ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником.
Кто не мечтал о дальних странствиях и приключения
«Познания и странствия неотделимы друг от друга». Эти слова К. Паустовского стали жизненным кредо многих путешественников, первооткрывателей.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами выполним небольшую проверочную работу по пройденной теме.
На партах лежат задания, возьмите 1 задание.
В задании представлены имена знаменитых ученых Древней Греции и географические открытия, которые были ими сделаны. Ваша задача соотнести имя ученого и открытие.
Работаем самостоятельно в течение 1 минуты.
Ваше время истекло. Взаимопроверка, поменяйтесь работами.
Оцените свою работу по слайду (поднимите руки, кто все правильно выполнил)
Итак, какой вывод мы можем сделать по географическим открытиям Древности и Средневековья? Где они осуществлялись?
(В древности и средневековье все географические открытия осуществлялись только в трех частях света: Европе, Азии и Африке.)
Поэтому не удивительно, что первые карты мира не похожи на современные, в них нет остальных частей света, которые к тому времени еще просто не были открыты.
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Мы отправляемся в путешествие.
- Ребята мы должны определиться с тематикой путешествия. А тему путешествия вы можете определить разгадав ребусы, которые лежат на партах (Приложение 1). Работаем парами.
-Какие слова получились? (Америка, Австралия, Антарктида) Правильно,
Итак, тема урока? (будем говорить об открытии остальных частей света, я дума, что тема урока «географические открытия» и т.д.)
Открытия, с которыми мы с вами сегодня познакомимся на уроке, бесспорно сыграли большую роль в развитии географии, поэтому их называют важнейшими. Так мы с вами и назовем тему сегодняшнего урока – «Важнейшие географические открытия»
Откройте тетради, пишем число, 18 октября, тему урока …
- с какой целью мы отправляемся в путешествие, что мы хотим узнать? (узнать как и кем были открыты остальные части света)
Итак, цель урока: изучение истории открытия Америки, Австралии и Антарктиды.
С начала XV века европейские путешественники в поисках богатств и источников товаров открывают новые Земли и морские маршруты. В истории этот период называется – эпохой Великих географических открытий.
- С помощью слов, которые представлены на слайде, давайте попытаемся дать определение этому термину. (запишите определение в тетрадь)
Своими богатствами манили далекие страны Азии, прежде всего Индия и Китай. Но путь в Азию был очень долгим – нужно было плыть вокруг всей Африки.
Отыскать более короткий путь решил итальянец из Генуи Христофор Колумб. Он был уверен, что Земля имеет шарообразную форму и поэтому до Азии можно добраться, если плыть из Европы на запад. 3 августа 1492 года Колумб со своей командой на трех кораблях отплыл из Испании, а 12 октября, этого же года матрос одного из кораблей увидел землю. Вскоре Х. Колумб высадился на берег небольшого острова. Он полагал, что открыл Индию, поэтому встреченных здесь местных жителей назвал индейцами. Х. Колумб продолжил путешествие и открыл еще несколько островов, в том числе и Кубу. В 1943 году Х. Колумб вернулся в Испанию, а в последующие годы совершил еще три плавание в те же места. Однако до конца своих дней, он так и не узнал, что открытая им земля была не Азией, а новой частью света, названная впоследствии Америкой.
Запишите в тетрадь – 12 октября 1492 год – открытие Америки Х.Колумбом
2. Работа с атласом и контурной картой
Далее работаем с атласом и конткрной картой, Откройте контурные карты и нанесите маршрут первого плавания Х. Колумба
3. Работа по учебнику
Наше путешествие продолжается
Путь в Индию решил найти португальский мореплаватель Фернан Магеллан.
Прочитайте про плавание Фернана Магеллана в учебнике (стр.31-32) и сразу по ходу чтения выполните 2 задание, письменно ответьте на вопросы:
Когда флотилия Ф. Магеллана отправилась в экспедицию?
Сколько кораблей было во флотилии Ф. Магеллана?
Когда экспедиция вернулась обратно и сколько кораблей осталось?
Что было доказано в результате экспедиции?
Вывод:
20 сентября 1519 года
Во флотилии Ф. Магеллана было пять кораблей.
В 1522 году вернулся один корабль, сам Магеллан был убит в стычке с местными жителями.
Была доказана шарообразность Земли и наличие единого Мирового океана.
Физкультминутка: встаньте у парты, посмотрите вдаль, как моряки на палубе, посмотрите по сторонам, поднимите якорь, расправьте паруса…
Мы продолжаем путешествие
4. Сообщение обучающегося «Открытие Австралии»
Об открытии следующего материка нам расскажет …………….
На протяжении многих веков считалась, что на юге существует огромный материк, богатый золотом, алмазами и жемчугом. И хотя это материк никто никогда не видел, его наносили на карты и называли неведомой Южной землей. Многие путешественники пытались найти этот материк и когда в XVI век была открыта Новая Гвинея, географы сочли этот огромный остров выступом неведомой Южной земли.
С открытием Южной земли связаны имена двух путешественников.
Первым до этого материка добрался голландский мореплаватель Виллем Янсзон в 1606 году. Он не только высадился на материк, но и обследовал его побережье на протяжении 350 км. При этом он думал, что побывал всего лишь в Новой Гвинее.Подобно Колумбу, он до конца жизни не узнал о том, что стал первооткрывателем нового континента.
В 18 веке 1769 году великий английский путешественник Джеймс Кук открыл и тщательно обследовал восточное побережье Австралии, стало ясно, что это самостоятельный материк. Его назвали Австралией, что означает «южный»
Записать в тетрадь
1606 г. - Виллем Янсзон высадился в Австралии, исследовал побережье на протяжении 350 км.
1769г. - Джеймс Кук открыл и обследовал восточное побережье Австралии.
- Ребята, а какой материк остался? Самый холодный и самый южный…….(Антарктида)
…………………………..подготовила проект по теме «Открытие Антарктиды»
5. Проектная работа «Открытие Антарктиды»
Цель работы:
Изучение истории открытия Антарктиды
Задачи:
1.Найти информацию об открытии Антарктиды
2. Узнать о всемирно известных исследователях Антарктиды
МОИ ПОМОЩНИКИ:
- современная школьная энциклопедия «ГЕОГРАФИЯ
Русские путешественники Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев внесли вклад в открытие последнего неизвестного материка – Антарктида.
В 1819 году была организована экспедиция к неведомой Южной земле. Основная задача экспедиции: поиск новых земель вблизи южного полюса с целью приобретения полнейших познаний о земном шаре. Руководителем экспедиции был назначен Беллинсгаузен. Для путешествия были выделены два корабля: шлюп «Восток», которым должен был командовать Беллинсгаузен, и «Мирный», капитаном которого был назначен Лазарев.
«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта в июле 1819 года. Их героическое плавание продолжалось 751 день. За это время они девять раз подходили близко к берегам Антарктиды, однако льды не позволили им высадиться на материке. Поскольку главная цель экспедиции была достигнута, Беллинсгаузен принял решение возвращаться на родину, и 24 июля 1821 году корабли вернулись в Кронштадт.
И только в 1894 году люди впервые ступили на землю Антарктиды. Эти были норвежцы капитан Леонард Кристенсен и матрос Карстен Борхгревинк, которым удалось в шлюпке добраться сквозь льды до берега.
Вывод:
Огромную роль в открытии Антарктиды сыграли русские исследователи
Мы очень много узнали об открытии (исследователях) Антарктиды. Как вы оцениваете проект? Это очень большая работа, с заданием справились на отлично.
Записать в тетрадь
Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев В 1820 г открыли Антарктиду
- Итак, какими качествами характера должны обладать (первооткрыватели) путешественники, исследователи? (смелость, отвага, любознательность, находчивость, любовь к Родине, мужественность, умный, здоровый ……..)
Я вам тоже желаю быть такими же смелыми, находчивыми, любознательными, умными и здоровыми)
IV. Закрепление изученного материала
Выполнение тестового задания.
V. Подведение итогов урока
А теперь составьте синквейн к слову материк
К существительному материк подберите синоним (континент)
Подберите два прилагательных (интересный, холодный, маленький, сухой, уникальный…)
Подберите три глагола (распологается, омывается, изучается, открыли ……)
Составьте предложение, состоящее из 4-5 слов (Материк Австралия самый сухой. Самый маленький материк – Австралия. Самый холодный материк – Антарктида. Самый необычный материк Антарктида. Материк Австралия расположен в южном полушарии.
На этом наше путешествие закончилось.
Спасибо за урок!