Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
КОНСПЕКТ
«Деньги, история их происхождение и функции»
Исполнитель: Селифонкин Д.Н.
с. Новая Брянь
Конспект занятия «Деньги, история их происхождение и функции»
Проблема: дать определение понятиям «деньги», «цена», «ценность», выяснить, какие ценности в жизни человека являются истинными.
Цель:
развитие интереса к изучению вопросов финансовой грамотности,
формирование понимания рационального поведения в мире финансов,
развитие навыков коммуникации в группе,
обрабатывать и использовать информацию из разных источников в новых условиях.
Задачи:
Предметные:
Познакомиться с понятиями «деньги», «цена», «ценность»,
Познакомиться с историей возникновения денег, их функциями.
Личностные:
Осознание, что деньги не являются основой счастья
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками
Мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям
Метапредметные:
Познавательные:
Умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников
Умение сравнивать, анализировать
Умение объяснять понятия и явления
Регулятивные:
Осуществлять действия по образцу
Прогнозировать свои действия
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника
Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения
Умение работать в группах
Методы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления.
Форма: интерактивное занятие.
Оборудование, дидактический материал: компьютер, медиапроектор, карточки для исследовательской деятельности, тестовой работы с выборочным ответом, работы в парах.
Ход занятия:
I. Мотивация. Разгадывание ребуса.
- Разгадайте ребус и определите тему нашего занятия.
– Какое слово получили? (деньги) Какова же тема нашего занятия? Ответы детей: Деньги.
II. Выявление исходного уровня развития (актуализация знаний).
Тема сегодняшнего занятия «Деньги, история их происхождения и функции»
Что мы знаем о деньгах? Сможем ли мы дать определение деньгам?
-Что вы знаете о том, как произошли деньги? Сможем ли мы прожить без денег? Какую функцию выполняют деньги?
Ответы детей:
(Деньги – это то, с помощью чего мы совершаем покупки. Мало знаем о функции денег. Без денег мы не сможем прожить, выполнять покупки, кушать, платить за квартиру и т.д. Но, возможно, мы еще знаем не все о деньгах и мы хотели бы узнать о них больше.)
III. Актуализация темы с выстраиванием перспективных линий
- В ходе занятия нам предстоит ответить на следующие вопросы:
1. Что такое «деньги»?
2. Откуда появились деньги?
3.В чем отличие понятий «цена» и «ценность»?
4. Зачем нужны деньги?
- Надеюсь, что на все эти проблемные вопросы вы сможете дать ответы в конце урока.
Скажите ребята, для чего нам нужны эти знания, а сможем ли мы без них обойтись? Ответы детей: они нам пригодятся тогда, когда мы станем взрослыми, но и сейчас нам будут интересны эти сведения, так как у нас есть карманные деньги, мы тоже совершаем покупки или копим на что-либо.
IV. Совместная деятельность субъектов по освоению темы. Изучение нового материала.
1) Определение понятия «деньги».
- Что же такое «деньги»? Просмотр определения в словаре.
Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги, служат для соизмерения различных видов труда.
Деньги - это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже.
2) Исследовательская работа в группах. Знакомство с историей возникновения денег.
- А откуда взялись деньги? Когда появились? На эти вопросы вы ответите после того, как изучите информацию, которая представлена на карточках.
Учащиеся разделены на 3 группы. Каждая группа получает карточку со сведениями об истории возникновения товарных денег. После изучения материала представители групп выходят к доске и заполняют «кластер».
Самые первые деньги у многих народов ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Феи - самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп в Тихом океане. Они представляли собой огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и говорили о его достатке. В Америке в 18 веке «денежной единицей» был табак. На границе с Китаем, даже в 19 веке товары оценивались в «китайках» (в кусках китайского шелка). |
В Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и тогдашний товарообмен выглядел следующим образом. Подкова - 1 рыбина; Пара башмаков - 3 рыбины. У туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури. Блестящие, легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века. В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже. |
На Руси деньгами служили при обмене шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы. В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью. В Мексике, индейцы использовали бобы какао. В греческих колониях предметом торговли были хлеб, пшеница и другие злаки. |
\
Составление кластера «Товарные деньги»
3) Виды денег. Игра « Самый внимательный».
- Перенесёмся в наши дни. Какие бывают деньги?
- Монеты какого достоинства вы знаете? Перечислите известные вам купюры.
- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный?
- Скажите, что изображено на сторублёвой купюре?
- Ответы детей, и показ на экране изображения купюры достоинством 100 рублей
4) Определение понятий «цена» и «ценность».
С помощью денег устанавливается цена на товар.
Цена — это денежное выражение стоимости товара.
Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Чаще всего продавец предлагает цену, а покупатель соглашается или нет.
- А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену?
- Перед вами таблица слов. Назовите слова, которые имеют цену, т.е. их можно купить за деньги.
лекарство | знание |
счастье | мороженое |
велосипед | любовь |
дружба | телефон |
книга | здоровье |
- Назовите слова, которые не имеют цены, но имеют ценность (важность, значимость) для человека.
Ценности – это те явления и предметы, которые наиболее важны для человека. Причем явления могут быть материальными и духовными.
Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза, верность и преданность, любовь к детям и своим близким.
5) Закрепление. Динамическая пауза.
- Я буду называть слова, если это слово относится к категории вечных ценностей, вы должны похлопать в ладоши, а если вы услышите слово - называние предмета, который можно купить, вы топаете.
6) Работа в парах. Выборочный тест «Функции денег».
- Зачем же нужны деньги?
- Определить функции денег нам поможет следующее задание.
- Я прочитаю 3 задачи, вам нужно определить какую функцию выполняют деньги в каждой из них и выбрать один из вариантов, записанный на карточке.
Задача 1. Божья Коровка, прилетев в магазин, купила 50 граммов меда и заплатила за это 5 маковых зернышек. Продавец Шмель сдал сдачу – 2 лепестка розы. Какую функцию выполняют деньги в данном случае?
Задача 2. Бурундук решил себе к зиме шапку купить. Нанялся он к Лису в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Так же он поступил и после того, как построил Зайцу новый сарайчик. Какую функцию здесь выполняют деньги?
Задача 3. Цена фотоаппарата – 2500 кэшей. Цена телефоа – 1000 кэшей. Какую функцию выполняют деньги в данном случае?
1 задача | 2 задача | 3 задача |
а) средства накопления; б) средства обмена на товары или услуги; в) мера стоимости | а) средства накопления; б) средства обмена на товары или услуги; в) мера стоимости | а) средства накопления; б) средства обмена на товары или услуги; в) мера стоимости |
ВЫВОД. Итак, какие же функции выполняют деньги? (слайд № 10)
V. Рефлексия. Составление «синквейна» на тему «Деньги»
- Давайте вспомним на какие вопросы мы должны были ответить в ходе нашего занятия?
1. Что такое «деньги»?
2. Откуда появились деньги?
3.В чем отличие понятий «цена» и «ценность»?
4. Зачем нужны деньги?
- Молодцы! Наше занятие окончено.