СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«великая сила красоты»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1995 г. на всемирном конгрессе было принято решение 9 сентября считать Всемирным днем красоты.

Просмотр содержимого документа
««великая сила красоты»»

«Великая сила красоты» Слайд 1

Экскурсия в историю причёсок

9 СЕНТЯБРЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КРАСОТЫ Слайд 2

в 1995 г. на всемирном конгрессе было принято решение 9 сентября считать Всемирным днем красоты. Инициатива его проведения принадлежит Международному комитету эстетики и косметологии СИДЕСКО. в разных странах мира и городах России в этот день проводятся различные мероприятия, направленные на формирование вкуса, стиля и приобщение людей к миру красоты.

ВЕДУЩИЙ: Красивые волосы - блестящие и густые - во все времена и в наши дни и у всех народов считались лучшим украшением внешности человека.

Стремление к красивой прическе естественно для каждой девочки, девушки, женщины. Мастерство ее сотворения во многом зависит от вкусов общества, от времени.

Давайте познакомимся с характерными чертами и модами важнейших эпох прошлого.

Красивые волосы и искусно сделанная прическа делают представительниц прекрасного пола неповторимыми, вызывая восторг и восхищение...

3. Самые давние свидетельства об искусстве ухода за волосами восходят к III тысячелетию до Рождества Христова и связаны с Древним Египтом. Богатые сведения об этой эпохе в виде записей и рисунков запечатлены на папирусах и камнях, найденных в усыпальницах фараонов.

шпильки), продолжают применять

Интересно отметить, что некоторые средства и предметы ухода за волосами, использовавшиеся еще древними египтянами (например, хна, гребни, шпильки) продолжают применять и в наши дни.

«Роза в золоте кудрей,

Роза нежно колыхается.

В розах золото лучей

Красным жаром разливается».

Андрей Белый


4. В Древней Греции практика ухода за волосами достигает более высокого уровня. Эллины обладали каким-то особым мастерством в создании гармоничных причесок.

Они, как свиде­тельствуют античные историки, знали много секретов косметичес­ких средств. Например, им было из­вестно искусство завивки волос же­лезным стержнем. Для сохранения прически греки широко пользова­лись сеткой для волос.


Быть может, в дальней стороне,

Под небом Греции священной,

Тебя страдалец вдохновенный

Узнал, иль видел, как во сне,

И скрылся образ незабвенный

В его сердечной глубине.

А. С. Пушкин


5. С культурной жизнью древних римлян нас знако­мят раскопки в Риме и Помпее, где найдены, в частности, развалины многочисленных терм. В них рим­ляне мылись, принимали водные процедуры и различные виды мас­сажа. Рабов-массажистов называли косметами. Наверное, вы догада­лись — от этого названия и произошло слово «косметика».

Когда в Рим были привезены белокурые германские рабыни, у римлянок появи­лось желание тоже стать блондин­ками. К этому периоду относится изобретение способа обесцвечива­ния волос. В чем он заключался — осталось для нас сектором, хотя по­лагают, что римлянки пользовались серными или содержащими медь средствами.


Исчезнет Рим, его покроет

мрак глубокий,

И путник, устремив на груды

камней око,

Воскликнет в мрачное

раздумье углублен:

«Свободой Рим возрос,

а рабством погублен».

А. С. Пушкин


6. В средние века девушки обычно носили волосы распущенными, а дамы стягивали их в узел на затылке или же накры­вали платком. Как на картине Ф. А. Малявина «Крестьянки».

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей... А. Блок


Дальнейшее разви­тие парикмахерского ремесла связа­но с ростом городов в XX - XII веках. Занимались им, как правило, содер­жатели бань и купален, отдаленно напоминающие римские термы.

На Руси в сред­невековье замужние женщины за­плетали волосы в две косы и обяза­тельно носили платок. Ходить с не­покрытыми волосами считалось неприличным. Отсюда пошло кры­латое выражение «опростоволо­ситься».


На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой

красавицы:

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются.

М. Ю. Лермонтов


7. Средневековье за­канчивается эпохой Ренессанса, или Возрождения: в XIV—XVI веках в странах Центральной и Западной Европы обращаются к наследию ан­тичности, стараясь возродить древ­негреческую культуру и искусство. Особенно яркие черты этот процесс приобретает в Италии.

Тем не менее, несмотря на общее увлечение всем греческим, у итальянцев постепен­но развился свой собственный стиль причесывания. Если гречанки предпочитали носить челку, то иде­алом эпохи Ренессанса стал высо­кий открытый лоб. Прическа стиля «ренессанс» распространилась по всей Европе.


И проходишь ты в думах и грезах,

Как царица блаженных времен,

С головой, утопающей в розах,

Погруженная в сказочный сон.

А. Блок


Посмотрите на ре­продукцию картины К. П. Брюллова «Умывающаяся итальянка». Пре­красное лицо, открытый лоб, гладко зачесанные назад черные волосы.


8. Эпоху Ренессанса сменила эпоха барокко (1560—1715).

Стиль барокко отличался обилием декоративных, тщательно выполненных и внешне весьма эффектных деталей, из-за чего многие произведения (в том числе и прическа) того времени со­временному человеку кажутся чрез­мерно перегруженными.


9. Италия потеряла тогда господствующее положение, которое перешло к Испании. Пос­ледняя стала диктовать свои обычаи и моды.


Пред испанкой благородной

Двое рыцарей стоят.

Оба смело и свободно

В очи прямо ей глядят.

А.С. Пушкин


В середине XVI столетия у испанских женщин было модным носить «току» — высокий прямой женский головной убор без полей. Во время пребывания во Франции с этой модой познакоми­лась Мария Стюарт. Шотландская королева пришла в такой восторг, что велела сделать себе прическу на­подобие «токи», став, таким обра­зом, родоначальницей нового стиля причесок.


10. Эти высокие при­чески вышли из моды только после Людовика ХШ, когда женщины, под­ражая тогдашней мужской моде, ста­ли носить пышные локоны, ниспа­давшие волнами на спину и плечи...


И ветер сумраков, резвясь,

Играет локоном власов. А. С. Пушкин


11. В начале 1680-х годов возлюбленная Людовика XIV герцогиня де Фонтаж ввела новую моду, распространившуюся по Ев­ропе и продержавшуюся около 30 лет. Представляете? А все было так: герцогиня, собираясь на охоту, вы­соко подняла волосы и обвязала их вверху шнуром. Королю это так понравилось, что он попросил свою фаворитку всегда носить такую при­ческу...

Стремясь угодить монарху, на манер госпожи де Фон­таж стали причесываться и другие придворные дамы.


12. На смену барокко пришла эпоха раннего рококо. Этот грациозный и несколько легкомысленный стиль с вычурными и изящными формами тоже оказал большое влияние на дальнейшее развитие моды, в том числе и на прически.

Высокие, пе­регруженные сооружения из волос уступили место маленьким изящ­ным прическам.

В период между 1725 и 1740 годами появилась так называемая пудреная прическа.

Волосы стали пудрить, частично зачесывая их вверх со стороны лба. Характерная деталь этих причесок — крупные трубчатые локоны.


Счастливец! Видел я и локон

своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!.. М. Лермонтов


Маркиза де Пом­падур, родившаяся в 1721 году, как известно, была фавориткой короля Людовика XV. Эта честолюбивая женщина постоянно появлялась при дворе в новых прическах, ее прически выглядели изящно и пользовались успехом.

Многим, веро­ятно, известны ее портреты с харак­терной пастушеской прической, а также с локонами, шиньонами и ко­сами. На репродукции картины: А. Н. Бенуа. «Купание мар­кизы» прекрасная маркиза в бассей­не. Прическа ее защищена от воды шапочкой. Возможно, рисуя, худож­ник имел в виду маркизу Помпадур?!


13. В 1764 году будущий король Людовик XVI женился на Ма­рии-Антуанетте, дочери австрийской императрицы. При ней парикмахе­рское ремесло обрело настолько большое значение, что мастера стали требовать, чтобы их приравняли к художникам. Для обучения этому ре­меслу были основаны даже парикмахерские академии.

До 1770 года Мария Антуанетта носила низкие прически, а затем в течение 15 лет — очень высокие. Криком моды могла быть прическа в виде огорода, ко­рабля или башни.


14. В период позднего рококо интерес к высоким причес­кам остыл, и начали развиваться прически, идущие в ширину. Одной из них является известная прическа принцессы де Ламбаль.

Эта прическа очень привлекательна, и ее испол­нение требует больших специаль­ных навыков и знаний. С принцес­сы де Ламбаль в то время писалось много портретов. Такие прически называются несимметричными.


Сквозь каждое сердце,

сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри

беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

М. Цветаева


15. Последняя чет­верть XVIII столетия была ознаме­нована появлением в культурной жизни Европы течения, названного классицизмом. В моде доминировал греческий стиль. Прически отлича­лись простотой.

Линии были ес­тественны — волосы спадали сво­бодно, непринужденно и закалыва­лись только одной шпилькой. А иногда просто завязывались узлом.

Наряду с длинными носили и уко­роченные волосы с разнообразны­ми локонами... Как, например, прически дамы и ее ребенка — на картине К. П. Брюллова «Всадница».


16. Коренной переворот в формах прически произошел во Франции на стыке XVIII—XIX столетий — после свержения Директории и провозглашения Наполеона импе­ратором (1804). Наполеон мечтал о великолепии Римской империи. Соответственно и в прическах, и в одежде прослеживаются древнеримские мотивы. Прически дела­ли исключительно на передней части головы, а лоб ограничивали мел­кие спадающие локоны.


В Дориде нравятся и локоны златы,

И бледное лицо, и очи голубые. А. Пушкин



В 1800-1815 годах во Франции всестороннее развитие получил стиль ампир.

В прическе ам­пир характерной чертой была тех­ника локонов. Каскад разнообраз­ных локонов: спиральных, круглых, плоских — бросается в глаза при ос­мотре картин того времени. Например, на картине И. К. Макарова «Портрет Елизаветы Сергеевны Казнаковой».

Такие прически мастерством исполнения приводят в восторг наших современников.

Тем не менее, несмотря на новое направление, многие женщины продолжали но­сить пудреные прически.

После поражения и пленения Наполеона модные при нем фасоны причесок почти мгно­венно вышли из употребления. Поскольку ненавистно было все, что было связано с бывшим импера­тором. Париж временно утратил свою роль законодателя мод.


Чудесный жребий совершился:

Угас великий человек.

В неволе мрачной закатился

Наполеона грозный век.

А. Пушкин


17. Открывается но­вый период — бидермейерский. В мировом искусстве и моде тон на­чинает задавать Вена. В причесыва­нии возникает новое направление моды, приобретающее в 1820 году свой неповторимый стиль. Вновь наступила эпоха блеска парикмахер­ского искусства. Диадемы, жемчуг, ленты, вуали, цветы, перья и другие украшения давали мастерам при­чески возможность осуществлять самые оригинальные идеи.


Сжала руки под темной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?» А. Ахматова


Своего высшего развития в тот период парикмахерс­кое искусство достигло в 1830 году.


И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие, бездонные,

Цветут на дальнем берегу.

А. Блок

(Музыкальная пауза — звучит аудио­запись вальса И. Штрауса.)


18. Буржуазные революции в 1848 году положили конец восхищению бидермейерским сти­лем. Развитие парикмахерского иску­сства пошло на спад. Началось новое время — время развития капитализма. Требовались новые прически и одеж­да. Именно тогда Франция вновь обре­ла влияние в области моды и причесок.


Клянусь твоим последним

взглядом,

Твоею первою слезой,

Волною шелковых кудрей...

М. Лермонтов


Окинув беглым взором прошлое, мы видим, что капризная мода на прически во все эпохи развивалась под активным влиянием искусства. И в сегодняш­них прическах угадывается мода минувших десятилетий, столетий и даже античных времен, ибо все в на­шей жизни повторяется.

Остается напомнить, что цвет, густота и вол­нистость волос предопределены ге­нетически. Только надо суметь на­долго сохранить то, что дано нам от природы.

Установлено, что густота и цвет волос связаны между собой. Наибольшее количество во­лос у естественных блондинов — 140 тысяч волосинок, у шатенов — 109 тысяч, у брюнетов — 102 тысячи.

Французская поговорка гласит: «Обаяние женщины (девушки, де­вочки) скрывается в ее волосах».


Взгляни на милую, когда свое чело

Она пред зеркалом цветами

окружает,

Играет локоном, и верное стекло

Улыбку, хитрый взор и гордость

отражает.

А. Пушкин



19. Важной вехой в истории причесок стал 1884 год, когда немец по фамилии Фишер изобрел химическую завивку волос, которую затем широко внедрил в практику и довел до совершенства француз Марсель. В 1904 году Шарль Нестле (немец по проис­хождению) подарил миру извест­ную ныне всем шестимесячную за­вивку — перманент.

И в это время в моду триумфаль­но вошла короткая женская стрижка. Стрижка была вос­торженно встречена представительница­ми прекрасной по­ловины человечест­ва. Посмотрите, как прекрасно это видно на картине К. Н. Редько «Парижанка».

Мо­да на короткую стрижку «под мальчика» сохраняется на протяжении всего XX сто­летия. И по сей день. Причес­ка «маленькая головка» отличаются классической строгостью форм и простотой, придавая нашим совре­менницам особую женственность.


И кажется лицо бледней

От лиловеющего шелка,

Почти доходит до бровей

Моя незавитая челка.

А. Ахматова


20. Посмотрите на прекрасную картину 3. Е. Серебря­ковой «За туалетом»: молодая де­вушка перед зеркалом делает при­ческу из своих длинных темных во­лос... Действительно: обаяние женщины скрывается в ее волосах, которым всегда необходима причес­ка, достойно украсившая волосы, а значит и лицо, и душу...


21- 22. Современные причёски также могут быть не только необычными, вызывающими, но и красивыми и изящными.


Далее ребятам предлагаются крос­сворд и викторина.


23. кроссворд:

Вопросы:

1. В каком государстве были найдены самые первые свидетель­ства ухода за волосами? (Египет.)

2. Какие прически были в Гре­ции? (Гармоничные.)

3. Где делали первое обесцвечи­вание? (Рим.)

4. Какими были прически ран­него рококо? (Вычурные.)

5. Гречанки предпочитали при­ческу с чем? (Челка.)

6. Какая была прическа «прин­цесса Ламбаль»? (Несимметричная.)

7. Высокий прямой женский го­ловной убор — испанский, XVI в. (Току.)

8. Прическа из каскада разнооб­разных локонов. (Ампир.)



1



П






2


Р












3

И




4


ч









5

Е






6


С













7


к



8



и









24 - 25

Викторина:

1. Назовите средство (краску) для волос, известную еще древним египтянам? (Хна.)

2. Кто из древних применял сет­ку для волос для сохранения при­чески? (Греки.)

3. Откуда произошло слово «кос­метика»? (В Древнем Риме рабов-мас­сажистов называли «косметами».)

4. Кто придумал прическу «ре­нессанс»? (Итальянцы.)

5. Чем отличителен стиль барок­ко в прическе? (Обилием декоратив­ных деталей.)

6. Какая эпоха сменила эпоху ба­рокко? (Рококо.)

7. Характерная черта пудреных причесок? (Крупные трубчатые ло­коны.)

8. При какой французской коро­леве парикмахерское ремесло стали приравнивать к ремеслу художни­ков?

(При Марии Антуанетте.)

9. Когда остыл интерес к высо­ким прическам Марии Антуанетты? (В период позднего рококо.)

10. Что было в моде из причесок в последней четверти XVIII в.? (Гре­ческий стиль.)

11. Какие прически предпочитал Наполеон? (Прически с древнерим­скими мотивами.)

12. Когда была эпоха блеска па­рикмахерского искусства и где? (В 1820-е гг., Вена.)

13. В каком году изобрели хими­ческую завивку? (В 1884 г.)

14. Что такое перманент? (Шес­тимесячная завивка.)

15. С какого времени стали но­сить короткие стрижки? (С 1904 г.)

16. Когда отмечается Всемирный день красоты? (9 сентября)


26. А теперь приступаем к созданию своих причёсок и их представлению.


Список использованной литературы:

  1. Гутыря Л.Г. «Парикмахерское искусство» – Харьков «Фолио», 1998г. – 464 с.

  2. Зайкова Г.А. и Зайкова Ю.С. «…И локоны златы…» – «Читаем, учимся, играем» – Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ. Выпуск 7, 2006. Издательство «Либерия – библиопринт».

  3. Каминская Н.М. История костюма.

  4. Киреева Е.В. История костюма.

  5. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. I, II

  6. Панченко О. «Стрижка, причёска, моделирование»: Популярное учебное пособие. – Изд. доп. и перераб. СПб.: Издательский дом «Литера», 2004. – 160 с.: ил.

  7. www.wikipedia.org



Картины:

  1. Бенуа А. Н. «Купальня маркизы». 1906 http://www.bibliotekar.ru/kBenua/20.htm

  2. Портрет Джованины и Амацилии Пачини. Третьяковская Галерея, Москва...

http://www.tanais.info/art/brulloff.htm

  1. Портрет Е.С. Казнаковой, рожденной Неклюдовой. Около 1861

http://www.artcatalog.ru/picture.php?id_picture=16476

  1. Ре­продукцию картины К. П. Брюллова «Умывающаяся итальянка» 1823 г.

http://www.liveinternet.ru/users/_notka_/rubric/1090346/

  1. Картина Редько К. Н. «Парижанка»

http://pointart.ru/index.php?p=gallerypic&img_id=987&galid=206&area=1&ascdesc=desc&print=1

  1. Картина Зинаиды Серебряковой: За туалетом. Автопортрет 1909 г.

http://forum.glavred.info/viewtopic.php?p=218500

  1. Прическа http://club.osinka.ru/topic-69771?p=3364460&&

  2. Современные прически http://www.foto-fun-xp.ru/index.php?hair=306

  3. Прическа http://kris-bell.livejournal.com/

  4. Современные прически http://www.foto-fun-xp.ru/index.php?hair=306

  5. Рисунок3.jpg http://i074.radikal.ru/1102/57/8d9406f54c67.jpg

  6. Рисунок4.jpg http://s016.radikal.ru/i336/1102/d1/eff396f5befd.jpg

  7. Рисунок2.png http://s42.radikal.ru/i098/1102/62/edbe7bf26f65.jpg

  8. Рисунок6.jpg http://s007.radikal.ru/i301/1102/b6/a10b6814d480.jpg

  9. Рисунок7.jpg http://s39.radikal.ru/i085/1102/33/9b74d74b1ff0.jpg

  10. Рисунок8.jpg http://s009.radikal.ru/i307/1102/3a/3f171f3c3aa2.jpg

  11. Рисунок9.jpg http://s005.radikal.ru/i211/1102/1e/fe316ff833d1.jpg

  12. Рисунок10.jpg http://i025.radikal.ru/1102/7c/f3af75944fef.jpg

  13. Рисунок11.jpg http://i038.radikal.ru/1102/c7/2dda32107715.jpg

  14. Рисунок12.jpg http://i071.radikal.ru/1102/7b/33574b39e12d.jpg

  15. Рисунок13.jpg http://i039.radikal.ru/1102/74/d024cd609717.jpg

  16. Рисунок14.jpg http://s14.radikal.ru/i187/1102/bd/3e364b645381.jpg

  17. Рисунок15.jpg http://s49.radikal.ru/i126/1102/6c/30bf62990f1c.jpg

  18. Рисунок16.jpg http://s52.radikal.ru/i136/1102/03/7b7a2beda224.jpg

  19. Рисунок17.jpg http://s19.radikal.ru/i192/1102/70/93a0312341cb.jpg

  20. Рисунок18.jpg http://s003.radikal.ru/i203/1102/aa/4c4b4ad692c2.jpg

  21. Рисунок19.jpg http://s002.radikal.ru/i199/1102/6c/3f93078374c6.jpg

  22. Рисунок20.jpg http://s45.radikal.ru/i110/1102/c4/52c7b3478505.jpg

  23. Рисунок21.jpg http://i075.radikal.ru/1102/47/dc5c1048d586.jpg








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!