Тема:
Ваш ребенок - будущий первоклассник.
Речевая готовность ребенка к школе.
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
(родительское собрание)
Время проведения: апрель-май /период подготовки детей к школе
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, памятка для каждого родителя, жетоны зеленого и красного цветов,
Цель:
1.Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
2. Первоначальное ознакомление родителей будущих первоклассников с организацией логопедической работы в школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
2. Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
3. Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.
4. Формировать у родителей будущих первоклассников положительную мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;
Выступление учителя-логопеда
Здравствуйте, уважаемые родители!
СЛАЙД№1-2 Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
СЛАЙД№3 Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни. Дошкольник становится школьником. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?
К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы познавательные процессы у ребенка. Ведь в основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Давайте определим:
• Что входит в понятие «речевая готовность к школе»?
• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой?
• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение?
• Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении?
До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю Вам пройти тест:
СЛАЙД№4-5 Тест для родителей.
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1.Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2.Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3.Нарушено ли у Вашего ребенка звукопроизношение?
4.Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется говорить (читать стихи, рассказывать) в присутствиипосторонних людей?
5.Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6.Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7.Может ли ваш малыш без ошибок отстучать предложенный ритм.
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он правильно согласовывать сущ.+ прилаг., сущ+числит.
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку,аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш ребенок владеть ножницами и клеем?
14. Может ли из пяти элементов разрезанной на части картинки собрать рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он
назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то
занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
18. Сможет ли Ваш ребенок повторить без ошибок цепочки слогов, например: са-за-ца, ка-га-ха, ла-ра-ла.
19. Может ли ваш ребенок произносить слова сложной слоговой структуры?
20.Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
СЛАЙД№6
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут
вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
СЛАЙД№7 Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у детей могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
1. Звуковая сторона речи.
- правильно произносить все звуки речи;Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. - четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр); - говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; - изменять темп речи с учетом содержания высказывания. Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Не усвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
2 . Функции языкового анализа.
Дети должны уметь: - делить предложения на слова; - делить слова на слоги; - уметь выделять все звуки в словах; - устанавливать последовательность звуков в слове. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»); - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); - перестановки букв (комната – «конмата»).
3. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь: - точно подбирать слова; - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле); - подбирать метафоры (например: туча комаров); - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
4. Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «уБоре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «настолом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных; - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
5.Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи детей с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе. Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма.
Функциональная система письма и письменной речи надстраивается на сформированной базе устной речи, и если эта база будет упрочена по нарушенному типу, то и на письме будут возможны проявления различных нарушений.
СЛАЙД № 8 Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.Для этого в школе работает учитель-логопед, который проводит специальные коррекционные занятия. Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.
Например, если у ребёнка полиморфное нарушение звукопроизношения, ему будут рекомендованы индивидуальные занятия с учителем-логопедом.
На занятиях учитель-логопед научит обучающегося необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т.д.), а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки. Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат.
Особенно важным будет следить за речью ребёнка: правильно ли он произносит изученный звук, постоянно исправлять его.
Индивидуальные и групповые занятия формируют рабочее расписание учителя-логопеда.
Учитель-логопед может выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся этот момент закрепили знания и навыки. В конце учебного года учитель-логопед так же пересматривает списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускает обучающихся, либо оставляет их для продолжения занятий.
Остаться заниматься на логопункте – это не равносильно понятию «остаться на второй год». На занятиях логопеда нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Учитель-логопед работает по принципам индивидуального и личностно-ориентированного подходов, а это означает, что логопед строит свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка. И занятия учителя-логопеда на первом и последующем годах обучения значительно различаются, поэтому есть смысл заниматься с логопедом как можно дольше (если это позволяет наполненность логопедического пункта).
СЛАЙД№9 В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
-формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь ребенка. Как это сделать?
- Ежедневно читайте вслух классические сказки, чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки и другие детские произведения. (Памятка)
- Общайтесь с ребёнком везде: на прогулке, за столом, во время различных игр. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное и т.д.
- Отвечайте на все вопросы ребенка, просите его вам что-то рассказать, обсуждайте все события и явления. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
- Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания.
Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок будет посещать логопедические занятия? Это:
-коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению и письму;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
- усиленная подготовка к освоению родного языка за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
СЛАЙД №10-11 Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
- только все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и школы осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогом.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
Итак, лучшим способом развития речи выступает живое общение.
Дорогие родители! Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни - самый ответственный период в жизни вашего малыша.
И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки.
Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с вашим ребёнком.
Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.
Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.
Дружите, уважайте и любите своих детей!
Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. Часы работы размещены на двери логопедического кабинета и на школьном информационном стенде. Если у Вас возникнет необходимость проконсультироваться, я работаю с 9.00 до 15.00 с понедельника по пятницу
Для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных занятий с ребенком.
Какие у Вас возникли вопросы? (Ответы на вопросы родителей).
СЛАЙД №12 Уважаемые родители! В начале собрания вам были выданы жетоны двух цветов. Если информация, предложенная сегодня на собрании Вам была интересна и полезна, бросьте в «Ящик пожеланий» жетон зеленого цвета. Если ничего нового Вы не узнали, то опустите в ящик красный жетон.
Спасибо за внимание. До свидания.
Литература:
1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. — М., 2002.
2. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод.разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко – М., 1990.
3. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982.
4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М., 1985.
5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г.
6. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии / В.Г. Кузнецова. — М., 2002.
7. Лисина Н.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина, Г.И. Копчеля. – Кишинев, 1987.
8. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». – 2004. — №4.
9. Парамонова, Л.Г. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений / Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. – СПб., 1998. 10. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Л. Подготовка к школе.-СПб.:Дельта, 1999.
Учитель-логопед___________ Миронова Ж.Е.
Анализ результатов родительского собрания
1.Подготовительный этап.
Этот этап предшествовал проведению собрания и предусматривал следующие действия со стороны логопеда:
-наблюдения за будущими первоклассниками на подготовительных занятиях и фиксирование результатов наблюдений по разработанной схеме;
-подготовка оснащения родительского собрания: текс анкеты-опросника для родителей по теме собрания, наглядное оформление кабинета, в котором состоится родительское собрание,Оформление материалов в уголке для родителей (папки – передвижки,стенды, демонстрационный материал, памятки и т. д.), м/м презентация;
-подготовка текста беседы для выполнения на собрании задач педагогического всеобуча;
-разработка сценария проведения родительского собрания.
2. Организационный этап.
На этом этапе подготовки родительского собрания родители были оповещеныо цели предстоящего родительского собрания, плане его проведения, сообщен регламент проведения собрания, выбран ответственный за ведение протокола родительского собрания.
На собрании присутствовали педагоги, школьный педагог- психолог
3.Ход собрания:
На собрании присутствовали родители будущих первоклассников. Явка родителей на собрание была достаточно активной. Больше половины родителей пришли вдвоем.
С родителями состоялся конструктивный разговор. Чувствовалась их заинтересованность к предложенной тематике родительского собрания.
Контакт с родителями был стойкий на протяжении всего разговора.
С профессиональной точки зрения, логопеду удалось построить нужное взаимодействие с родителями, поэтому и состоялся конструктивный диалог с родителями. Это стало возможным благодаря наличию доверия, взаимного уважения и чувства такта.
Вопросы, задаваемые родителями, носили как общий характер, так и поступали вопросы узкой направленности и касались частных случаев.
Ответы явно удовлетворяли слушателей, т.к. родители внимательно выслушивали ответы и аргументы, были активныи конспектировали полученную информацию.
Общий тон собрания был доброжелательным, корректным.
Большую активность проявляли матери на собрании. Отцы отмалчивались. Однако, заинтересованность отцов проявилась в вопросе о роли семьив преодолении речевых нарушений у детей и при проведении теста для родителей, а так же при обсуждении его результатов.
Продолжительность собрания составила не более 1,5час.вместе с ответами на вопросы родителей и раздачей буклетов. Родители высказывали свое мнение о мероприятии. Негативных высказываний не было.
Итог собрания.
1.Родители познакомились с понятием «речевая готовность» детей и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
2. Освещены проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
3. Сформирована у родителей будущих первоклассников положительная мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;