития, наличие условий для полноценного проживания детьми этого уникального периода.

Основное внимание при этом стало уделяться развитию субъективности ребенка, раскрытию его способностей, воспитанию чувства защищенности и уверенности в себе, а также приемам и методам общения ребенка и воспитателя, заключающимся в понимании, при­нятии личности каждого ребенка, в уважении его интересов и досто­инства, умении установить доверительные партнерские отношения.

Программа «Радуга»

Первая инновационная программа дошкольного образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Она рас­считана на работу с детьми от 2 до 7 лет. Программа существенно не отличается от традиционной, однако в определении конкретных задач психического развития отличия значительны. Она построена по воз­растному принципу и ориентирована на достижение гармонии ин­теллектуального и эмоционального в развитии ребенка.

Программа называется «Радуга», поскольку включает семь важ­нейших видов деятельности детей и занятий, обеспечивающих их развитие и воспитание.

Занятия музыкальным и пластическим искусством, направленные прежде всего на формирование эстетических переживаний, «окра­шивает» голубой цвет.

В качестве задач музыкального воспитания выделяются:

  • обогащение музыкальных впечатлений;

  • развитие эмоциональной отзывчивости;

  • формирование выразительных певческих и пластических спо­собностей.

Основная задача в младшем возрасте (2 — 4 года) вызывать ин­терес к музыке, регулировать с его помощью эмоциональное со­стояние детей. Слушать с ними короткие произведения с четко вы­раженной мелодической линией. Поощрять желание двигаться под музыку.

В среднем возрасте (4—5 лет) создавать развивающую звуковую среду, знакомить с произведениями народной и классической му­зыки.

В старшем возрасте (5 — 7 лет) воспитывать уважение к искус­ству, знакомить со средствами выразительности, признаками разных видов искусства, способствовать пониманию содержания произве­дений искусства.

В программе также обращается внимание на необходимость проведения для детей праздников, развлечений, вечеров досуга, кукольных спектаклей, посещение театров. Этому, по мнению авторов, будет способствовать развитие музыкальных, драматических, худо­жественных способностей воспитателей.

В «Руководстве» к программе показано на конкретном материале как формируются эстетические переживания, интерес к музыке, развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка: слуховые, интонационно-речевые, декламационные и певческие, элементарно-инструментальные и двигательные. При этом занятия с детьми должны быть радостными, отвечать потребностям ребенка.

Вместе с тем следует отметить, что задачи музыкального воспи­тания представлены в программе как общее направление в работе по эстетическому воспитанию и практически не конкретизированы в методике обучения и воспитания.

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и продолжает обновляться.

Программа «Детство»

Комплексная программа обогащенного развития детей дошколь­ного возраста. В ней представлены три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувства —- познание — творчество, пронизываю­щие все ее разделы.




Реализация целей программы осуществляется в числе прочих с помощью раздела «Ребенок и музыка». Его авторы, А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило, выделяют в качестве обобщенных целей музыкаль­ного развития и образования детей: я развитие музыкальной культуры;

» накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведе­ниями;

ш развитие позиции активного исполнителя-создателя музыкаль­ных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными сред­ствами ребенок мог выражать свои чувства, переживания.

В связи с этим программа каждой возрастной группы (младший, средний и старший дошкольный возраст) содержит две части:

  • музыкальное восприятие: слушание — интерпретация!

  • музыкальное исполнительство: импровизация — творчество.

В каждом возрастном периоде выделяются задачи, описывает­ся содержание

работы по музыкальному воспитанию, дают­ся методические рекомендации по ее организации. Предлагаются подробные характеристики возрастных возмож­ностей дошкольников, уровней освоения содержания, что поможет в диагностике музыкального развития и в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. При этом авторы отмечают, что важно сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.

Успешная реализация программы, по мнению авторов, становит­ся возможной при создании развивающей предметно-пространственной музыкальной среды, организации доброжелательного взаи­модействия взрослого и ребенка и тесного взаимодействия детско­го сада и семьи.

В серии «Библиотека программы “Детство"» выпущено пособие «Детство с музыкой» (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, 2010), в котором представлены современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, состоящее из двух частей. Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, кон­спекты игр и занятий с детьми.

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Программа «Истоки»

В Программе обозначены задачи развития ребенка в деятель­ности по четырем основным линиям:

  • социальное;

  • познавательное|

  • эстетическое*

  • физическое развитие.

Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирова­ния эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, живопись). В основе художественного развития лежит формирова­ние художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.

Достаточно подробно в ней разработан раздел «Музыка» (В. А. Пе­трова, Т.Г.Рубан, К. В.Тарасова).


В программе представлены пять традиционных видов музыкальной деятельности детей:

  • слушание музыки;

  • движение;

  • пение;

  • игра на детских музыкальных инструментах;

® музыкальная игра -драматизация.

По каждому возрастному этапу (начиная с младенчества) и виду музыкальной деятельности дана характеристика возрастных возможностей, обозначены задачи и и отрасли развития детей, позволяющие судить об эффективности работы.

В программе обращается серьезное внимание па музыкальное воспитание детей 1 — 3 лег, что отражено в методическом пособии

В.Л. Петровой «Музыка — малышам» (2001). Предусмотрена работа с воспитателями и родителями. С этой целью пособие содержит методические советы для родителей и педагогов.

По разделу «Музыкальное воспитание» изданы методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки «Дети слушают музыку» К. В. Тарасовой и Т. Г. Рубан (М., 2001).



Программа «Развитие»

Программа построена по принципу разделения детой па четыре возрастные категории: младшая, средняя, старшая и подготовитель­ная к школе группы.

В программе не представлен раздел по музыкальному воспитанию как таковому, но предлагается раздел «Выразительное движение».

Работа воспитателя по этому разделу нацелена на развитие у до­школьников творческих способностей, невербального общения и проводится по нескольким направлениям. Главное из них — развитие способности к образному перевоплощению, пластическому взаимо­действию. Остальные направления работы включают развитие умения свободно двигаться, использование интонационной вырази­тельности голоса при выполнении образно-пластических упражне­ний и др.

В ходе обучения используются три выразительных языка.

В разделе «Выразительное движение» содержится характеристи­ка основных направлений работы по формированию выразительных движений, перечень развивающих задач, описание средств и мате­риалов, необходимых для их решения.

В методических рекомендациях для воспитателей рассматрива­ются основы педагогической технологии программы, вопросы орга­низации предметной среды, взаимодействия взрослого и ребенка и самих дошкольников в процессе занятий, по каждому разделу дают­ся рекомендации по педагогической диагностике.

Программа «Из детства — в трочество»

Комплексная программа для родителей и педагогов. Ее цель -— создание в семье и дошкольном образовательном учреждении усло­вий для здорового образа жизни, развития способностей детей, воспитания уважения к национальным традициям.

Музыкальное развитие в программе рассматривается как особам область образовательной работы. Его содержание конкретизирова­но в программе Е. Дубровской «Раз ступенька, два ступенька — будет песенка» (1997), «Ступеньки музыкального развития» (2004, 2006). Основополагающим в программе музыкального развития является принцип художественности.

Автор связывает результативность педагогической работы с хо­рошим знанием ребенка, взаимодействием педагогов и родителей, тесным контактом музыкального руководителя и воспитателя, осу­ществляющего преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания.


В связи с этим выделяются цели и задачи, стоящие как перед музыкальным руководителем, так и перед воспитателем и родителя­ми.

В отличие от традиционной программы, где упор сделан на ис­полнительской деятельности дошкольников, в содержании данной программы заложен подход, при котором главным становится раз­витие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно-интеллектуальной.

Обязательным видом деятельности на каждом занятии является игра на инструментах и ее включение в другие виды музыкальной деятельности как практического метода, помогающего осознанному восприятию музыки и т. п.

Большое место в программе отведено концертной деятельно­сти — развлечениям, совместным с родителями праздникам и т.п. При этом праздники —- не отчет перед родителями, а средство музы­кального развития детей.

Для каждого возраста определены психофизиологические особен­ности музыкального развития, предлагается новый подход к орга­низации, содержанию и методам работы с детьми.


В программе подчеркивается особая роль театра в решении задач, связанных с воспитанием и развитием дошкольника. Музыку пред­лагается использовать как можно чаще как на занятиях, так и в те­чение дня.

Программа рекомендована Министерством образования и нау­ки РФ.

Программа воспитания и обучения в детском саду

Это усовершенствованный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985; отв. ред. М. А. Ва­сильева) . Программа доработана с учетом достижений современной науки и практики дошкольного образования. Так, в ней предостав­ляются более широкие возможности для полноценного социального и личностного развития ребенка, вместе с тем сохранены лучшие его традиции.

Большое место в программе отводится эстетическому воспита­нию, осуществляемому через ознакомление детей с разными видами искусства в процессе разнообразной художественно-творческой деятельности, при этом большое значение придается развитию само­стоятельности. Кроме того, эстетическое начало должно пронизы­вать всю жизнь ребенка.

Появился обновленный раздел «Культурно-досуговая деятель­ность». Она является в программе приоритетным направлением в организации жизни дошкольника, основой формирования его куль­туры и осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной работы ребенка с художественными материалами.

Музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста. Автором программы и методических рекомендаций по музыкальному вос­питанию является М. Б.Зацепина.


Цель программы:

  • передать детям музыкальный опыт старших поколений;

  • развивать музыкальную культуру;

  • формировать положительные черты и свойства личности.

Основное средство достижения этой цели — постоянное общение' ребенка с музыкой, развитие потребности в высоких образцах ху­дожественного творчества.


Задачи программы:

  • формировать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;

  • приобретать знания, умения и способы музыкальной деятельно­сти;

  • формировать музыкальные способности;

  • развивать интерес и любовь к музыке своего народа и других на­родов;

формировать умения использовать полученные знания и навы­ки в быту и на досуге и др.


Программа сопровождается п е р е ч н я м и литературных и му­зыкальных произведений, дидактических и подвижных игр. Разра­ботано содержание праздников, развлечений и досугов. Большое значение придается развивающей среде, выделены направ­ления работы по ее созданию во всех возрастных группах.

В программе определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года.


СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных пар­циальных программ и авторских методик, опирающихся на имею­щийся мировой опыт музыкального воспитания.

Перед дошкольным учреждением встает трудная задача — вы­брать программу, которая может быть успешно реализована педаго­гическим коллективом и будет способствовать эффективному раз­витию и воспитанию детей.

Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г. А. Прасловой, необходимо уметь:

  • ориентироваться в основных тенденциях программно-методиче­ского оснащения музыкального образования детей;

  • анализировать программу, включая решение задач музыкально­го развития, выделять ключевые положения, понимать педагоги­ческие технологии;

  • оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализа­ции программы;

  • прогнозировать работу педагогического коллектива и достиже­ния детей в области музыкального развития в условиях реализа­ции программы?









Программа «Музыкальные шедевры»

Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного воз­раста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстети­ческой деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие им­провизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей- игр и др.).

Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошколь­ников, активизацию проявлений творчества.

Основной принцип построения программы— тема­тический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш»» «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка»,, «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».) При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкаль­ного искусства.

Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образо­вания, так как является основной в программе Д. Б. Кабалевского, используемой в большинстве школ.

Принципы программы:

  • концентрический, или принцип цикличности, предполагает по­вторяемость тем во всех возрастных группах;:

  • контрастного сопоставления репертуара — в каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близ­кими названиями;

  • адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индиви­дуальных и психофизиологических особенностей каждого;

  • синкретизма—это взаимосвязь музыкальной и художествен но - эстетической деятельности при объединяющей роли восприя­тия музыки.

В программе представлены критерии оценки уровня сформиро­ванное основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методи­ческими рекомендациями и дидактическим альбомом.

Программа рекомендована Министерством общего и профес­сионального образования РФ.



Программа «Искусство слышать»

Программа направлена на воспитание у детей музыкальной куль­туры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Одной из основных задач программы является развитие музыкального восприятия — основы приобщения к искусству, которое осуществляется в процессе детского художественного творче­ства: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложит­ся перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры.

Основополагающими принципами программы являют­ся:

  • моделирование процесса художественного творчества: ре­бенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, ч то можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где испол­нители становятся поэтами, музыкантами, создающими музыкально-поэтическое произведение;

  • органичного рождения танца (пластическое интонирование), движения как естественного выражения того или иного чувства, переживания или характера

музыки;

  • образно-игрового вхождения в музыку — предусматривает создание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.

В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным углом зрения.



Программа «Гармония»1

Программа разностороннего музыкального развития дошколь­ников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего пси­хического развития (воображения, творческого мышления, комму­никативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей.

Основным видом музыкальной деятельности в реализации по­знавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ.

Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью:

  • подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;

  • использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр- драматизаций;

  • использования произведений других видов искусства (изобра­зительного, литературного и др.).


Принципы программы:

  • связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные за­нятия строятся но тематическим блокам, доступным и интерес­ным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои род­ные и я сам» и др.;

я сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки;

н сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сю­жета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в пего;

в импровизационность — у всех участников педагогического процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество», импровизацию.

Авторами предлагаются программы по каждому виду деятель­ности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репер­туара и записанная на кассеты музыка.

Программа «Камертон»

Программа музыкального образования детей от рождения до 7 лет, ориентированная на развитие музыкальности каждого ребен­ка и его музыкальной культуры.

Программа представлена в виде семи ступеней музыкального образования в соответствии с семью основными ступенями звуко­ряда. На каждой представлены все виды детской музыкальной дея­тельности, даны ее задачи и содержание (музыкальный репертуар), а также характеристика возрастных возможностей детей, показате­ли развития и овладения музы калькой деятельностью.

Впервые в завершение каждой ступени выделены з ада ч и обще­го развития личности ребенка:

  • творческие, художественные, интеллектуальные, физические

способности;

  • позпавательные процессы и личностные новообразования

Доминирующее место отведено задачам развития универсально­го вида музыкальной деятельности— восприятию музыки. Большое внимание уделяется развитию музыкально-сенсорного восприятия у детей, так как дошкольный возраст благо приятен для развития сенсорики, способствующей развитию их интеллекта.

В программу введен раздел, посвященный участию родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Учтены также здоровье сберегающий и оздоровительный факторы, ч то связано с охраной голоса ребенка, созданием психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого.

Репертуар программы подобран с учетом возрастных возмож­ности детей и связи содержания музыкальных произведений с их жизнедеятельностью.

Автор применяетличностпо ориентированную модель музыкаль­но-педагогического процесса с субъектным партнерским взаимо­действием.

Важным условием для успешности организации музыкальной деятельности является, по мнению автора, музыкальная предметно­развивающая среда.

Новым является подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых-— педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности. При этом зри­тели, как таковые, отсутствуют.


Программа «Музыка»

Предназначена для работы с детьми 4—5 лет в системе дополни­тельного музыкального образования: в доинструментальных группах музыкальных школ, в группах раннего развития, в семейном вос­питании.

Цель программы: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способ­ности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с по­мощью музыкально-творческой игры.

Задачи программы:

  • развивать навыки импровизации и сочинения в различных ви­дах музыкальной деятельности;

  • познакомить с элементами музыкальной грамоты;

  • развивать координацию движений под музыку.

Задания программы изложены в порядке возрастающей слож­ности, с усложнением характера музыкально-образного и логиче­ского мышления ребенка.

Программа «Ребенок в мире музыки»

Программа музыкальног о развития детей старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.

Цель программы: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5 — 6 лет. В задачах и со­держании программы отражен минимум знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности, представлений о музыке, которыми должен овладеть ребенок для обучения в школе.

сознан

В рекомендациях к программе выделен раздел «Взаимодействие с семьей», где намечены подходы к организации этой работы, включены примерные конспекты занятий и развлечений с их участием.

П программе выделяются следующие основные направления:

  • «Музыка вокруг нас»,

  • «Музыка внутри нас»,

  • «Музыка с нами»,

  • «Мы сами .можем творить музыку»,

Акцент в обучении делается па взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятель­ности.

Программа «Каждый ребенок — музыкант»

Целостная система воспитания музыкой детей от 3 до 9 лет, на­правленная на то, чтобы подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с ней. Занятия по про­грамме, по мнению автора, можно рассматривать как общеподгото­вительные , поскольку они способствуют выработке качеств и способ­ностей, необходимых в учебной деятельности. Они также развива­ют:

  • Внимание и чувствование явлений природы;

  • культуру общения;

  • исторический, географический, этнографический кругозор.

Занятия строятся в определенном порядке, который опирается на ритм дня, времена года, годовые праздники, что способствует развитию ритмической системы ребенка — залога успешной учеб­ной деятельности.

Пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен одно­му виду упражнений:

  • речевые игры;

  • двигательные упражнения;

  • ритмические игры и т. д.


Большое место занимают в программе произведения музыкально­го фольклора, прежде всего календарные песни, становящиеся цен­тральным звеном в занятиях. Автор отказывается от обычной в детских садах подготовки концертов «напоказ».

В программу включен также раздел «Образно-двигательная му­зыкальная грамота». Образная — потому что действует через душу, эмоции; двигательная — через тело, мышцы; грамота — через ум, мышление.

Раздел программы «Упражнения с флейтой» опирается на срав­нительную легкость овладения этим инструментом. Предлагается подробно разработанная система занятий, направленная на обучение детей игре на флейте.

Большое значение отводится в программе театрализованной деятельности. При этом отмечается, что театральная работа являет­ся обобщающей, так как в ней соединяются все направления работы по программе.



ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ


Произошедшее в последующем разграничение искусства по ви­дам не исключило его синтетические формы. Таким образом, воз­никли синтетические искусства — драматический и музыкальный театр, кино и др.

Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, раз­личные виды искусства создают наиболее целостный художествен­ный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.

Особенно эффективно осуществлять воспитание с использова­нием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художе­ственно-творческая деятельность (ребенок обычно одновремен­но поет, приплясывает и звенит чем-нибудь).

При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкаль­ного образа в большей степени, чем образов живописных и литера­турных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребен­ку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.

Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспита­нии дошкольников обусловили появление большого количества со­ответствующих образовательных программ.

Программа «Синтез»

Программа развития музыкального восприятия у детей на осно­ве синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.

Цель программы:

а ввести ребенка-дошкольника в мир музыки;

  • формировать его художественную культуру;

  • развивать навыки восприятия произведений различных видов

искусств.

Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й,

5-й, 6-й и 7-й годы жизни.

Принцип синкретичности искусства авторы используют ш. музыкальных занятиях с детьми,, считая, что полноценное восприя­тие произведений любого искусства возможно только при наличии знаний в области других видов искусств.

Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпохи стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.

Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, г. про­цесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схе­ма 11).

Схема I}



Работа по программе предполагает творческий подход педагога к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:

  • программа репертуара по трем видам искусства;

  • хрестоматия музыкального репертуара;

  • методические ре комендации;

  • кассета с записью музыкальных произведений;

  • набор слайдов.


В методических рекомендациях, многие из которых имеют фир­му конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкальной) и изобрази­тельного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие данные.


Программа «Красота. Радость. Творчество»

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лот: основанная на разных видах искусства.

Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что водит за собой эстетическое, нравственное1 и интеллектуальное развитие детой средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусстве! и разнообразной художественно-творческой дея­тельности:

  • игры;

  • изобразительная;

  • музыкальная;

  • театрализованная;

  • художественно-речевая деятельность


Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра.

Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей — как художе­ственных так и интеллектуальных


Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

  • развитие музыкальных способностей и музыкального восприя­тия'

  • формирование музыкальной культуры и системы знаний и спо­собов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для по­следующего самостоятельного самообразования;

  • воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слушать и исполнять ее

  • формирование умения использовать полученные знания и на­выки в быту и др.





При этом знакомстве с музыкой строится на основе педагогиче­ского сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Программа имеет методические пособия для педагогов и разви­вающие пособия для детей, методические рекомендации по органи зации музыкальной деятельности, предлагается тематика комплекс­ных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждо­му виду музыкальной деятельности.

В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.

Программа «В мире прекрасного»

Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической систе­мы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошколь­ного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи ком­плексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.

Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельно­сти детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художе­ственной деятельности.

Задачи программы:

  • раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприя­тие;

  • приобщать детей к миру искусства;

  • развивать способности к освоению и преобразованию окружа­ющего культурного пространства;

  • развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

  • формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми.


Методика работы с детьми строится на самовыражении и само­развитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воз­действии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой.


Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть раз­делов:

  • «Музыкальная азбука» (музыкально-образовательная деятель­ность),

  • «Восприятие музыки»,

  • «Пение»,

  • « Музыка и движение»,

  • «Музицирование»,

  • «Музыкальное творчество».


Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятель­ности.

Авторы предлагают:

  • подробное описание форм организации занятий;

  • варианты перспективного планирования и конспекты занятий;

  • учебно-методические комплекты;

  • диагностические задания по всем видам художественной дея­тельности;

  • приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей деятельности.

Особое внимание авторы программы рекомендуют уделять ком­плексным занятиям, в процессе которых дети одновременно осваи­вают сразу несколько видов художественной деятельности.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия.



Программа «Синтез искусств»

Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ре­бенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творче­ской активности и художественного мышления, на выработку навы­ков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, на­чиная с раннего возраста.

Программный материал строится на выявлении принципов взаи­мосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изо­бразительного искусства и театра.


«Путешествие в прекрасное»

Учебно-методическим комплектом по программе является пособие для детой 3—6 легг построенное с учетом усложнения материала, его развития и обогащения.

Основной подход в обучении ----- личностно-ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллектив­ного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка.

При этом учебная задача осваивается через продуктивную дея­тельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстети­ческих представлений и жизненного опыта.

Курс рассчитан на три года.


Комплект учебников « Путешествие в прекрасное» состоит из трех, частей, в которых дано подробное описание сценариев занятий с детьми, строящихся по проблемно-тематическому принципу. К ме­тодическим рекомендациям прилагается терминологический сл приложение.

Программа «Живой мир образов»

Программа художественно-эстетического цикла для детей 3—7 лет, направленная на развитие гармоничной, творческой личности ребен­ка, его базовой культуры средствами искусства. Программа предпо­лагает сочетание разных видов художествен но й деятельности:

  • музыки;

  • изобразительного искусства;

  • родного языка;

  • литературы;

  • художественного движения;

  • театра.

Цель программ ы: гармоничное развитие личности и фор­мирование у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать как отдельные виды искусства, так и искусство в целом.


Задачи программ ы:

  • развивать любознательность как основу познавательной актив­ности будущего ученика;

  • развивать способности как способы самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, формирование творческого воображения, как направле­ния интеллектуального и личностного развития ребенка;

  • развивать коммуникативность.


Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя темы по трем направлениям, повторяющимся каждый год с изменением глубины преподаваемых знаний:

  • ознакомление с русскими традициями, изучение культуры рус­ского народа, знакомство с праздниками и битовой жизнью;

  • ознакомления с историей русского парода, выдающимися деяте­лями русской культуры;

  • изучение исторических источников и классических произведе­ний русской литературы.


Для каждого года обучения в программе представлены уровни эстетического развития детей и рекомендуемые художественные произведения.



Программа «Родничок»

Программа творческо-эстетического развития дошкольников, использующая следующие средства эстетического воспитания:

  • искусство во всех видах.

  • окружающая жизнь, включая природу;


  • художественно-творческая деятельность.



Основная цель программы: раскрытие физического, интел­лектуального, творческого и нравственного потенциала детей через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности, интегрирующие их индивидуальный опыт и навыки, полученные ими в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т. д.).

Помимо традиционных принципов авторами выделяются также следующие принципы:

  • единого психологического пространства;

  • «думай сам»;

  • помогающего общения;

  • эстетической развивающей среды;

  • сотрудничества с семьей.

В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей. В блоке творческо- эстетического развития «Арлекино» авторами ставятся следующие задачи:

  • обогащение духовного мира различными художественными средствами;

  • формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры;

  • развитие воображения и чувственного восприятия окружающе­го мира;

  • формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.;

  • развитие крупной и мелкой моторики;

  • развитие пластической и мимической выразительности.



Эти задачи реализуются через занятия эстетического цикла (изо­деятельность, хореография, музыка), театрально-игровую деятель­ность и др.

В программе выделены задачи обучения и воспитания по каждой возрастной группе (3 — 4, 4 — 5, 5 — 6, 6 — 7 лет), дается план воспитательно-образовательной работы, включающий организацию работы с родителями, планы проведения комплексных занятий, те­матическое планирование и др., разработаны конспекты занятий.

Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке».

Программа основана на интеграции разных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, архитектуры и литературы и предназначена для работы с детьми 3—10 лет. В центре внимания авторов — проблемы психологии восприятия искусства, психологии детского творчества.

В программе представлено подробное содержание курса, опи­рающееся на возрастные особенности детей 3—10 лет. Все темы курса находятся во взаимосвязи друг с другом. Взаимодействие яв­ляется одновременно и основополагающим методом освоения всех разделов курса, и темой, входящей в него.


Основные принципы программы:

  • взаимодействие;

  • соизмерение;

  • анализ учебного материала;

  • игровой принцип введения в художественный материал с уче­том возрастных особенностей психологии ребенка;

  • принцип «метафоры», одушевления неживого;

  • принцип использования произведений искусства разных стилей и эпох.

Программа «Сотворчество»



Программа для детей старшего дошкольного возраста построена на принципах интеграции трех основных искусств: изобразитель­ного, музыкального и художественной литературы.


Цель программы: создание условий развития эстетического отношения ребенка к миру, в котором переплетаются качества нрав­ственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

Для этого предлагается использовать игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическую пространственно­-предметную среду, развивающий эффект которых зависит от харак­тера общения педагога с ребенком.

Содержательный аспект программы выстраивается по схеме: по­знавая красоту окружающего мира, произведения искусства, ребе нок испытывает положительные эмоции, на основе которых форми­руются мышление, воображение и стремление переда ть восприня­тую красоту (в рисунках, танце, вербальной форме) (схема 12).


Схема 12


По программе разработана система интегративных занятий, ме­тодика работы, методы деятельности педагога, обеспечивающий более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осо­знание им мира культуры.

По результатам освоения программы предусмотрена диагностика, выявляющая уровни эстетического отношения к миру, описывается также как предполагаемый результат реализации программы ком­плекс: знаний, умений, личностных новообразований, которые дол­жен приобрести ребенок.


ПРОГРАММЫ ПО МПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В искусствоведении сложилась точка зрения, свидетельствующая

о том , что музыка родилась из двух источников — из слова (отделения интонации от слова) и движения (жеста, танца, пантомимы). Эти два источника привели к образованию, с Одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, - музыкально - речевых интонаций, с другой — пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений.

При этом ряд исследователей считает, что в ходе развития общества в силу объективных причин (обряды, религия и др.) первично шло развитие ритмизованной двигательной деятельности. Звуковое оформление движения постепенно перешло в пение, т. е. было вто­ричным актом. Еще в Древнем Египте термин «петь» означал «про­изводить руками музыку».

Очевидно, это можно объяснить тем фактом, что ритм существу­ет в природе и присущ любым природным и жизненным процессам (смена дня и ночи, времен года, и т.д., ритмичность человеческого организма: дыхание, ходьба, речь и т.д.).

Именно поэтому в музыкальном искусстве, как отражении зако­номерностей окружающей действительности, ритм является опреде­ляющим средством музыкальной выразительности. Если любую ме­лодию лишить ритма, то вместо нее останется лишь звуковысотная схема. В условиях же ритмической организованности этот же ряд звуков превращается в мелодию с ясным и четким строением музы­кальных фраз, с ритмической организацией звуков в каждой фразе.

В структуре музыкальных занятий в детском саду эти два вида музыкальной деятельности занимаю'!' центральное место. При этом если пение — достаточно сложный для детей, формирующийся позднее ее вид, то движение под музыку -— более доступный и ранний вид музыкальной деятельности. Кроме того, с самого раннего воз­раста реакция ребенка па музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирания или возрастания двигательной активности), что свиде­тельствует о доминировании ритмического начала на первых стади­ях развития музыкальности.

Потребность ребенка в различных движениях оказала влияние на методы народной педагогики. Среди произведений детского фольклора очень много игр с движениями, хороводов, укачиваний и пр.). Таким образом, можно утверждать, что является спорным вопрос о приоритете певческой деятельности (как еще очень часто бывает в детских садах) по сравнению с ритмической тта ранних этапах музыкального развития ребенка.

Именно поэтому идеи создания программ на основе музыкально­ритмической деятельности интересуют многих специалистов, ис­пользующих в своей педагоги ческой деятельности движение под музыку как универсальное средство целостног о развития личности ребенка.


Программа «Ритмическая мозаика»

Программа по ритмической пластике, направленная па целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д. И. Воробьева СПб., 1996).

Ведущая идея — использование музыкально-ритмических дви­жений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фанта­зию, нравственно-коммуникативные качества, способность к им­провизации в движении под музыку, что требует свободного и осо­знанного владения телом.

Авторы также рассматривают программу как своеобразный «до- нотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произве­дения в пластической импровизации.

В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов.

По каждому возрастному периоду (3 — 4, 4—5, 5—7, 7—9 лет):

  • рассматривается основное содержание;

  • выделены показатели уровня развития;

  • рекомендуется репертуар.

При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций.

Система работы предполагает вариативные игровые формы ор­ганизации педагогического процесса на основе сотрудничества ре­бенка и взрослого.

Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей — от подражания к самостоя­тельности и творчеству, практический материал — 100 разнообраз­ных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофиль­мов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.

Программа «Топ-хлоп, малыши»

Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2 — 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений, связанных с программами по физическому и музыкальному воспитанию.

В программе формулируются цели и задачи музыкально-­ритмического воспитания:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

  • развивать музыкальные сенсорные способности;

  • развивать слуховое внимание, двигательную сферу, вырази­тельность движений;

  • воспитать общительность;

  • развивать умения пространственных ориентировок и др. Важное место в программе занимает адаптация ребенка к кол­лективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник.


Предлагаемый репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. При этом игровые упражнения систематизированы в строгой последователь­ности и адаптированы для работы с детьми 2 — 3 лет.

В качестве основного метода музыкально-ритмического воспитания детей используется «вовлекающий показ» (С. Д. Рудне­ва) двигательных упражнений, а также игровое взаимодействие со взрослым.

Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к программе прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необхо­димой последовательности.











«Са-Фи-Дансе»

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально­игровой гимнастике (название составлено из имен разработчиков), цель которой — содействие всестороннему развитию личности до­школьника от 3 до 7 лет средствами танцевально-игровой гимнасти­ки. Содержание программы взаимосвязано с программами по фи­зическому и музыкальному воспитанию дошкольников.


Основные задачи программы:

  • укреплять здоровье;

  • развивать психомоторные и творческие способности, мышле­ние, воображение и познавательную активность;

  • расширять кругозор;

  • формировать навыки эмоционального выражения движений под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях;

  • развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества и тру­долюбия.




Основные разделы программы:

  • танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика; игрогимнастика; игротанцы;

  • нетрадиционные виды упражнений: игропластика; пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж; музыкально-подражательные игры; игры-путешествия;

  • креативная гимнастика.



В программе представлены характеристика каждого раздела, со­держание в соответствии с годом обучения, конспекты уроков и сюжетных занятий. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Даны методические рекомендации по его применению, отражены требования по освоению знаний, умений и навыков.


Программа «В мире бального танца»1

Рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет.

Цель программы:

  • приобщать ребенка к миру танца;

  • формировать пластику, культуру выразительность движений;

  • способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи программы:

  • способствовать физическому развитию ребенка;

  • формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружа­ющего мира через музыку и движение;

  • учить понимать язык музыки и выражать его в танце;

  • развивать умение применять элементы бального танца в импро­визации;

  • обучать основам этикета.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержа­нию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танце­вальных возможностей детей. В каждом разделе дается перечень необходимых элементов бального танца и их описание, формулы современных танцев, приводятся примерные конспекты занятий, этюды для танцевальных импровизаций.

Программа включена в пособие «Фольклор — музыка -—театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ.





Программа «Путешествие в страну «Хореография»

Направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства, на проявление себя по­средством пластики, вводит в мир хореографии, посредством игры знакомит с ее жанрами, видами, стилями.


Цель программы:

  • привить интерес к хореографическому искусству;

  • развить творческие способности детей посредством танцеваль­ного искусства.


Задачи программы:

  • овладеть основами классического экзерсиса;

  • ознакомить детей с историей развития танца;

  • снять мышечное и психологическое торможение.

Программа состоит из трех разделов, соответствующих возраст­ным периодам дошкольного возраста (4 — 5, 5 — 6, 6 — 7 лет), учиты­вающих особенности динамику развития годичного цикла ребен­ка и преследующих вначале обучающую цель, а затем — развитие творч е с ки х с п о с о 6t ю сте й.

По каждой возрастной группе задачи уточняются, предлагается содержание работы и музыкальное сопровождение, даются методи­ческие указания.

Занятия проводятся в игровой форме. В приложении дается му­зыкальный материал и игры.

Программа включена в пособие «Фольклор музыка —театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ.

Программа «В мире музыкальной драматургии»


Цель программы:



  • формировать активное восприятие музыкального искусства у дошкольников 3 — 7 лет через осознание драмату ргии музыкаль­ного произведения;

  • воспитывать желание к передаче музыкальных образов сред­ствами ритмопластики.


Задачи программы:

  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способ­ности, способность эстетически переживать музыку и переда­вать музыкальные образы в движениях;

  • знать простейшие музыкальные понятия;

  • формировать выразительность и пластику движений, развивать творческие способности и пр.

Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и анатомо-физиологические данные возрастного периода.

Программа состоит их четырех разделов по возрастным группам детей.

Весь репертуар представлен по следующим темам:

  • характер музыки, средства музыкальной выразительности;

  • музыкальная форма;

  • комплексы ритмической гимнастики;

  • танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами;

  • историко-бытовой танец, парные композиции, элементы баль­ного, народного и современного танца;

  • игровое танцевальное творчество;

  • инсценирование песен;

  • постановка ритмопластических спектаклей.


В программе приведены примерные конспекты занятий по рит­мике, а также сценарий ритмического спектакля, предлагаемого для постановки в конце года.

Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством об­разования и науки РФ.

Программа «От жеста к танцу»



Программа по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце. Ее главная цель — научить детей творчески осмысливать и вопло­щать образное содержание в танце через освоение языка вырази­тельных движений.

Дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.



Особенность методики: от обучения языку выразительных дви­жений к исполнительскому а затем — к «композиционному» твор­честву в танце.

В программе раскрываются теоретические основы, принципы методики развития у дошкольников творчества в танце. Описыва­ются методы работы с конкретными танцевальными упражнениями, этюдами и развернутыми спектаклями. Даются планы-конспекты занятий с детьми.

Комплект пособий «От жеста — к танцу» состоит из трех книг. Первая — изложение методики, а вторая (музыкальный репертуар) и третья (словарь пантомимических и танцевальных движений); — приложения к первой.

ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ

МУЗИЦИРОВАНИИ

По утверждению психологов ребенок-дошкольник находится на стадии сенсомоторного развития, поэтому одно из основных на­правлений развивающей работы в дошкольном детстве является его моторное и сенсорное развитие.

В соответствии с этим важной задачей музыкального воспитания дошкольников является музыкально-сенсорное развитие, поскольку этот возраст благоприятен для развития музыкальной сенсорики, без которой будет ущербно сенсорное развитие ребенка в целом. Кроме того, музыкальная сенсорика помогает развитию интеллек­туальных способностей ребенка, поскольку в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребен­ку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их свойства.

Большой потенциал и для моторного, и для сенсорного развития заложен в элементарном инструментальном музицировании, так как ребенку предоставляется возможность для экспериментирования со звуками. Именно манипулирование, игра со звуками, в том числе музыкальными как объектами познания, помогает ребенку чувственным путем познать окружающий мир, начать ориентиро­ваться в характере музыки, накопить первоначальный музыкальный опыт. Овладение же музыкальными инструментами способствует развитию моторики (особенно мелкой).

Именно поэтому в практике современного музыкального воспи­тания встречается достаточно большое количество программ, основанных на таком виде музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных и инструментах.



Программа «Звук-волшебник»

Образовательная программа но музыкальному воспитанию стар­ших дошкольников, предусматривающая изучение музыкальных и iк'музыкальных звуков, способов их распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. В программу входит из­готовление детьми самодельных игрушек-инструментов и обучение игре па них.

Цель программы: развивать интерес к эстетической сторо­не дойствитещадосЖ потребности детей в творческом самовыраже­нии, инициативности и самостоятельности в воплощении художе­ственного замы ела.

Задачи программы:

  • создать условия для экспериментирования ребенка со звуком;

  • расширять кру! Шор;

  • развивать творческое самовыражение, стремление к импрови­зации и др.


Курс рассчитан на 1 год и разделен на четыре этапа.


В методических рекомендациях содержатся задания, игровые упражнения для самостоя тельной творческой деятельности ребенка, представлены требования к уровню подготовки дошкольников и основные организационные требования.

Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Программа разработана на стаюве сочетайия 11 ри i щт юв творче­ского импровизационного музицирования австрийского компози­тора Карла Орфа с достижениями отечественной детской музы каль- ной педагогики. Программа рассчи тана на два года занятий с детьми старшей и подготовительной групп.

В основе программы лежит элементарное музицирование, объ­единяющее пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкаль­ных инструментах, танец, импровизированное движение под музы­ку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализа цию.

Цель п р о г р а м м ы:

  • привить первоначальные навыки творческого ансамблевого му­зицирования на основе развития импровизационного мышле­ния и первичного моделирования творческих процессов;

  • развить природные способности ребенка.Задачи программы:



  • помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; пере­жить ее чувственно;

  • воспитать потребности в музицировании;;

  • способствовать формированию творческого мышления и прак­тическому усвоению музыкальных знаний;

  • развить навыки общения и соучастия;

  • формировать качества, способствующие самоутверждению и др.

Работа с детьми по развитию у них навыков элементарного му­зицирования осуществляется по трем направлениям: учебному, творческому и концертному. По каждому направлению работы да­ются рекомендации для педагогов.


Основу методики составляют два метода:

  • активизация творческих проявлений;

  • моделирование элементов музыкального языка.


Ее содержание базируется на формировании метроритмиче­ского чувства (чувство темпа, метра, ритма, ритмического рисунка, формы). Важнейшим принципом программы является активное слушание музыки в соединении с движением.

Программа снабжена учебно-методическим комплектом.

Программа «Оркестр в детском саду»1

Рассчитана на детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада.


Цель программы: помочь им активно войти в мир музыки, раскрыть творческие способности, сделать ее необходимой в жизни ребенка.


Задачи программы:

  • расширять музыкальный кругозор детей;

  • воспитывать интерес к музицированию;

  • развивать музыкальные способности, творческую активность, художественный вкус;

  • приобщать к самостоятельному музицированию; развивать чув­ство ансамбля;

  • формировать целеустремленность, чувство коллективизма, от­ветственность, дисциплинированность и др.

ля успешного решения этих задач необходимо следующее: ква­лифицированная подготовка музыкального руководителя; его уме­ние эффективно организовать занятие; правильный выбор инстру­ментов (простота при музицировании, чистый строй и др.),

В программе, кроме ударных инструментов, используется ком­плект

Для каждой возрастной группы выделены задачи. Отмечается, что в работе необходимо соблюдать принцип индивидуального под­хода. Исполнение на музыкальных инструментах может сопрово­ждать детское творчество: пение, танец, игру, может использоваться на празднике в качестве сопровождения.

В программу включены примерные музыкальные занятия для всех возрастных групп. По каждому разделу предлагается содержание и музыкальный репертуар.

Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ.



ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

В настоящее время отмечается рост интереса к истории нашего народа, к национальной культуре, обрядам и обычаям, народному искусству.

Важнейшей функцией искусства вообще и народного искусства в частности является воспитательная. Обучающие возможности фольклора огромны. Народная культура донесла до наших дней тра­диции, заключающие в себе мудрость народа — это основа, необхо­димая в детстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до ребенка нравственные идеалы. Поэтому современная педагогика считает освоение ребенком фоль­клорного наследия одним из приоритетных направлений. Это об­условлено следующими факторами.


Кроме того, па родное искусство, являясь первоосновой профес­сионального искусства, способствует формированию художествен­ного вкуса, музыкальной культуры, эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности, что способ­ствует решению задач музыкального развития.

Сказанное позволяет утверждать, что народное творчество явля­ется основой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры. Вместе с тем боль­шие художественные и воспитательные возможности народного искусства не реализуются в полной мере.

В связи с этим проблема построения образовательного процесса дошкольного учреждения на основе многовековых традиций и бо­гатого культурного наследия русского народа является в настоящее время особенно актуальной, о чем свидетельствует появление боль­шого количества программ музыкального развития дошкольников, основанных на использовании музыкального фольклора.



Программа «Ладушки»1

Программа музыкального воспитания дошкольников 3 — 7 лет, составная часть комплексной программы «Лада», цель которой — творческое развитие детей на основе русской культуры и синкретиз­ма детского восприятия и творчества.



3адачи программы;

  • Обогатить детей музыкальными впечатлениями;

  • развивать музыкальные способности, образное мышление, твор­ческую активность, фантазию, коммуникативные способности;

  • зародить желание музицировать;

  • раскрепощение в общении;

  • приобщать к русской народной и мировой музыкальной культу­ре;

  • развивать личность.

Принципы программы:

  • создание комфортной непринужденной обстановки;

  • целостный подход в решении педагогических задач;

  • последовательность обучения

  • соотношение музыкального материала с природным, народным ,светским и историческим календарем;

  • принцип партнерства;

  • принцип положительной оценки.

В программу введен раздел « Пальчиковая гимнастика », помогающий в игре на инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в пись­ме, развитии памяти и речи.

Музыкальное1 воспитание осуществляется на музыкальных за­нятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Вся работа по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театра­лизованной ритмопластикой и развитием речи.

Программа включает разработку музыкальных занятий для детей четырех возрастных групп и снабжена музыкальными приложения­ми, описанием музыкально-ритмических композиций, музыкальных игр, содержит показатели музыкального развития детей в каждой Возрастной группе по каждому разделу.

Программа «Музыкальная народная культура»1



Предназначена для музыкального восп итан и я детей 4 —10 лет па основе традиций русской культуры, знакомства с историей развития

инструментальной культуры, обучения игре на народных и разрабо­танных автором инструментах, ансамблевого исполнительства.

Программа включает шесть ступеней и рассчитана на шести­летний период обучения: со средней группы детского сада до 3-го класса школы. Каждая ступень имеет свои педагогические, музы­кальные, психологические цели и задачи, содействующие реа­лизации основной идеи программы — включению в музыкальное воспитание детей пения, исполнительства на музыкальных инстру­ментах и их самостоятельного изготовления, традиционных народ­ных игр, праздников.

Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования музыкального инструментария в русской культуре. По­лученные знания реализуются в эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности детей. Овладение навыками игры и импровизации подготавливает детей к более вы­сокой форме творчества — созданию аранжировок и оригинальных произведений для народных инструментов.

Реализация программы стимулирует приобретение детьми тру­довых, конструкторских и изобретательских навыков в процессе изготовления инструментов, ансамблевое и оркестровое исполни­тельство. Объединение методов музыкального и трудового обучения позволяет более эффективно воздействовать на комплексное художественно-эстетическое развитие детей.

Программа «Горенка»

Цель программы: изучение музыкального фольклора до­школьниками посредством формирования определенной среды: организации музея русской культуры, создания фольклорного ан­самбля, соответствующего интерьера, наличия национальных ко­стюмов, отбора репертуара.

В основе программы лежит цикличность народного календаря. Это дает возможность детям в течение 3 — 4 лет изучать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им музыкальный мате­риал, что помогает решить задачи не только музыкального, эстети­ческого, творческого развития без лишних физических и психоло­гических нагрузок, но и задачи нравственного совершенствова­ния.

Кроме того, в программе предлагается работа с детьми раннего возраста в жанре фольклора. Раскрываются особенности программ­ного содержания согласно возрасту детей. Предлагаются примерные конспекты музыкальных и комплексных занятий для детей разных возрастных групп и принцип отбора репертуара.

Воспитательные задачи программы:

  • формировать любовь и уважение к традициям своего народа;

  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими;

  • учить понимать роль семьи, свое место в семье. Образовательные задачи программы:

  • развивать восприятие музыки посредством музыкального фоль­клора, музыкальные способности, самостоятельность, инициа­тиву и импровизационные способности детей;

  • формировать исполнительские навыки.

Программа включена в пособие «Фольклор *— музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образо­вания и науки РФ.

Программа «Оберег»

Программа предназначена для комплексного изучения фолькло­ра в детском саду с детьми от 2 до 7 лет.

Цели программы:

  • воспитать ребенка в традициях отечественной народной культу­ры;

  • формировать бережное отношение и любовь к народным тради­циям.

Задачи программы:

  • формировать миропонимание ребенка через близкие ему обра­зы национальной культуры;

  • развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные и му­зыкальные способности;

  • организовать творческую деятельность по освоению народной культуры;

  • формировать ее целостное восприятие.



Особенностью программы является ее интегративность, объеди­няющая различные элементы учебно-воспитательного процесса (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительная деятельность) и обеспечивающая «проживание фольклора, ого «прорастание» в жизнь ребенка.

Программа имеет тематическое построение и состоит из двух разделов: «Народоведение (формирование мировоззрения) и музыкальный фольклор (развитие' способностей)».

Каждый возрастной период обеспечиваются подпрограммой:

  • '«Гуленьки» (для детей 2--3 лет! — введение в мир фольклора;

  • «Теремок» (для дертей 4 — 5лет) — знакомство с основами народ­ной культуры;

  • «Беседушка» (для детей 0— 7 лет) — активный этап освоения фольклора в процессе музицирования.

Даются методические указания по организации различных видов музыкальной деятельности в освоении народного материала, (предметы быта, фотографии и др.) с учетом возрастных особенностей ребенка. При этом отмечается необходимость включать региональный материал.

Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей, допущенное Министерством образования и науки РФ.



Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»'

Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей трех-семи лет,, нацеленные на их приобщение к русской народной культуре, т. е. к непреходящим общечеловеческим ценностям

Цель программы:

  • способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщись их ко всем видам национального искусства;

  • заложить фундамент для освоения детьми национальной культу- pb!для чего они должны знать жизнь и быт русского народа, его нравственн ые ! рнжсти и т. и.

Параллельной программе решаются вопросы расширения базо­вой культуры личности воспитателя дошкольного образователь­ного учреждения.

Программа включает перспективное и календарное планирова­ние, Для каждой возрастной группы предусмотрены конкретные 'темы занятий для каждого месяца, В приложении даются специаль­ные материалы: сказки, былины, литературные пр( низведения, нотный материал, словарь старинных русских слов и т.д.

Программа «Музыка»1

Направлена на первоначальное музыкально-художественное освоение дошкольниками русских традиционных представлений о мире и о себе, об истоках русской народной культуры.

Задачи программы:

  • научить детей чутко относится к миру звуков;

  • слышать музыку стиха речи, собственных движений и чувств;

  • приобщить детей к импровизации, к созданию собственных му­зыкальных мыслей -мелодий и их оценке;

  • способствовать расширению интеллектуальных возможностей

детей;

  • познакомить их с игрой па различных музыкальных и инструментах.

Программа опирается на календарно~тематически11 принцип планирования, основанный на календарных праздниках (! {оный год, Масленица и др.) Возвращение к темам через год по спирали (на основе обогащения и усложнения музыкального и литературного материала) способствует накоплению и систематизации представлений и знаний детей об окружающем мире.

Про грамма включает три этапа работы с детьми, каждый из когортах рассчитан на один год. В содержании программы представ­лены конкретные рекомендации по развитию музыкальных способ­ностей детей на каждом этапе освоения программы.

Программа рассчитана па активное включение в процесс разви­тия ребенка воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей.


г



31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!