СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ведомость регистрации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эту презентацию я ещё в студенчиские годы готовила .

Просмотр содержимого документа
«Ведомость регистрации»

Понятие о памяти МБОУ «СОШ№54 г.Челябинска» Учитель начальных классов Сексенбаева З.С. 2022г.

Понятие о памяти

МБОУ «СОШ№54 г.Челябинска»

Учитель начальных классов

Сексенбаева З.С.

2022г.

Понятие о памяти Прежде всего, следует отметить что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого существа в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Генетическая память   - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая - это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта.

Понятие о памяти

Прежде всего, следует отметить что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого существа в мире.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

Генетическая память   - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Механическая - это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта.

Определение Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память - это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим.

Определение

Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Память - это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта.

Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим.

Ассоциации  В основе памяти лежат ассоциации , или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это: 1) ассоциации по сходству; 2) ассоциации по контрасту; 3) ассоциации по смежности.

Ассоциации

В основе памяти лежат ассоциации , или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека.

Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это:

1) ассоциации по сходству;

2) ассоциации по контрасту;

3) ассоциации по смежности.

Основные процессы памяти Запоминание — процесс, направленный на сохранение  в памяти полученных впечатлений. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Основные процессы памяти

Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого.

Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Запоминание

Первоначальная форма запоминания — непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга.

Непроизвольно запоминается  многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

Произвольное (преднамеренное) запоминание , характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. Мнемическая деятельность носит избирательный характер.

Сохранение То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Сохранение

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Узнавание и воспроизведение Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения). Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Узнавание и воспроизведение

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание.

Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Забывание Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Забывание

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей.

Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Классификация видов памяти

1. По времени сохранения материала выделяются:

–  сенсорная память , осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения – 0,3–1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия:  иконическая (зрительная) и  эхоическая  (слуховая) сенсорная память;

–  кратковременная память , в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с.) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

–  долговременная память , обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение;

–  оперативная память , занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

Классификация видов памяти

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят:

двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов обусловлено особенностями профессиональной деятельности;

словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет.

Классификация видов памяти

3. По характеру целей деятельности память может быть:

непроизвольной , когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

произвольной , когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти.

Непроизвольно запоминаются: материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности; информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями; все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности; незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания.

4. По использованным для запоминания средствам память бывает:

непосредственной натуральной памятью , представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений;

внешне опосредованной памятью , характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов. В данном случае стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры.

внутренне опосредствованной памятью , являющей собой высшую форму памяти – логическую память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению.

Индивидуальные различия памяти Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной , например:  Различная скорость запоминания;  В прочности сохранения;  В легкости воспроизведения, точность и объем запоминания.  Разница может быть также качественной , или отличаться по своей модальности , т.е. в  зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память.

Индивидуальные различия памяти

Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности.

Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.

Разница может быть количественной , например:

  • Различная скорость запоминания;
  • В прочности сохранения;
  • В легкости воспроизведения, точность и объем запоминания. 

Разница может быть также качественной , или отличаться по своей модальности , т.е. в  зависимости от того какой вид памяти доминирует.

В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память.

Индивидуальные различия памяти Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как  эйдетическое зрение ,  т.е. то, что называют «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки все же продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает даже через длительный период времени. Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности как:  Интересов и склонностей личности;  От отношения личности к той или иной деятельности;  От эмоционального настроя;  Физического состояния;  От волевого усилия и многих других факторов.

Индивидуальные различия памяти

Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как  эйдетическое зрение ,  т.е. то, что называют «фотографическая память».

Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки все же продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает даже через длительный период времени.

Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности как:

  • Интересов и склонностей личности;
  • От отношения личности к той или иной деятельности;
  • От эмоционального настроя;
  • Физического состояния;
  • От волевого усилия и многих других факторов.
Индивидуальные различия памяти Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как  эйдетическое зрение ,  т.е. то, что называют «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки все же продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает даже через длительный период времени. Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности как:  Интересов и склонностей личности;  От отношения личности к той или иной деятельности;  От эмоционального настроя;  Физического состояния;  От волевого усилия и многих других факторов.

Индивидуальные различия памяти

Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как  эйдетическое зрение ,  т.е. то, что называют «фотографическая память».

Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки все же продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает даже через длительный период времени.

Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности как:

  • Интересов и склонностей личности;
  • От отношения личности к той или иной деятельности;
  • От эмоционального настроя;
  • Физического состояния;
  • От волевого усилия и многих других факторов.
Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!