«Великий колокольный звон. Звучащие картины.»
Данный урок проводится во II классе, II четверть, 2-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».
Цели:
Обучающие:
знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России
Формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси
Воспитательные:
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки
Воспитание уважения культурных традиций своего народа
воспитание исполнительской и слушательской культуры.
Развивающие:
развитие навыка устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов
развитие внимания, памяти
Оборудование:
Ноутбук;
фотографии храмов, церквей и колоколен России;
репродукция картины Левитана «Вечерний звон»;
фото «Катание на тройке»
колокольчики.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
Прозвенел звонок –
Начался урок.
Добрый день ученики, добрый день учитель.
– Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим тему предыдущего занятия, на котором говорили о нашей Родине. Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина?
–Россия.
– Совершенно верно. И сегодня одно музыкальное произведение поможет нам услышать ее красоту.
Сейчас вам нужно прослушать его, вспомнить имя кита, который его представляет. И описать характер.
(Слушание)
- Россия - это не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы!
– Это песня «Моя Россия» композитора Георгия Струве. В ней авторы выражают нам свою любовь к России и изображают ее как живую девушку.
Давайте мы с вами ее разучим и продемонстрируем наше уважение и любовь к родной стране в выразительном исполнении этой песни.
Разучивание песни Г.Струве «Моя Россия»
- Ребята, когда вы исполняете эту песню, как вы представляете себе Россию, какую картину рисуете в воображении?
- Леса, поля, березы, ромашки, реки, озера…
- Да, Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки.
Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?
– Наверное, о том, что на Руси много колоколов.
– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов.
Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.
Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному.
(надписи вывешены на доске)
Соединить по смыслу таблички.
БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие.
Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН.
ВЕЛИКИЙ ЗВОН– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.
Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
- А знаете ли вы, где живут колокола?
- В храмах, церквях…
- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?
- Наверху, в башнях…
- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.
Их возводили обязательно выше остальных домов.
(рассматриваем репродукции и фото церквей и храмов, картину «Вечерний звон» Левитана)
- А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола?
- Чтобы звон разносился далеко по округе
- Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить о чем они нас оповещают, о каких событиях - хороших или плохих?
Слушание музыки. Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон.
- Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости…
– Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон.
Красный – значит красивый, праздничный. Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви.
-А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.
Какой характер у этого звона?
Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент).
- Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный…
– Молодцы. Верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?
- Предупреждает об опасности, о чем-то плохом…
- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.
- А сейчас я еще раз поставлю вам по небольшому отрывку из обоих, прослушанных нами колокольных звонов, а вы попробуйте ответить на непростой вопрос: у этих звонов, кроме разницы в характерах есть еще разница в исполнении. В чем она?
- У трезвона только колокола, а у Великого колокольного звона есть еще музыка, инструменты…(игра на колокольчиках)
- Правильно, молодцы! В 1-м отрывке нам представлена запись звучания настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!
-А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики (рассматриваем, слушаем звучание).
И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт ребят в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.
-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?
-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?
( Ответы детей)
-Да, колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России
И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова
…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!
– Спасибо за урок. Всего доброго. До новых встреч!
Дети выходят из класса под «Моя Россия» Г.Струве.