СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ведомость регистрации

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это дидактические материалы «Материалы цифрового образовательного контента учебно-воспитательного

процесса»

Просмотр содержимого документа
«Ведомость регистрации»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧЕЛЯБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54





Конкурс методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками

Номинация: дидактические материалы

«Материалы цифрового образовательного контента учебно-воспитательного

процесса»

Тема работы

«Дидактический материал для дополнительного занятия

Квест-игра «Путешествие по музею»

для 5-7классов



Подготовила:

педагог дополнительного образования

МБОУ «СОШ №54г.Челябинска »

Сексенбаева Зауреш Сапарбековна





Челябинск 2022

Пояснительная записка.

Данная разработка составлена для работы со школьниками 5-7 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на воспитание у участников гражданственности и нравственности.

Игровая форма краеведческого занятия содержит в себе большие возможности развития у детей способностей, содействующих активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в решении практических задач. Квес-­ игра позволяет расширить кругозор детей, практические навыки, развивает наблюдательность, интерес к окружающему миру, воспитывает у школьников бережное отношение к историческим памятникам, к людям, внесшим личный вклад в становление и развитие родного края, страны.

Новизна мероприятия: каждая команда должна проявить эрудицию в теоретической и практической частях.

Педагогическая целесообразность: мероприятие воспитывает любовь к малой родине, укрепляет дружеские связи, формирует нравственные качества.

Планируемые результаты игры:

Личностные УУД: воспитывать культуру общения; воспитывать любовь и уважение к окружающим; сблизить и сплотить детский коллектив; развивать самооценку у школьников; научить анализу собственных действий и поступков; научить планированию действий; развивать устную речь учащихся; развивать творческие способности.

Познавательные УУД: проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию; учиться определять цель деятельности; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности группы во время игры.

Коммуникативные УУД: проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент.

Метапредметные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

Среди практических навыков, которые формируются у детей, необходимо выделить следующие:

  • планирование этапов прохождения маршрута, выполнения заданий;

  • отслеживание продвижения в выполнении задания;

  • соблюдение правил игры;

  • поиск необходимых ресурсов;

  • распределение обязанностей.

Таким образом, участие школьников в квест – игре будет способствовать не только патриотическому воспитанию и развитию разнообразных способностей у детей, но и позволит создать условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы, исследовательских способностей школьников, целенаправленному использованию их энергии.

Данная форма работы даёт возможность охватить большое число школьников социально­ позитивной деятельностью, осуществляя воспитание здорового образа жизни и культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной культуры.

Данный материал можно применять на занятиях по краеведению, во внеурочной деятельности.

Цель игры: активное посещение музея учащимися школы. Обучение детей умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры.

Задачи игры:

  1. Повышение мотивации к познавательной деятельности;

  2. Активизация интереса учащихся к отечественной истории;

  3. Формирования навыка поиска необходимой информации;

  4. Развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы;

  5. Знакомство с историко-культурной средой школьного музея.

Место проведения игры: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 54» г. Челябинска

Целевая аудитория: музейно-педагогические занятие в форме квест-игры по музею рассчитано на учащихся 5-7 классов.

Методические рекомендации: начать путешествие можно с любого из разделов музея. Маршрутный лист содержит занимательные вопросы, ответы на которые можно найти лишь внимательно изучив экспозиции музея, ребусы, головоломки. Игра проходит в музее, где ведущий предлагает каждой группе маршруты, инструкции и бланки для ответов на вопросы. А так же игры в режиме онлайн. В инструкции также содержатся задания для команды: прочитать, записать, посчитать и так далее.

Маршрут игры:

1.«Из прошлого в настоящее»;

2.«Наша история»;

3. «Наш район»;

4. « Школьное детство родителей»;

5. «Русский быт: прошлое и настоящее»;

6. « Загадочная»;

7. « Заморочки из старинной бочки»;

8. «Народные промыслы»;

9 «За семью печатями»;

10 «Научная »;



Условия игры: участникам мероприятия будут выданы маршрутные листы и они, самостоятельно выполняя задания игры, отправятся в путешествие по основной экспозиции музея. На каждой станции ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, по описанию находят музейные экспонаты, отгадывают загадки и раскрывают секреты музея. За ответы участники команд получают баллы. Победителем становится команда, которая получила наибольшее количество баллов.

Критерии оценок:

  1. Количество пройденных маршрутов;

  2. Правильность и полнота ответов.

Подведение итогов игры проводит жюри, в состав которого входят педагоги школы.

Квест-игра «Путешествие по музею»

Ведущий игры: Сегодня наше занятие пройдёт в форме квест - игры. Нам нужно разделиться на 2 команды. Во время игры каждая команда будет перемещаться по станциям. Команды получат маршрутные листы со схемой продвижения. Время на выполнение задания 5 минут, если задания сделаны быстрее, то команда ждёт отведённое время и по сигналу учителя покидает станцию. Если время вышло, а задание не выполнено работа прекращается.

Станция №1 - «Из прошлого в настоящее»:

Ведущий игры: На данной станции мы проверим, что вы знаете об истории нашей школы. Вам нужно из слов отгадок составить кроссворд, на пересечении строк находится ключевое слово, которое обозначит тему вашего задания. За правильный ответ 10б.

Задание 1:

Реши кроссворд. Угадай ключевое, вписывая ответы по горизонтали, а отгадку можно будет найти в выделенных квадратиках по вертикали.





1



















2




А




3














4













5








1. Разноцветными носами

По бумаге водят сами.

Их рисунки хороши.

Это что?

2. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

3. Вот мольберт, палитра, холст.

Краской здесь рисует «хвост».

Вот с водицей мисочка,

Моется в ней...

4. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.



5. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс.



Станция №2 - «Наша история»:

Используя материалы раздела музея, посвященного истории школы вставьте пропущенные слова в следующий текст: за прохождение 10б.

Современное здание школы было построено в _______ году. Директором школы на данный момент является __________ . Школа была № ______ .



Станция № 3 - «Наш район».

Ведущий игры: На данной станции мы проверим, что вы знаете об истории нашего района. Вам нужно ответить на вопросы: правильный ответ 10б.

1. В честь кого или чего назван наш район?

2. 1768г. или 1784 г. или 1894г. В каком году на территории района проложили железную дорогу на Екатеринбург ?

3. На какой улице расположена наша школа?

4. В верхней части эмблемы Калининского района на красном фоне изображено что?



Станция № 4 - «Школьное детство родителей».

Ведущий игры: На данной станции мы проверим, что вы знаете о скаутах советского времени. Посмотрите на коллекцию значков нашего музея они помогут вам ответить на наши вопросы .Ответ 10бб.



1.





- Найдите в музее эти предметы. Как они называются?

2. Какие молодежные организации существовали в советской школе?

- Какие ещё атрибуты этих организаций можно увидеть в нашем музее?



3.В каком году появились первые пионерские значки СССР

4. В связи с переходом промышленности на военные рельсы, фабричных значков такого вида выпускалось мало. Большая часть использовавшихся значков изготавливалось из чего ?

5.Для образцово-показательных пионеров, которые вели активную общественную жизнь, хорошо учились и являлись примером для подражания, существовали значки, на которых вместо «Всегда готов» на ленте было написано что ?







6.Значок ГТО - это нагрудный знак, который говорил о том, что его обладатель выполнил что?







Станция № 5 - «Русский быт: прошлое и настоящее».

Задание 1.

Ведущий игры: Рассмотрите внимательно картинку. Какие из предметов старого быта, изображенных на картинке, имеются в нашем музее. Правильный ответ 10б.

1.Назовите эти предметы. Для чего они необходимы?





2.В русской избе у женщины было свое место и называли его Бабий угол или бабий кут где он был расположен?

3. Что такое "рушник". Подберите современное слово - синоним .

Станция № 6 « Загадочная»

.Участники игры получают тексты загадок. За правильно отгаданный ответ 1 бб. В сумме 10бб.

Загадки:

1. На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст.

2. Чудо-ящик, в нем окно, в том окошечке – кино.

3. Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается.

4. Этот ящик не простой – он объездил шар земной, в нем рубашки и штаны – путешествуют они.

5. Кто по музейным залам идёт с толпой не малой и ведёт каждый раз

интересный рассказ?

6. Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек. Днем он спит, а как

проснется, ярким пламенем зажжется.

7. Ни свет, ни заря —Пошел согнувшись со двора.

8. Не на полу, не на полке, и в дом глядит, и на улицу.

9. Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет.

10.В этих залах стеллажи, на них «история» лежит, как назвать мечи, мушкеты, что в земле отрыты где-то?



Станция № 7. « Заморочки из старинной бочки»:

1 правильный ответ = 1 б. В сумме 10б.


1.Как в Древней Руси называли воина, дружинника?

2. Какое событие произошло на Руси в 988 году?

3.Какому князю мы обязаны обликом современного Кремля?

4. Как звали главного бога славян?

5.Место жилья людей, обнесенное оградой.

6.Лыковая обувь русских крестьян на онучах.

7. Старинная верхняя крестьянская одежда без пуговиц, которую по бедности подпоясывали вожжой.

8. Старинный способ завоевания крепостей, городов (синоним слова «блокада»).

9.В каком городе Древней Руси проходили народные собрания, которые назывались «вече»?

10. С древних времен до сегодняшних дней — представитель своей страны за границей.



Станция № 8 «Народные промыслы»:

Историческая справка:

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать.

Что делают ремесленники и мастерицы изображенные на этих картинах?

За правильный ответ 10б.





Станция №9 «За семью печатями»:

Чтобы экспонаты долго радовали глаз посетителей музея, их необходимо правильно хранить, так чтобы они не выцветали от времени, не покрывались толстым слоем пыли, не разрушались. И сейчас мы проверим, насколько правильно вы умеете это делать. Вам будут заданы вопросы, если вы согласны с утверждением, то отвечаете «Да», если не согласны – с ответом «Нет». За каждый правильный ответ1б. В сумме 10б.

1.Верно ли, что каждому музейному предмету присваивается шифр?

2.Верно ли, что все музейные предметы должны предохраняться от пыли и прямых солнечных лучей?

3.Верно ли, что изделия из ткани хранят в картонных коробках?

4.Верно ли, что музейные предметы из стекла нужно хранить на полках деревянных шкафов?

5.Верно ли, что документы при составлении экспозиции приклеиваются клеем?

6.Верно ли, что температура воздуха в музее должна составлять +25° С?

7.Верно ли, что книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или шкафах?

8.Верно ли, что музейная комната должна располагаться на солнечной стороне здания?

9.Верно ли, что рукописные документы при хранении нужно перекладывать листами чистой мягкой бумаги?

10.Верно ли, что размещение в музейных залах памятников истории (экспонатов) называется экспозиция?













Станция №10 «Научная »:

Проверь себя. Посмотри фото экспонатов и раздели . Естественно научные и этнографические. Правильный ответ 10б.

  1. 2.





3. 4.











5. 6.





7. 8.





Заключительный этап: подведение итогов и награждение победителей.

Дорогие ребята! Вот и закончилось наша игра.







Приложения: раздаточный материал участникам игры

Карточка № 1 (к заданию 1.)

Реши кроссворд. Угадай ключевое, вписывая ответы по горизонтали, а отгадку можно будет найти в выделенных квадратиках по вертикали.

1



















2








3














4













5








1. Разноцветными носами

По бумаге водят сами.

Их рисунки хороши.

Это что?

2. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.


3. Вот мольберт, палитра, холс.

Краской здесь рисует «хвост».

Вот с водицей мисочка,

Моется в ней…

4. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.


5. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс.





Карточка № 2 (к заданию 2)



Используя материалы раздела музея, посвященного истории школы вставьте пропущенные слова в следующий текст:



Современное здание школы было построено в _______ году.



Директором школы на тот момент был __________ . Школа была № ______ .







Карточка № 3 (к заданию 3)

1. В честь кого или чего назван наш район?

_____________________________________________________________

2. 1768г. или 1784 г. или 1894г. В каком году на территории района проложили железную дорогу на Екатеринбург ?

_____________________________________________________________

3. Какая является улица самой длинной в Челябинске находится в нашем районе ?

_____________________________________________________________

4. На какой улице расположена наша школа?____________________

5.В верхней части эмблемы Калининского района на красном фоне изображено что?__________________________________________________
















Карточка № 4 (к заданию 4)

- Найдите в музее эти предметы. Как они называются?

1. Какие молодежные организации существовали в советской школе?___________________________________________________________

2. Какие ещё атрибуты этих организаций можно увидеть в нашем музее?____________________________________________________________

3.В каком году появились первые пионерские значки СССР?

______________________________________________________

4. . В связи с переходом промышленности на военные рельсы, фабричных значков такого вида выпускалось мало. Большая часть использовавшихся значков изготавливалось из чего ?

______________________________________________________ _______









5.Для образцово-показательных пионеров, которые вели активную общественную жизнь, хорошо учились и являлись примером для подражания, существовали значки, на которых вместо «Всегда готов» на ленте было написано что ?

______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________

6.Значок ГТО - это нагрудный знак , который говорил о том, что его обладатель выполнил что?

_____________________________________________________ ______________________________________________________






Карточка № 5 (к заданию 5.)

1.Рассмотрите внимательно картинку. Какие из предметов старого быта, изображенных на картинке, имеются в нашем музее. Назовите эти предметы. Для чего они необходимы?

2.В русской избе у женщины было свое место называли его Бабий угол или бабий кут где он был расположен?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Что такое "рушник". Подберите современное слово - синоним ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Карточка № 6 (к заданию 6 )

Загадки:

1. На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст.

2. Чудо-ящик, в нем окно, в том окошечке – кино.

3. Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается.

4. Этот ящик не простой – он объездил шар земной, в нем рубашки и штаны – путешествуют они.

5. Кто по музейным залам идёт с толпой не малой и ведёт каждый раз

интересный рассказ?

6. Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек. Днем он спит, а как

проснется, ярким пламенем зажжется.

7. Ни свет, ни заря —Пошел согнувшись со двора.

8. Не на полу, не на полке, и в дом глядит, и на улицу.

9. Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет.

10.В этих залах стеллажи, на них «история» лежит, как назвать мечи, мушкеты, что в земле отрыты где-то?










Карточка № 7(к заданию 7)« Заморочки из старинной бочки»:

1.Как в Древней Руси называли воина, дружинника?

2. Какое событие произошло на Руси в 988 году?

3.Какому князю мы обязаны обликом современного Кремля?

4. Как звали главного бога славян?

5.Место жилья людей, обнесенное оградой.

6.Лыковая обувь русских крестьян на онучах.

7. Старинная верхняя крестьянская одежда без пуговиц, которую по бедности подпоясывали вожжой.

8. Старинный способ завоевания крепостей, городов (синоним слова «блокада»).

9.В каком городе Древней Руси проходили народные собрания, которые назывались «вече»?

10. С древних времен до сегодняшних дней — представитель своей страны за границей.




Карточка №8(к заданию 8)«Народные промыслы»

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. Перед вами старинные картины. Что делают ремесленники и мастерицы изображенные на картинках..





Карточка №9 (к заданию 9) «За семью печатями»

Чтобы экспонаты долго радовали глаз посетителей музея, их необходимо правильно хранить, так чтобы они не выцветали от времени, не покрывались толстым слоем пыли, не разрушались. И сейчас мы проверим, насколько правильно вы умеете это делать. Вам будут заданы вопросы, если вы согласны с утверждением, то поднимаете карточку с ответом «Да», если не согласны – с ответом «Нет».

1.Верно ли, что каждому музейному предмету присваивается шифр?

2.Верно ли, что все музейные предметы должны предохраняться от пыли и прямых солнечных лучей?

3.Верно ли, что изделия из ткани хранят в картонных коробках?

4.Верно ли, что музейные предметы из стекла нужно хранить на полках деревянных шкафов?

5.Верно ли, что документы при составлении экспозиции приклеиваются клеем?

6.Верно ли, что температура воздуха в музее должна составлять +25° С?

7.Верно ли, что книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или шкафах?

8.Верно ли, что музейная комната должна располагаться на солнечной стороне здания?

9.Верно ли, что рукописные документы при хранении нужно перекладывать листами чистой мягкой бумаги?

10.Верно ли, что размещение в музейных залах памятников истории (экспонатов) называется экспозиция?

Станция №10(к заданию10) «Научная »:

Проверь себя. Посмотри фото экспонатов и раздели на Естественно научные и этнографические

1 . 2.

3. 4.

5. 6.



7. 8.



Маршрутный лист



Станция

№задания

Баллы за ответ

Дополни-тельные баллы(за творчество при ответах)

Всего баллов

1. «Из прошлого в настоящее»





2. «Наша история»





3. «Наш район»





4. «Школьное детство ,наших родителей»





5. «Русский быт: прошлое и настоящее».





6 « Загадочная»










































7. « Заморочки из старинной бочки»











































№ 8 «Народные промыслы»:





9 «За семью печатями»:






















10 «Научная »





Список использованной литературы

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Курчатовский_район_(Челябинск)

2 Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики: (на примере малого города) / Е.Г. Ванслова // Школьная библиотека. – 2008. - № 6/7. – С. 175-178

3 Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в ХХI веке. Воспитание культурой» - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 208 с

4 Музейная педагогика: из опыта работы/ под редакцией А. Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -324 с

5 Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной

педагогике./ Министерство культуры РФ. Рос. ин – т культурологии. – М.: 2001– 36с.

6 Чумалова Т.В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 27-36.

7 Столяров, Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб.пособие / Б. А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 205 с

8 Архив МБОУ «СОШ №54г.Челябинска»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!