Конспект открытого урока по литературе по теме "Великая сила любви»
(А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и
Т.Н. Толстая «Соня»)
Цели.
Показать, как писатели изображают влияние любви на человека; мастерство писателей в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.
Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.
Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; навыки сравнительного анализа, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление.
Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.
Задачи: 1) осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и рассказе Т. Толстой «Соня»; 2) развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи, развивать логическое мышление; 3) воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание
Оборудование. Портреты А.И.Куприна и Т.Н. Толстой. Запись Второй сонаты Л.В.Бетховена
I. Сообщение темы и цели урока
II. Вступительное слово учителя
“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества
«Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный драматург Ж.-Б.Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…
И еще:
Длина жизни измеряется не числом прожитых дней, а тем, чем эти дни были наполнены, количеством тех прекрасных минут, в которые действительно чувствуешь себя счастливым.
Тришина К.
Сегодня мы поговорим о самом романтическом чувстве, о любви между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве:
III. Запись эпиграфов
Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая – любовь.
Но еще не любовь – соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая, – любовь!
Омар Хайям
Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.
А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…
Луи Арагон, французский поэт
Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.
Первая подгруппа: - Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)
Вторая подгруппа: - Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?
(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)
Третья подгруппа: - ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?
(да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)
Четвёртая подгруппа: - Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ
(любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая)
Так что же все-таки любовь? Как она изображена в произведениях Куприна и Толстой?
4. Аналитическая работа над текстами.
1. Охарактеризуйте общество, в котором появляются герои. Обратите внимание на яркие характеристики и на "говорящие" имена и отчества героев.
2. Как оценивает Соню и Желткова это общество ?
3. Как вы охарактеризуете Соню и Желткова? Можно ли назвать их романтическими героями?
4. Каким образом в рассказах проявляется на прочность истинная жизненная ценность - любовь?
5. Какой подвиг во имя любимого совершают герои?
4. Обобщение учителя.
Неисповедимы дороги любви, но есть в них некоторая закономерность: каждый человек проходит «испытание любовью», но не каждый его выдерживает.
Теперь, как и тогда, в веке минувшем, уживаются в одном мире подлинные человеческие ценности и цинизм, душевная опустошенность, холодный расчёт, убивающий душу прагматизм.
Любовь, обнаруживающая себя в трепете первого чувства, теплоте и нежности, способности жалеть, прощать, защищать и спасать – не партнерство (как внушают нам СМИ), а прежде всего глубокая связь, духовное единение.
VII. Итог урока
1. Выставление отметок.
2. Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение: «Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?»
Литература
1. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» //Литература в школе. – 1995.– № 1.– с .37.
2. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы – М.: Художественная литература, 1984. – с.335 (Классики и современники).
3. Куприн А.И. Повести и рассказы – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997.– с.688 (Статьи: Крутикова Л.В., Куприн А.И.; Паустовский К.Г. Поток жизни. Заметки о прозе).
4. Куприна К.А. Куприн – мой отец. – М., 1971.
5. Любимов Л.Н. На чужбине. – М., 1963.
6. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 22–27.
7. Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое». // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – № 9 – с. 56–57.
8. Петрова Т.А. Рождение урока. //Литература в школе. – 1998.– № 3. – с.135.
9. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» //Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 8–11.
10. Шапошников В.Н. От «серебряного века» до наших дней. Очерки русской литературы ХХ века. – Новосибирск: СО «ДЛ», – с.304
11. Шеханова Т. «Гранатовый браслет» в вопросах и ответах. //Литература. – 2007. – № 5. – с. 22–23.