СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие реформы 1860-1870-х гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Великие реформы 1860-1870-х гг.»

Тест «Великие реформы 1860-1870-х гг.»


1. Участие различных сословий в местном управлении стало возможным в результате проведения в 1860 - 1870-х гг. ...

1) крестьянской реформы 3) военной реформы

2) земской, городской реформ 4) реформы образования

 

2. "Временнообязанными" назывались крестьяне:

1) лично свободные и выполнявшие повинности в пользу помещика до заключения выкупной сделки

2) государственные, поставлявшие государству рекрутов

3) "вольные хлебопашцы", обязанные платить налоги государству

4) отходники, обязанные по первому требованию вернуться к хозяину


3. Проект реформы 1861 г., отменявшей крепостную зависимость крестьян, был разработан

1) Комитетом землевладельцев
2) Главным комитетом по крестьянскому делу
3) II отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии
4) Государственным советом


4. В результате проведения судебной реформы 1864 г.

1) был образован единый суд для представителей всех сословий

2) помещики потеряли право суда над крестьянами

3) была ограничена состязательность судебного процесса

4)  запрещалось участие присяжных заседателей в судебном процессе


5. Прочтите отрывок из официального документа и укажите, в каком году был обнародован этот документ.

"…Крепостные получат в свое время полные права свободных сельских обывателей… Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупить усадебную их оседлость"

1) 1803 г. 2) 1842 г. 3) 1861г. 4) 1881 г.


6. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в ходе проведения реформ 1860-1870-х гг.

А) присяжные заседатели Г) Избранная рада

Б) пожилое Д) Отрезки

В) подворная подать Е) Мировые посредники

Укажите верный ответ:

1) АБД 2) АДЕ 3) БВД 4) ВГЕ


7. Временнообязанное положение крестьян было введено в

1)      1803 г. 2)      1861 г. 3)      1883 г. 4)      1906 г.


8. Развитию капитализма во второй половине XIX века способствовало:

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости

2) распространение отработок

3) сохранение временнообязанного состояния крестьян

4) существование крестьянской общины


9. После 1861 г. "понятие крестьянский вопрос" в России включало:

1) отмену выкупных платежей крестьян

2)  личное освобождение крестьян

3)  право для крестьян вести торговлю

4)  право для крестьян наниматься на работу без разрешения помещика


10. Император Александр II назван освободителем, так как:

1) освободил из ссылки пострадавших при Павле 1

2) издал указ "о вольных (свободных) хлебопашцах

3) освободил страны Европы от власти наполеона

4) освободил крестьян от крепостной зависимости 


11. Какие из перечисленных положений составляли содержание судебной реформы 1864 г.?

А) получение помещиками права суда над крестьянами

Б) участие адвоката в судебном процессе

В) отмена права императора на помилование

Г) состязательность судебного процесса

Д) высшей судебной власти Сената

Е) участие в судебном процессе присяжных заседателей

Укажите верный ответ.

1)

АБЕ

2)

БГЕ

3)

ВГД

4)

ГДЕ


12. Что из перечисленного относилось к результатам реформ 1860 – 1870-х гг.?

1) безвозмездное наделение крестьян землей

2) установление равных прав для всех сословий

3) расширение привилегий дворянства

4) отмена крепостного права


13. С крестьянской реформой 1861 г. было связано понятие

1) отруба 3) выкупные платежи

2) хутора 4) вольноотпущенные крестьяне


14. Крестьянин, освобожденный от личной крепостной зависимости, но продолжающий выполнять повинно­сти в пользу помещика до выкупа земли, назывался

1) посессионным 3) вольным хлебопашцем

2) временнообязанным 4) рекрутским


15. Отметьте причину отмены крепостного права.

1) церковь осуждала подневольный труд людей

2) недовольство большинства представителей дво­рянского сословия трудом своих крепостных

3) буржуазия требовала от правительства увели­чить класс наемных рабочих

4) правительство осознало тормозящее влияние крепостного права на экономику страны

16. Отметьте следствие реформы 1861 г.

1) увеличение класса наемных рабочих

2) увеличение численности крестьян-общинников

3) ограничение прав всех сословий кроме сельских обывателей;

4) снижение социальной напряженности в деревне


17. Всеобщая воинская повинность в России была вве­дена

1) в 1870 г. 2) в 1874 г. 3) в 1877 г. 4) в 1879 г.


18. Земства, общие и мировые суды были созданы

1) в 1842 г 2) в 1858 г. 3) в 1864 г. 4) в 1874 г.


19. Манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной за­висимости» подписал

1) Александр I 3) Александр II

2) Николай I 4) Николай II

20. Промышленным переворотом называют:

1) переход от труда кустаря-одиночки к коллективному труду в ремесленной мастерской

2) переход от мануфактуры к фабрике

3) переход человечества к обработке металлов

4) изобретение и использование железа


21. В результате проведения судебной реформы 1864 г.

1)  был образован единый суд для представителей всех сословий

2)  помещики потеряли право суда над крестьянами

3)  была ограничена состязательность судебного процесса

4)   запрещалось участие присяжных заседателей в судебном процессе


22. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования

1) Николая 3) Александра II

2) Николая II 4) Александра III


23. Что из перечисленного относилось к результатам реформ 1860 – 1870-х гг.?

1) безвозмездное наделение крестьян землей

2) установление равных прав для всех сословий

3) расширение привилегий дворянства

4) отмена крепостного права


24. С крестьянской реформой 1861 г. было связано понятие

1) вольноотпушенные крестьяне 3) отруба

2) выкупные платежи 4) хутора


25. Как назывались члены земских собраний?

1) гласные 3) депутаты

2) согласные 4) заседатели


26. Какой тип учебного заведения стал основным на ступени среднего образования?

1) лицей 3) гимназия

2) колледж 4) народная школа


27. Кто такой присяжный поверенный?

1) адвокат 3) старшина присяжных

2) прокурор 4) судебный исполнитель


28. Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II?

1) создание губернских, уездных земств

2) учреждение военных поселений

3) введение суда присяжных заседателей

4) учреждение Государственного Совета

5) издание циркуляра «о кухаркиных детях»

6) введение всесословной воинской повинности


29. В чем заключалась деятельность земств?

1) в осуществлении политической власти на местах

2) в выполнении полицейских функций

3) в централизованном сборе общегосударственных налогов

4) в решении хозяйственных вопросов местного значения


30. Каково значение реформ Александра II?

  1. возросла военная мощь России

  2. произошло превращение России в конституционную монархию

  3. Россия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства

  4. созданы предпосылки для начала промышленного переворота


31. Что появилось в России в годы царствования Александра II?

1) гимназии 3) высшие женские учебные заведения

2) лицеи 4) университеты


Из воспоминаний А.В. Тырковой-Вильямс.

«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века – короткий срок для такого резкого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, где были заложены его именья, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.

Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс, помочь ему удерживать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие, отчасти и в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банка…

Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банковские платежи… Потом по случаю какого-нибудь события в царской семье издавался манифест с разными милостями … дворянские недоимки перечислялись в основной долг».

С1. Укажите как называлась и в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике. Назовите две основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке.

С2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в описываемое время? Укажите не менее трех причин.

С3. Используя данные источника и свои знания по курсу истории назовите не менее трех мер правительства по поддержке дворянских хозяйств.


32. Из описания жизни крестьян Пинежского уезда Архангельской губернии после реформ 1880-х гг.

«Переделов усадебной земли не бывает…

Земля делится по наличным мужска пола душам, и она в течение 10 лет считается неотъемлемой от семейства…

Сход для переделов всегда составляется из домохозяев. Женщины с правом голоса ни в коем случае в сходах не участвуют…

Влияние сельских старост на приговоры схода о переделе не имеет веса, но бывают случаи, что более выдающиеся крестьяне, хотя не открыто и посредством подговаривания других, вносят свой верх.

Разверстка платежей и повинностей на количество земли производится ежегодно…

Крестьянину доставшийся ему при переделе участок земли предоставляется без согласия мира… закладывать и менять с общинниками только, но ни продавать, ни передавать в наследство на праве собственности не может.

Кроме общих обязанностей помогать каждому в трудных случаях жизни, особых обязанностей в этом отношении не существует».

С1. Как называлась форма хозяйственного объединения русских крестьян, о которой идет речь в документе? В чём проявлялись коллективистские традиции русских крестьян? Укажите не менее двух проявлений.

С2. Охарактеризуйте положение крестьян в деревне. Объясните, каким образом существовавшие в тот период порядки препятствовали окончательному разорению бедных крестьян. Приведите не менее трех положений.

С3. Что мешало предпринимательству крестьян? Назовите не менее трех причин.


33.Из речи Александра II в Государственном совете.

«Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ.. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства…

Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле».

С1. Когда Александр II впервые официально заявил о необходимости отмены крепостного права? Назовите год. В чьих интересах была проведена Крестьянская реформа?

С2. Как решила реформа вопрос об освобождении помещичьих крестьян? Приведите не менее двух положений.

С3. Укажите не менее трех авторов проекта Крестьянской реформы.


34. Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина.

«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковно-славянские обороты только затемняли смысл.

Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными ещё два года … тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им придется выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Рабов больше нет. Реакции не удалось одержать верх…

Восторженные сцены повторялись и на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ…

Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределенное, чем то, которое вводило «положение». Если что-нибудь могло вызвать мятеж то именно запутанная неопределенность условий, созданная законом. А между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где созданных главным образом непониманием, вся Россия оставалась спокойной - более спокойной, чем когда-либо. С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла».

С1. Назовите точную дату, к которой относится манифест, и имя императора, с которым связано описанное автором событие.

С2. Какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста? Укажите не менее двух главных вопросов. Автор утверждает, что наделы крестьянам «придется выкупать». Каким именно образом? Назовите не менее двух условий выкупной операции.

С3. Какие позиции в отношении этого события охарактеризованы или упомянуты автором воспоминаний? Были ли крупные волнения крестьян, вызванные данным решением? Назовите не менее трех положений.


35. Из статьи юриста М.П. Чубинского.

«В области сравнительно менее важных дел, которые были переданы в ведение мирового суда, по справедливому определению одного из современников, не было раньше не только тени правосудия, но даже понятия о возможности правосудия. Значительная часть этих дел находилась в руках полиции; народ боялся её и избегал настолько, что по ревизиям книги для записи разбирательств даже в полицейских участках столиц неизменно оказывались совершенно чистыми, а самое разбирательство, когда оно происходило, давало картины взяток, грубой брани, произвольных арестов, побоев – словом, всего, чего угодно, кроме правосудия. С изумлением народ увидел новых мировых судей, доступных, чуждых формализма, вежливых и со всеми одинаково ровных в обращении. Первые приговоры произвели сенсацию в народе, и деятельность мирового института быстро стала ломать вековое недоверие народа к суду, сопряженное с воспринятыми на опыте понятиями о том, что привилегированный свободно может бить и обижать непривилегированного, что богатый всегда может откупиться, какое бы безобразие он ни учинил как бы ни обидел бедного и т.п. Мировой в глазах народа стал чрезвычайно популярен; народ валом повалил в камеры, и послышались новые речи: «теперь все равны», «теперь драться не велят», «вот мировой тебе покажет».

Словом, если новые суды быстро привились у нас и приобрели громадное доверие общества, то значительная доля заслуги в этом, бесспорно, принадлежит мировому институту».

С1. О какой реформе говорится в документе? С какого года началось её проведение?

С2. Укажите не менее трёх положений, способствовавших тому, что мировые суды стали вызывать доверие у населения страны.

С3. Назовите не менее трех реформ, проводившихся в эту же эпоху.


36. Из письма историка М.Н. Погодина.

«Свобода! Вот слово, которое должно раздаваться на высоте самодержавного русского престола!..

Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет…

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия.

Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян…

Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».

С1. Укажите имя и годы царствования императора, к которому обращены слова автора письма.

С2. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору? Назовите не менее трех предложений.

С3. Как и почему историками был назван период правления указанного императора? Приведите не менее двух положений.


37. Из официального документа XIX века.

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается…

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение…

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…

20. Указанные в … статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность».

С1. Как называлась реформа, о которой говориться в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.

С2. Используя информацию источника и знание курса истории, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой. Назовите не менее трех новшеств.

С3. Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите хронологические рамки этой войны.


38. Из манифеста

«Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим, что законно приобретённые помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землёю и не нести за сие соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта».

С1. Ука­жи­те год, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся опи­сан­ные со­бы­тия, и на­зва­ние пра­ви­те­ля, о ко­то­ром идёт речь.

С2. В чем со­сто­ят свя­зан­ные с про­ве­де­ни­ем ре­фор­мы «не­до­ра­зу­ме­ния», о ко­то­рых го­во­рят ав­то­ры ма­ни­фе­ста в при­ведённом от­рыв­ке? Какие ар­гу­мен­ты при­во­дят­ся в ма­ни­фе­сте в поль­зу та­ко­го раз­ре­ше­ния «не­до­ра­зу­ме­ний», ко­то­рое пред­ла­га­ют его ав­то­ры? (при­ве­ди­те не менее двух ар­гу­мен­тов).

С3. На ос­но­ве зна­ний по курсу ис­то­рии ука­жи­те не менее четырёх при­чин не­до­воль­ства кре­стьян усло­ви­я­ми про­ве­де­ния ре­фор­мы, о ко­то­рой идёт речь.


39. Из со­чи­не­ния об­ще­ствен­но­го де­я­те­ля

«Я уже го­во­рил в моих пись­мах, что мы, люди, не при­вык­шие к кре­стьян­ской речи, ма­не­ре и спо­со­бу вы­ра­же­ния мыс­лей, ми­ми­ке, при­сут­ствуя при каком-ни­будь раз­де­ле земли или каком-ни­будь расчёте между кре­стья­на­ми, ни­ко­гда ни­че­го не поймём... Крик, шум, гал­де­ние не пре­кра­ща­ют­ся до тех пор, пока есть хоть один со­мне­ва­ю­щий­ся... Дру­гой мол­чит, мол­чит, а там вдруг ввернёт слово — одно толь­ко слово, вос­кли­ца­ние, — и этим сло­вом, этим вос­кли­ца­ни­ем пе­ре­вернёт всё вверх дном. В конце кон­цов, смот­ришь, по­ста­нов­ле­но пре­вос­ход­ней­шее ре­ше­ние, и опять-таки, глав­ное, ре­ше­ние еди­но­глас­ное...

А между тем, неся все тя­го­сти войны, ко­то­рых не может чув­ство­вать мужик, слыша всюду толки о по­бе­дах, о по­ра­же­ни­ях, на­хо­дясь, по­сред­ством писем, в тес­ной связи со сра­жа­ю­щи­ми­ся под Плев­ной, Кар­сом сво­и­ми детьми и бра­тья­ми, может ли мужик оста­вать­ся рав­но­душ­ным ко всему этому? Его не­по­движ­ность, без­уча­стие мы при­ни­ма­ем за рав­но­ду­шие к делу... но не ка­жу­ще­е­ся ли это рав­но­ду­шие?..

Су­ще­ство­ва­ние по­ме­щи­чьих хо­зяйств обу­слов­ли­ва­ет­ся... су­ще­ство­ва­ни­ем таких под­не­воль­ных, бед­ных кре­стьян, у ко­то­рых не хлеб, а хле­биш­ко, да и тот осы­па­ет­ся, пока мужик ис­пол­ня­ет ра­бо­ты, на ко­то­рые обя­зал­ся зимой, у ко­то­рой "рот велик". За­жи­точ­ные кре­стья­не не на­ни­ма­ют­ся ни за какие день­ги. Сле­до­ва­тель­но, чтобы было кому ра­бо­тать в по­ме­щи­чьих хо­зяй­ствах, нужно, чтобы были нуж­да­ю­щи­е­ся, бед­ные. По­ря­док ли это? Иные ду­ма­ют, что в этом-то и по­ря­док.

Ста­рая по­ме­щи­чья си­сте­ма после "По­ло­же­ния" за­ме­ни­лась ку­ла­че­ской, но эта си­сте­ма может су­ще­ство­вать толь­ко вре­мен­но, проч­но­сти не имеет и долж­на пасть и пе­рей­ти в какую-ни­будь иную, проч­ную форму... По край­ней мере, я, как хо­зя­ин, не вижу ни­ка­кой воз­мож­но­сти под­нять наше хо­зяй­ство, пока земли не пе­рей­дут в руки зем­ле­дель­цев. Ка­жет­ся, что в на­сто­я­щее время и все это на­чи­на­ют по­ни­мать».

С1. В каком году было на­пи­са­но это со­чи­не­ние? (Дайте ответ с мак­си­маль­но воз­мож­ной точ­но­стью). Укажи­те на­зва­ние «По­ло­же­ния», о ко­то­ром пишет автор, и год, когда оно было об­на­ро­до­ва­но.

С2. В существовании какой категории крестьян и почему были заинтересованы помещики? Как автор оценивает современное ему состояние сельского хозяйства? В чём автор видит возможность развития сельского хозяйства?

С3. Почему крестьянскую общину современники нередко оценивали как тормоз в экономическом развитии деревни? (Приведите не менее двух объяснений). Укажите название реформы, в рамках которой была предпринята попытка разрушить крестьянскую общину.


40. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дискуссионные проблемы, по ко­то­рым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«В ре­зуль­та­те судебной ре­фор­мы в Рос­сии сформировалась пол­но­цен­ная система все­со­слов­но­го суда, во мно­гом соответствующая наи­бо­лее передовым ев­ро­пей­ским образцам».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить данную точку зре­ния и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


41. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«"Положение о крестьянах, вы­шед­ших из кре­пост­ной зависимости" от 19 фев­ра­ля 1861 г. со­от­вет­ство­ва­ло ин­те­ре­сам помещиков, а не крестьян».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...


42. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«В су­деб­ной ре­фор­ме 1864 г. были по­сле­до­ва­тель­но осу­ществ­ле­ны прин­ци­пы бур­жу­аз­но­го права, устра­не­ны недостатки, свой­ствен­ные су­деб­ной си­сте­ме до­ре­фор­мен­но­го периода».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...


43. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«В ре­зуль­та­те су­деб­ной ре­фор­мы Алек­санд­ра II в Рос­сии была со­зда­на су­деб­ная си­сте­ма, со­от­вет­ство­вав­шая прин­ци­пам де­мо­кра­ти­че­ско­го су­до­про­из­вод­ства».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно подтвер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …


44. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Реформы Александра II укрепили российскую государственность, придали ей импульс для дальнейшего развития».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!