ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольные образовательные учреждения России, работавшие до 1989 г. по единой программе, сегодня имеют широкий выбор программ и педагогических технологий. Их появление связано с обновившем дошкольного образования в 90-е годы XX в.г обусловленного изменениями в нашей стране в этот период. Эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Но большинство из них опирается на базовые принципы типовой программы.
Реформирование дошкольного образования было связано с учетом специфики развития дошкольников, самоценностью этого периода жизни ребенка. При этом показателем эффективности образования стала считаться не «обученность» детей — сумма усвоенных знаний, а уровень их психического развития, наличие условий для полноценного проживания детьми этого уникального периода.
Основное внимание при этом стало уделяться развитию субъективности ребенка, раскрытию его способностей, воспитанию чувства защищенности и уверенности в себе, а также приемам и методам общения ребенка и воспитателя, заключающимся в понимании, принятии личности каждого ребенка, в уважении его интересов и достоинства, умении установить доверительные партнерские отношения.
Программа «Радуга»
Первая инновационная программа дошкольного образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Она рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет. Программа существенно не отличается от традиционной, однако в определении конкретных задач психического развития отличия значительны. Она построена по возрастному принципу и ориентирована на достижение гармонии интеллектуального и эмоционального в развитии ребенка.
Программа называется «Радуга», поскольку включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, обеспечивающих их развитие и воспитание.
Занятия музыкальным и пластическим искусством, направленные прежде всего на формирование эстетических переживаний, «окрашивает» голубой цвет.
В качестве задач музыкального воспитания выделяются:
обогащение музыкальных впечатлений;
развитие эмоциональной отзывчивости;
формирование выразительных певческих и пластических способностей.
Основная задача в младшем возрасте (2 — 4 года) вызывать интерес к музыке, регулировать с его помощью эмоциональное состояние детей. Слушать с ними короткие произведения с четко выраженной мелодической линией. Поощрять желание двигаться под музыку.
В среднем возрасте (4—5 лет) создавать развивающую звуковую среду, знакомить с произведениями народной и классической музыки.
В старшем возрасте (5 — 7 лет) воспитывать уважение к искусству, знакомить со средствами выразительности, признаками разных видов искусства, способствовать пониманию содержания произведений искусства.
В программе также обращается внимание на необходимость проведения для детей праздников, развлечений, вечеров досуга, кукольных спектаклей, посещение театров. Этому, по мнению авторов, будет способствовать развитие музыкальных, драматических, художественных способностей воспитателей.
В «Руководстве» к программе показано на конкретном материале как формируются эстетические переживания, интерес к музыке, развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка: слуховые, интонационно-речевые, декламационные и певческие, элементарно-инструментальные и двигательные. При этом занятия с детьми должны быть радостными, отвечать потребностям ребенка.
Вместе с тем следует отметить, что задачи музыкального воспитания представлены в программе как общее направление в работе по эстетическому воспитанию и практически не конкретизированы в методике обучения и воспитания.
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и продолжает обновляться.
Программа «Детство»
Комплексная программа обогащенного развития детей дошкольного возраста. В ней представлены три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувства —- познание — творчество, пронизывающие все ее разделы.
Реализация целей программы осуществляется в числе прочих с помощью раздела «Ребенок и музыка». Его авторы, А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило, выделяют в качестве обобщенных целей музыкального развития и образования детей: я развитие музыкальной культуры;
» накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
ш развитие позиции активного исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами ребенок мог выражать свои чувства, переживания.
В связи с этим программа каждой возрастной группы (младший, средний и старший дошкольный возраст) содержит две части:
В каждом возрастном периоде выделяются задачи, описывается содержание
работы по музыкальному воспитанию, даются методические рекомендации по ее организации. Предлагаются подробные характеристики возрастных возможностей дошкольников, уровней освоения содержания, что поможет в диагностике музыкального развития и в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода. При этом авторы отмечают, что важно сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.
Успешная реализация программы, по мнению авторов, становится возможной при создании развивающей предметно-пространственной музыкальной среды, организации доброжелательного взаимодействия взрослого и ребенка и тесного взаимодействия детского сада и семьи.
В серии «Библиотека программы “Детство"» выпущено пособие «Детство с музыкой» (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, 2010), в котором представлены современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, состоящее из двух частей. Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, конспекты игр и занятий с детьми.
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Программа «Истоки»
В Программе обозначены задачи развития ребенка в деятельности по четырем основным линиям:
социальное;
познавательное|
эстетическое*
физическое развитие.
Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, живопись). В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.
Достаточно подробно в ней разработан раздел «Музыка» (В. А. Петрова, Т.Г.Рубан, К. В.Тарасова).
В программе представлены пять традиционных видов музыкальной деятельности детей:
® музыкальная игра -драматизация.
По каждому возрастному этапу (начиная с младенчества) и виду музыкальной деятельности дана характеристика возрастных возможностей, обозначены задачи и и отрасли развития детей, позволяющие судить об эффективности работы.
В программе обращается серьезное внимание па музыкальное воспитание детей 1 — 3 лег, что отражено в методическом пособии
В.Л. Петровой «Музыка — малышам» (2001). Предусмотрена работа с воспитателями и родителями. С этой целью пособие содержит методические советы для родителей и педагогов.
По разделу «Музыкальное воспитание» изданы методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки «Дети слушают музыку» К. В. Тарасовой и Т. Г. Рубан (М., 2001).
Программа «Развитие»
Программа построена по принципу разделения детой па четыре возрастные категории: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы.
В программе не представлен раздел по музыкальному воспитанию как таковому, но предлагается раздел «Выразительное движение».
Работа воспитателя по этому разделу нацелена на развитие у дошкольников творческих способностей, невербального общения и проводится по нескольким направлениям. Главное из них — развитие способности к образному перевоплощению, пластическому взаимодействию. Остальные направления работы включают развитие умения свободно двигаться, использование интонационной выразительности голоса при выполнении образно-пластических упражнений и др.
В ходе обучения используются три выразительных языка.
В разделе «Выразительное движение» содержится характеристика основных направлений работы по формированию выразительных движений, перечень развивающих задач, описание средств и материалов, необходимых для их решения.
В методических рекомендациях для воспитателей рассматриваются основы педагогической технологии программы, вопросы организации предметной среды, взаимодействия взрослого и ребенка и самих дошкольников в процессе занятий, по каждому разделу даются рекомендации по педагогической диагностике.
Программа «Из детства — в трочество»
Комплексная программа для родителей и педагогов. Ее цель -— создание в семье и дошкольном образовательном учреждении условий для здорового образа жизни, развития способностей детей, воспитания уважения к национальным традициям.
Музыкальное развитие в программе рассматривается как особам область образовательной работы. Его содержание конкретизировано в программе Е. Дубровской «Раз ступенька, два ступенька — будет песенка» (1997), «Ступеньки музыкального развития» (2004, 2006). Основополагающим в программе музыкального развития является принцип художественности.
Автор связывает результативность педагогической работы с хорошим знанием ребенка, взаимодействием педагогов и родителей, тесным контактом музыкального руководителя и воспитателя, осуществляющего преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания.
В связи с этим выделяются цели и задачи, стоящие как перед музыкальным руководителем, так и перед воспитателем и родителями.
В отличие от традиционной программы, где упор сделан на исполнительской деятельности дошкольников, в содержании данной программы заложен подход, при котором главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно-интеллектуальной.
Обязательным видом деятельности на каждом занятии является игра на инструментах и ее включение в другие виды музыкальной деятельности как практического метода, помогающего осознанному восприятию музыки и т. п.
Большое место в программе отведено концертной деятельности — развлечениям, совместным с родителями праздникам и т.п. При этом праздники —- не отчет перед родителями, а средство музыкального развития детей.
Для каждого возраста определены психофизиологические особенности музыкального развития, предлагается новый подход к организации, содержанию и методам работы с детьми.
В программе подчеркивается особая роль театра в решении задач, связанных с воспитанием и развитием дошкольника. Музыку предлагается использовать как можно чаще как на занятиях, так и в течение дня.
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Программа воспитания и обучения в детском саду
Это усовершенствованный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985; отв. ред. М. А. Васильева) . Программа доработана с учетом достижений современной науки и практики дошкольного образования. Так, в ней предоставляются более широкие возможности для полноценного социального и личностного развития ребенка, вместе с тем сохранены лучшие его традиции.
Большое место в программе отводится эстетическому воспитанию, осуществляемому через ознакомление детей с разными видами искусства в процессе разнообразной художественно-творческой деятельности, при этом большое значение придается развитию самостоятельности. Кроме того, эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка.
Появился обновленный раздел «Культурно-досуговая деятельность». Она является в программе приоритетным направлением в организации жизни дошкольника, основой формирования его культуры и осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной работы ребенка с художественными материалами.
Музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста. Автором программы и методических рекомендаций по музыкальному воспитанию является М. Б.Зацепина.
Цель программы:
передать детям музыкальный опыт старших поколений;
развивать музыкальную культуру;
формировать положительные черты и свойства личности.
Основное средство достижения этой цели — постоянное общение' ребенка с музыкой, развитие потребности в высоких образцах художественного творчества.
Задачи программы:
формировать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;
приобретать знания, умения и способы музыкальной деятельности;
формировать музыкальные способности;
развивать интерес и любовь к музыке своего народа и других народов;
формировать умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге и др.
Программа сопровождается п е р е ч н я м и литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр. Разработано содержание праздников, развлечений и досугов. Большое значение придается развивающей среде, выделены направления работы по ее созданию во всех возрастных группах.
В программе определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных парциальных программ и авторских методик, опирающихся на имеющийся мировой опыт музыкального воспитания.
Перед дошкольным учреждением встает трудная задача — выбрать программу, которая может быть успешно реализована педагогическим коллективом и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.
Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г. А. Прасловой, необходимо уметь:
ориентироваться в основных тенденциях программно-методического оснащения музыкального образования детей;
анализировать программу, включая решение задач музыкального развития, выделять ключевые положения, понимать педагогические технологии;
оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализации программы;
прогнозировать работу педагогического коллектива и достижения детей в области музыкального развития в условиях реализации программы?
Программа «Музыкальные шедевры» Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие импровизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей- игр и др.).
Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.
Основной принцип построения программы— тематический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш»» «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка»,, «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».) При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкального искусства.
Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образования, так как является основной в программе Д. Б. Кабалевского, используемой в большинстве школ.
Принципы программы:
концентрический, или принцип цикличности, предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах;:
контрастного сопоставления репертуара — в каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями;
адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого;
синкретизма—это взаимосвязь музыкальной и художествен но - эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия музыки.
В программе представлены критерии оценки уровня сформированное основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методическими рекомендациями и дидактическим альбомом.
Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.
Программа «Искусство слышать»
Программа направлена на воспитание у детей музыкальной культуры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Одной из основных задач программы является развитие музыкального восприятия — основы приобщения к искусству, которое осуществляется в процессе детского художественного творчества: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложится перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры.
Основополагающими принципами программы являются:
моделирование процесса художественного творчества: ребенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, ч то можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где исполнители становятся поэтами, музыкантами, создающими музыкально-поэтическое произведение;
органичного рождения танца (пластическое интонирование), движения как естественного выражения того или иного чувства, переживания или характера
музыки;
образно-игрового вхождения в музыку — предусматривает создание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.
В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным углом зрения.
Программа «Гармония»1
Программа разностороннего музыкального развития дошкольников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего психического развития (воображения, творческого мышления, коммуникативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей.
Основным видом музыкальной деятельности в реализации познавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ.
Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью:
подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;
использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр- драматизаций;
использования произведений других видов искусства (изобразительного, литературного и др.).
Принципы программы:
связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные занятия строятся но тематическим блокам, доступным и интересным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои родные и я сам» и др.;
я сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки;
н сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сюжета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в пего;
в импровизационность — у всех участников педагогического процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество», импровизацию.
Авторами предлагаются программы по каждому виду деятельности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репертуара и записанная на кассеты музыка.
Программа «Камертон»
Программа музыкального образования детей от рождения до 7 лет, ориентированная на развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры.
Программа представлена в виде семи ступеней музыкального образования в соответствии с семью основными ступенями звукоряда. На каждой представлены все виды детской музыкальной деятельности, даны ее задачи и содержание (музыкальный репертуар), а также характеристика возрастных возможностей детей, показатели развития и овладения музы калькой деятельностью.
Впервые в завершение каждой ступени выделены з ада ч и общего развития личности ребенка:
способности;
Доминирующее место отведено задачам развития универсального вида музыкальной деятельности— восприятию музыки. Большое внимание уделяется развитию музыкально-сенсорного восприятия у детей, так как дошкольный возраст благо приятен для развития сенсорики, способствующей развитию их интеллекта.
В программу введен раздел, посвященный участию родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Учтены также здоровье сберегающий и оздоровительный факторы, ч то связано с охраной голоса ребенка, созданием психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого.
Репертуар программы подобран с учетом возрастных возможности детей и связи содержания музыкальных произведений с их жизнедеятельностью.
Автор применяетличностпо ориентированную модель музыкально-педагогического процесса с субъектным партнерским взаимодействием.
Важным условием для успешности организации музыкальной деятельности является, по мнению автора, музыкальная предметноразвивающая среда.
Новым является подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых-— педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности. При этом зрители, как таковые, отсутствуют.
Программа «Музыка»
Предназначена для работы с детьми 4—5 лет в системе дополнительного музыкального образования: в доинструментальных группах музыкальных школ, в группах раннего развития, в семейном воспитании.
Цель программы: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с помощью музыкально-творческой игры.
Задачи программы:
развивать навыки импровизации и сочинения в различных видах музыкальной деятельности;
познакомить с элементами музыкальной грамоты;
развивать координацию движений под музыку.
Задания программы изложены в порядке возрастающей сложности, с усложнением характера музыкально-образного и логического мышления ребенка.
Программа «Ребенок в мире музыки»
Программа музыкальног о развития детей старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.
Цель программы: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5 — 6 лет. В задачах и содержании программы отражен минимум знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности, представлений о музыке, которыми должен овладеть ребенок для обучения в школе.
сознан
В рекомендациях к программе выделен раздел «Взаимодействие с семьей», где намечены подходы к организации этой работы, включены примерные конспекты занятий и развлечений с их участием.
П программе выделяются следующие основные направления:
Акцент в обучении делается па взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятельности.
Программа «Каждый ребенок — музыкант»
Целостная система воспитания музыкой детей от 3 до 9 лет, направленная на то, чтобы подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с ней. Занятия по программе, по мнению автора, можно рассматривать как общеподготовительные , поскольку они способствуют выработке качеств и способностей, необходимых в учебной деятельности. Они также развивают:
Внимание и чувствование явлений природы;
культуру общения;
исторический, географический, этнографический кругозор.
Занятия строятся в определенном порядке, который опирается на ритм дня, времена года, годовые праздники, что способствует развитию ритмической системы ребенка — залога успешной учебной деятельности.
Пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен одному виду упражнений:
речевые игры;
двигательные упражнения;
ритмические игры и т. д.
Большое место занимают в программе произведения музыкального фольклора, прежде всего календарные песни, становящиеся центральным звеном в занятиях. Автор отказывается от обычной в детских садах подготовки концертов «напоказ».
В программу включен также раздел «Образно-двигательная музыкальная грамота». Образная — потому что действует через душу, эмоции; двигательная — через тело, мышцы; грамота — через ум, мышление.
Раздел программы «Упражнения с флейтой» опирается на сравнительную легкость овладения этим инструментом. Предлагается подробно разработанная система занятий, направленная на обучение детей игре на флейте.
Большое значение отводится в программе театрализованной деятельности. При этом отмечается, что театральная работа является обобщающей, так как в ней соединяются все направления работы по программе.

ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ
Произошедшее в последующем разграничение искусства по видам не исключило его синтетические формы. Таким образом, возникли синтетические искусства — драматический и музыкальный театр, кино и др.
Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, различные виды искусства создают наиболее целостный художественный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.
Особенно эффективно осуществлять воспитание с использованием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художественно-творческая деятельность (ребенок обычно одновременно поет, приплясывает и звенит чем-нибудь).
При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкального образа в большей степени, чем образов живописных и литературных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребенку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.
Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспитании дошкольников обусловили появление большого количества соответствующих образовательных программ.
Программа «Синтез»
Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.
Цель программы:
а ввести ребенка-дошкольника в мир музыки;
искусств.
Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й,
5-й, 6-й и 7-й годы жизни.
Принцип синкретичности искусства авторы используют ш. музыкальных занятиях с детьми,, считая, что полноценное восприятие произведений любого искусства возможно только при наличии знаний в области других видов искусств.
Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпохи стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.
Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, г. процесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схема 11).
Схема I}

Работа по программе предполагает творческий подход педагога к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:
программа репертуара по трем видам искусства;
хрестоматия музыкального репертуара;
методические ре комендации;
кассета с записью музыкальных произведений;
набор слайдов.
В методических рекомендациях, многие из которых имеют фирму конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкальной) и изобразительного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие данные.
Программа «Красота. Радость. Творчество»
Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лот: основанная на разных видах искусства.
Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что водит за собой эстетическое, нравственное1 и интеллектуальное развитие детой средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности.
Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусстве! и разнообразной художественно-творческой деятельности:
Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра.
Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей — как художественных так и интеллектуальных
Работа по музыкальному воспитанию детей включает:
развитие музыкальных способностей и музыкального восприятия'
формирование музыкальной культуры и системы знаний и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного самообразования;
воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слушать и исполнять ее
формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и др.
При этом знакомстве с музыкой строится на основе педагогического сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.
Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей, методические рекомендации по органи зации музыкальной деятельности, предлагается тематика комплексных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждому виду музыкальной деятельности.
В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.
Программа «В мире прекрасного»
Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической системы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи комплексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.
Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художественной деятельности.
Задачи программы:
раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприятие;
приобщать детей к миру искусства;
развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми.
Методика работы с детьми строится на самовыражении и саморазвитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воздействии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой.
Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть разделов:
Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятельности.
Авторы предлагают:
подробное описание форм организации занятий;
варианты перспективного планирования и конспекты занятий;
учебно-методические комплекты;
диагностические задания по всем видам художественной деятельности;
приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей деятельности.
Особое внимание авторы программы рекомендуют уделять комплексным занятиям, в процессе которых дети одновременно осваивают сразу несколько видов художественной деятельности.
Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия.
Программа «Синтез искусств»
Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ребенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, начиная с раннего возраста.
Программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изобразительного искусства и театра.
«Путешествие в прекрасное»
Учебно-методическим комплектом по программе является пособие для детой 3—6 легг построенное с учетом усложнения материала, его развития и обогащения.
Основной подход в обучении ----- личностно-ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллективного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка.
При этом учебная задача осваивается через продуктивную деятельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.
Курс рассчитан на три года.
Комплект учебников « Путешествие в прекрасное» состоит из трех, частей, в которых дано подробное описание сценариев занятий с детьми, строящихся по проблемно-тематическому принципу. К методическим рекомендациям прилагается терминологический сл приложение.
Программа «Живой мир образов»
Программа художественно-эстетического цикла для детей 3—7 лет, направленная на развитие гармоничной, творческой личности ребенка, его базовой культуры средствами искусства. Программа предполагает сочетание разных видов художествен но й деятельности:
Цель программ ы: гармоничное развитие личности и формирование у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать как отдельные виды искусства, так и искусство в целом.
Задачи программ ы:
развивать любознательность как основу познавательной активности будущего ученика;
развивать способности как способы самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, формирование творческого воображения, как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;
развивать коммуникативность.
Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя темы по трем направлениям, повторяющимся каждый год с изменением глубины преподаваемых знаний:
ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и битовой жизнью;
ознакомления с историей русского парода, выдающимися деятелями русской культуры;
изучение исторических источников и классических произведений русской литературы.
Для каждого года обучения в программе представлены уровни эстетического развития детей и рекомендуемые художественные произведения.
Программа «Родничок»
Программа творческо-эстетического развития дошкольников, использующая следующие средства эстетического воспитания:
Основная цель программы: раскрытие физического, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности, интегрирующие их индивидуальный опыт и навыки, полученные ими в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т. д.).
Помимо традиционных принципов авторами выделяются также следующие принципы:
В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей. В блоке творческо- эстетического развития «Арлекино» авторами ставятся следующие задачи:
обогащение духовного мира различными художественными средствами;
формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры;
развитие воображения и чувственного восприятия окружающего мира;
формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.;
развитие крупной и мелкой моторики;
развитие пластической и мимической выразительности.
Эти задачи реализуются через занятия эстетического цикла (изодеятельность, хореография, музыка), театрально-игровую деятельность и др.
В программе выделены задачи обучения и воспитания по каждой возрастной группе (3 — 4, 4 — 5, 5 — 6, 6 — 7 лет), дается план воспитательно-образовательной работы, включающий организацию работы с родителями, планы проведения комплексных занятий, тематическое планирование и др., разработаны конспекты занятий.
Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке».
Программа основана на интеграции разных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, архитектуры и литературы и предназначена для работы с детьми 3—10 лет. В центре внимания авторов — проблемы психологии восприятия искусства, психологии детского творчества.
В программе представлено подробное содержание курса, опирающееся на возрастные особенности детей 3—10 лет. Все темы курса находятся во взаимосвязи друг с другом. Взаимодействие является одновременно и основополагающим методом освоения всех разделов курса, и темой, входящей в него.
Основные принципы программы:
взаимодействие;
соизмерение;
анализ учебного материала;
игровой принцип введения в художественный материал с учетом возрастных особенностей психологии ребенка;
принцип «метафоры», одушевления неживого;
принцип использования произведений искусства разных стилей и эпох.
Программа «Сотворчество»
Программа для детей старшего дошкольного возраста построена на принципах интеграции трех основных искусств: изобразительного, музыкального и художественной литературы.
Цель программы: создание условий развития эстетического отношения ребенка к миру, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.
Для этого предлагается использовать игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическую пространственно-предметную среду, развивающий эффект которых зависит от характера общения педагога с ребенком.
Содержательный аспект программы выстраивается по схеме: познавая красоту окружающего мира, произведения искусства, ребе нок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются мышление, воображение и стремление переда ть воспринятую красоту (в рисунках, танце, вербальной форме) (схема 12).

Схема 12
По программе разработана система интегративных занятий, методика работы, методы деятельности педагога, обеспечивающий более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осознание им мира культуры.
По результатам освоения программы предусмотрена диагностика, выявляющая уровни эстетического отношения к миру, описывается также как предполагаемый результат реализации программы комплекс: знаний, умений, личностных новообразований, которые должен приобрести ребенок.
ПРОГРАММЫ ПО МПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В искусствоведении сложилась точка зрения, свидетельствующая
о том , что музыка родилась из двух источников — из слова (отделения интонации от слова) и движения (жеста, танца, пантомимы). Эти два источника привели к образованию, с Одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, - музыкально - речевых интонаций, с другой — пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений.
При этом ряд исследователей считает, что в ходе развития общества в силу объективных причин (обряды, религия и др.) первично шло развитие ритмизованной двигательной деятельности. Звуковое оформление движения постепенно перешло в пение, т. е. было вторичным актом. Еще в Древнем Египте термин «петь» означал «производить руками музыку».
Очевидно, это можно объяснить тем фактом, что ритм существует в природе и присущ любым природным и жизненным процессам (смена дня и ночи, времен года, и т.д., ритмичность человеческого организма: дыхание, ходьба, речь и т.д.).
Именно поэтому в музыкальном искусстве, как отражении закономерностей окружающей действительности, ритм является определяющим средством музыкальной выразительности. Если любую мелодию лишить ритма, то вместо нее останется лишь звуковысотная схема. В условиях же ритмической организованности этот же ряд звуков превращается в мелодию с ясным и четким строением музыкальных фраз, с ритмической организацией звуков в каждой фразе.
В структуре музыкальных занятий в детском саду эти два вида музыкальной деятельности занимаю'!' центральное место. При этом если пение — достаточно сложный для детей, формирующийся позднее ее вид, то движение под музыку -— более доступный и ранний вид музыкальной деятельности. Кроме того, с самого раннего возраста реакция ребенка па музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирания или возрастания двигательной активности), что свидетельствует о доминировании ритмического начала на первых стадиях развития музыкальности.
Потребность ребенка в различных движениях оказала влияние на методы народной педагогики. Среди произведений детского фольклора очень много игр с движениями, хороводов, укачиваний и пр.). Таким образом, можно утверждать, что является спорным вопрос о приоритете певческой деятельности (как еще очень часто бывает в детских садах) по сравнению с ритмической тта ранних этапах музыкального развития ребенка.
Именно поэтому идеи создания программ на основе музыкальноритмической деятельности интересуют многих специалистов, использующих в своей педагоги ческой деятельности движение под музыку как универсальное средство целостног о развития личности ребенка.
Программа «Ритмическая мозаика»
Программа по ритмической пластике, направленная па целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д. И. Воробьева СПб., 1996).
Ведущая идея — использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, самовыражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, нравственно-коммуникативные качества, способность к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Авторы также рассматривают программу как своеобразный «до- нотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произведения в пластической импровизации.
В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов.
По каждому возрастному периоду (3 — 4, 4—5, 5—7, 7—9 лет):
При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций.
Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей — от подражания к самостоятельности и творчеству, практический материал — 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофильмов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.
Программа «Топ-хлоп, малыши»
Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2 — 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений, связанных с программами по физическому и музыкальному воспитанию.
В программе формулируются цели и задачи музыкально-ритмического воспитания:
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
развивать музыкальные сенсорные способности;
развивать слуховое внимание, двигательную сферу, выразительность движений;
воспитать общительность;
развивать умения пространственных ориентировок и др. Важное место в программе занимает адаптация ребенка к коллективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник.
Предлагаемый репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. При этом игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы для работы с детьми 2 — 3 лет.
В качестве основного метода музыкально-ритмического воспитания детей используется «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений, а также игровое взаимодействие со взрослым.
Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к программе прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необходимой последовательности.
«Са-Фи-Дансе»
Оздоровительно-развивающая программа по танцевальноигровой гимнастике (название составлено из имен разработчиков), цель которой — содействие всестороннему развитию личности дошкольника от 3 до 7 лет средствами танцевально-игровой гимнастики. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию дошкольников.
Основные задачи программы:
укреплять здоровье;
развивать психомоторные и творческие способности, мышление, воображение и познавательную активность;
расширять кругозор;
формировать навыки эмоционального выражения движений под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях;
развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества и трудолюбия.
Основные разделы программы:
танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика; игрогимнастика; игротанцы;
нетрадиционные виды упражнений: игропластика; пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж; музыкально-подражательные игры; игры-путешествия;
креативная гимнастика.
В программе представлены характеристика каждого раздела, содержание в соответствии с годом обучения, конспекты уроков и сюжетных занятий. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Даны методические рекомендации по его применению, отражены требования по освоению знаний, умений и навыков.
Программа «В мире бального танца»1
Рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет.
Цель программы:
приобщать ребенка к миру танца;
формировать пластику, культуру выразительность движений;
способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи программы:
способствовать физическому развитию ребенка;
формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;
учить понимать язык музыки и выражать его в танце;
развивать умение применять элементы бального танца в импровизации;
обучать основам этикета.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержанию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей. В каждом разделе дается перечень необходимых элементов бального танца и их описание, формулы современных танцев, приводятся примерные конспекты занятий, этюды для танцевальных импровизаций.
Программа включена в пособие «Фольклор — музыка -—театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «Путешествие в страну «Хореография»
Направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства, на проявление себя посредством пластики, вводит в мир хореографии, посредством игры знакомит с ее жанрами, видами, стилями.
Цель программы:
Задачи программы:
овладеть основами классического экзерсиса;
ознакомить детей с историей развития танца;
снять мышечное и психологическое торможение.
Программа состоит из трех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста (4 — 5, 5 — 6, 6 — 7 лет), учитывающих особенности динамику развития годичного цикла ребенка и преследующих вначале обучающую цель, а затем — развитие творч е с ки х с п о с о 6t ю сте й.
По каждой возрастной группе задачи уточняются, предлагается содержание работы и музыкальное сопровождение, даются методические указания.
Занятия проводятся в игровой форме. В приложении дается музыкальный материал и игры.
Программа включена в пособие «Фольклор музыка —театр» (под ред. С. И. Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «В мире музыкальной драматургии»
Цель программы:
формировать активное восприятие музыкального искусства у дошкольников 3 — 7 лет через осознание драмату ргии музыкального произведения;
воспитывать желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
Задачи программы:
развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, способность эстетически переживать музыку и передавать музыкальные образы в движениях;
знать простейшие музыкальные понятия;
формировать выразительность и пластику движений, развивать творческие способности и пр.
Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и анатомо-физиологические данные возрастного периода.
Программа состоит их четырех разделов по возрастным группам детей.
Весь репертуар представлен по следующим темам:
характер музыки, средства музыкальной выразительности;
музыкальная форма;
комплексы ритмической гимнастики;
танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами;
историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и современного танца;
игровое танцевальное творчество;
инсценирование песен;
постановка ритмопластических спектаклей.
В программе приведены примерные конспекты занятий по ритмике, а также сценарий ритмического спектакля, предлагаемого для постановки в конце года.
Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «От жеста к танцу»
Программа по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце. Ее главная цель — научить детей творчески осмысливать и воплощать образное содержание в танце через освоение языка выразительных движений.
Дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.
Особенность методики: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому а затем — к «композиционному» творчеству в танце.
В программе раскрываются теоретические основы, принципы методики развития у дошкольников творчества в танце. Описываются методы работы с конкретными танцевальными упражнениями, этюдами и развернутыми спектаклями. Даются планы-конспекты занятий с детьми.
Комплект пособий «От жеста — к танцу» состоит из трех книг. Первая — изложение методики, а вторая (музыкальный репертуар) и третья (словарь пантомимических и танцевальных движений); — приложения к первой.
ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ
МУЗИЦИРОВАНИИ
По утверждению психологов ребенок-дошкольник находится на стадии сенсомоторного развития, поэтому одно из основных направлений развивающей работы в дошкольном детстве является его моторное и сенсорное развитие.
В соответствии с этим важной задачей музыкального воспитания дошкольников является музыкально-сенсорное развитие, поскольку этот возраст благоприятен для развития музыкальной сенсорики, без которой будет ущербно сенсорное развитие ребенка в целом. Кроме того, музыкальная сенсорика помогает развитию интеллектуальных способностей ребенка, поскольку в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребенку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их свойства.
Большой потенциал и для моторного, и для сенсорного развития заложен в элементарном инструментальном музицировании, так как ребенку предоставляется возможность для экспериментирования со звуками. Именно манипулирование, игра со звуками, в том числе музыкальными как объектами познания, помогает ребенку чувственным путем познать окружающий мир, начать ориентироваться в характере музыки, накопить первоначальный музыкальный опыт. Овладение же музыкальными инструментами способствует развитию моторики (особенно мелкой).
Именно поэтому в практике современного музыкального воспитания встречается достаточно большое количество программ, основанных на таком виде музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных и инструментах.
Программа «Звук-волшебник»
Образовательная программа но музыкальному воспитанию старших дошкольников, предусматривающая изучение музыкальных и iк'музыкальных звуков, способов их распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. В программу входит изготовление детьми самодельных игрушек-инструментов и обучение игре па них.
Цель программы: развивать интерес к эстетической стороне дойствитещадосЖ потребности детей в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замы ела.
Задачи программы:
создать условия для экспериментирования ребенка со звуком;
расширять кру! Шор;
развивать творческое самовыражение, стремление к импровизации и др.
Курс рассчитан на 1 год и разделен на четыре этапа.
В методических рекомендациях содержатся задания, игровые упражнения для самостоя тельной творческой деятельности ребенка, представлены требования к уровню подготовки дошкольников и основные организационные требования.
Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»
Программа разработана на стаюве сочетайия 11 ри i щт юв творческого импровизационного музицирования австрийского композитора Карла Орфа с достижениями отечественной детской музы каль- ной педагогики. Программа рассчи тана на два года занятий с детьми старшей и подготовительной групп.
В основе программы лежит элементарное музицирование, объединяющее пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализа цию.
Цель п р о г р а м м ы:
привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов;
развить природные способности ребенка.Задачи программы:
помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; пережить ее чувственно;
воспитать потребности в музицировании;;
способствовать формированию творческого мышления и практическому усвоению музыкальных знаний;
развить навыки общения и соучастия;
формировать качества, способствующие самоутверждению и др.
Работа с детьми по развитию у них навыков элементарного музицирования осуществляется по трем направлениям: учебному, творческому и концертному. По каждому направлению работы даются рекомендации для педагогов.
Основу методики составляют два метода:
Ее содержание базируется на формировании метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма, ритмического рисунка, формы). Важнейшим принципом программы является активное слушание музыки в соединении с движением.
Программа снабжена учебно-методическим комплектом.
Программа «Оркестр в детском саду»1
Рассчитана на детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада.
Цель программы: помочь им активно войти в мир музыки, раскрыть творческие способности, сделать ее необходимой в жизни ребенка.
Задачи программы:
расширять музыкальный кругозор детей;
воспитывать интерес к музицированию;
развивать музыкальные способности, творческую активность, художественный вкус;
приобщать к самостоятельному музицированию; развивать чувство ансамбля;
формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность и др.
ля успешного решения этих задач необходимо следующее: квалифицированная подготовка музыкального руководителя; его умение эффективно организовать занятие; правильный выбор инструментов (простота при музицировании, чистый строй и др.),
В программе, кроме ударных инструментов, используется комплект
Для каждой возрастной группы выделены задачи. Отмечается, что в работе необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода. Исполнение на музыкальных инструментах может сопровождать детское творчество: пение, танец, игру, может использоваться на празднике в качестве сопровождения.
В программу включены примерные музыкальные занятия для всех возрастных групп. По каждому разделу предлагается содержание и музыкальный репертуар.
Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
В настоящее время отмечается рост интереса к истории нашего народа, к национальной культуре, обрядам и обычаям, народному искусству.
Важнейшей функцией искусства вообще и народного искусства в частности является воспитательная. Обучающие возможности фольклора огромны. Народная культура донесла до наших дней традиции, заключающие в себе мудрость народа — это основа, необходимая в детстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до ребенка нравственные идеалы. Поэтому современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Это обусловлено следующими факторами.
Кроме того, па родное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, музыкальной культуры, эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности, что способствует решению задач музыкального развития.
Сказанное позволяет утверждать, что народное творчество является основой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры. Вместе с тем большие художественные и воспитательные возможности народного искусства не реализуются в полной мере.
В связи с этим проблема построения образовательного процесса дошкольного учреждения на основе многовековых традиций и богатого культурного наследия русского народа является в настоящее время особенно актуальной, о чем свидетельствует появление большого количества программ музыкального развития дошкольников, основанных на использовании музыкального фольклора.
Программа «Ладушки»1
Программа музыкального воспитания дошкольников 3 — 7 лет, составная часть комплексной программы «Лада», цель которой — творческое развитие детей на основе русской культуры и синкретизма детского восприятия и творчества.
3адачи программы;
Обогатить детей музыкальными впечатлениями;
развивать музыкальные способности, образное мышление, творческую активность, фантазию, коммуникативные способности;
зародить желание музицировать;
раскрепощение в общении;
приобщать к русской народной и мировой музыкальной культуре;
развивать личность.
Принципы программы:
создание комфортной непринужденной обстановки;
целостный подход в решении педагогических задач;
последовательность обучения
соотношение музыкального материала с природным, народным ,светским и историческим календарем;
принцип партнерства;
принцип положительной оценки.
В программу введен раздел « Пальчиковая гимнастика », помогающий в игре на инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме, развитии памяти и речи.
Музыкальное1 воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Вся работа по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.
Программа включает разработку музыкальных занятий для детей четырех возрастных групп и снабжена музыкальными приложениями, описанием музыкально-ритмических композиций, музыкальных игр, содержит показатели музыкального развития детей в каждой Возрастной группе по каждому разделу.
Программа «Музыкальная народная культура»1
Предназначена для музыкального восп итан и я детей 4 —10 лет па основе традиций русской культуры, знакомства с историей развития
инструментальной культуры, обучения игре на народных и разработанных автором инструментах, ансамблевого исполнительства.
Программа включает шесть ступеней и рассчитана на шестилетний период обучения: со средней группы детского сада до 3-го класса школы. Каждая ступень имеет свои педагогические, музыкальные, психологические цели и задачи, содействующие реализации основной идеи программы — включению в музыкальное воспитание детей пения, исполнительства на музыкальных инструментах и их самостоятельного изготовления, традиционных народных игр, праздников.
Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования музыкального инструментария в русской культуре. Полученные знания реализуются в эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности детей. Овладение навыками игры и импровизации подготавливает детей к более высокой форме творчества — созданию аранжировок и оригинальных произведений для народных инструментов.
Реализация программы стимулирует приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков в процессе изготовления инструментов, ансамблевое и оркестровое исполнительство. Объединение методов музыкального и трудового обучения позволяет более эффективно воздействовать на комплексное художественно-эстетическое развитие детей.
Программа «Горенка»
Цель программы: изучение музыкального фольклора дошкольниками посредством формирования определенной среды: организации музея русской культуры, создания фольклорного ансамбля, соответствующего интерьера, наличия национальных костюмов, отбора репертуара.
В основе программы лежит цикличность народного календаря. Это дает возможность детям в течение 3 — 4 лет изучать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им музыкальный материал, что помогает решить задачи не только музыкального, эстетического, творческого развития без лишних физических и психологических нагрузок, но и задачи нравственного совершенствования.
Кроме того, в программе предлагается работа с детьми раннего возраста в жанре фольклора. Раскрываются особенности программного содержания согласно возрасту детей. Предлагаются примерные конспекты музыкальных и комплексных занятий для детей разных возрастных групп и принцип отбора репертуара.
Воспитательные задачи программы:
формировать любовь и уважение к традициям своего народа;
воспитывать уважительное отношение в общении с другими;
учить понимать роль семьи, свое место в семье. Образовательные задачи программы:
развивать восприятие музыки посредством музыкального фольклора, музыкальные способности, самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей;
формировать исполнительские навыки.
Программа включена в пособие «Фольклор *— музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «Оберег»
Программа предназначена для комплексного изучения фольклора в детском саду с детьми от 2 до 7 лет.
Цели программы:
Задачи программы:
формировать миропонимание ребенка через близкие ему образы национальной культуры;
развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные и музыкальные способности;
организовать творческую деятельность по освоению народной культуры;
формировать ее целостное восприятие.
Особенностью программы является ее интегративность, объединяющая различные элементы учебно-воспитательного процесса (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительная деятельность) и обеспечивающая «проживание фольклора, ого «прорастание» в жизнь ребенка.
Программа имеет тематическое построение и состоит из двух разделов: «Народоведение (формирование мировоззрения) и музыкальный фольклор (развитие' способностей)».
Каждый возрастной период обеспечиваются подпрограммой:
'«Гуленьки» (для детей 2--3 лет! — введение в мир фольклора;
«Теремок» (для дертей 4 — 5лет) — знакомство с основами народной культуры;
«Беседушка» (для детей 0— 7 лет) — активный этап освоения фольклора в процессе музицирования.
Даются методические указания по организации различных видов музыкальной деятельности в освоении народного материала, (предметы быта, фотографии и др.) с учетом возрастных особенностей ребенка. При этом отмечается необходимость включать региональный материал.
Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей, допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»'
Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей трех-семи лет,, нацеленные на их приобщение к русской народной культуре, т. е. к непреходящим общечеловеческим ценностям
Цель программы:
способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщись их ко всем видам национального искусства;
заложить фундамент для освоения детьми национальной культу- pb!для чего они должны знать жизнь и быт русского народа, его нравственн ые ! рнжсти и т. и.
Параллельной программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Программа включает перспективное и календарное планирование, Для каждой возрастной группы предусмотрены конкретные 'темы занятий для каждого месяца, В приложении даются специальные материалы: сказки, былины, литературные пр( низведения, нотный материал, словарь старинных русских слов и т.д.
Программа «Музыка»1
Направлена на первоначальное музыкально-художественное освоение дошкольниками русских традиционных представлений о мире и о себе, об истоках русской народной культуры.
Задачи программы:
научить детей чутко относится к миру звуков;
слышать музыку стиха речи, собственных движений и чувств;
приобщить детей к импровизации, к созданию собственных музыкальных мыслей -мелодий и их оценке;
способствовать расширению интеллектуальных возможностей
детей;
Программа опирается на календарно~тематически11 принцип планирования, основанный на календарных праздниках (! {оный год, Масленица и др.) Возвращение к темам через год по спирали (на основе обогащения и усложнения музыкального и литературного материала) способствует накоплению и систематизации представлений и знаний детей об окружающем мире.
Про грамма включает три этапа работы с детьми, каждый из когортах рассчитан на один год. В содержании программы представлены конкретные рекомендации по развитию музыкальных способностей детей на каждом этапе освоения программы.
Программа рассчитана па активное включение в процесс развития ребенка воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей.
г
31