СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Великий колокольный звон. Звучащие картины."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Великий колокольный звон. Звучащие картины."»

«Великий колокольный звон. Звучащие картины.»

Данный урок проводится во II классе, II четверть, 2-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».

Цели:

     Обучающие:                                                                                                 

  • знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России

  • Формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси

    Воспитательные:

  • Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки

  • Воспитание уважения культурных традиций своего народа

  • воспитание исполнительской и слушательской культуры.

    Развивающие:

  • развитие навыка устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов

  •  развитие внимания, памяти

Оборудование:

  • Ноутбук;

  • фотографии храмов, церквей и колоколен России;

  • репродукция картины Левитана «Вечерний звон»;

  • фото «Катание на тройке»

  • колокольчики.

Тип урока: урок изучения нового материала

        

Ход урока

Прозвенел звонок –
Начался урок.

Добрый день ученики, добрый день учитель.

– Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим тему предыдущего занятия, на котором говорили о нашей  Родине. Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина?

Россия.

– Совершенно верно. И сегодня одно музыкальное произведение поможет нам услышать ее красоту.

Сейчас вам нужно прослушать его, вспомнить имя кита, который его представляет. И описать характер.

(Слушание)

- Россия - это  не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы!

– Это песня «Моя Россия» композитора Георгия Струве. В ней авторы выражают нам свою любовь к России и изображают ее как живую девушку.

Давайте мы с вами ее разучим и продемонстрируем наше уважение и любовь к родной стране в выразительном исполнении этой песни.

 Разучивание песни Г.Струве «Моя Россия»

- Ребята, когда вы исполняете эту песню, как вы представляете себе Россию, какую картину рисуете в воображении?

- Леса, поля, березы, ромашки, реки, озера…

- Да, Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки.


Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?

Наверное, о том, что на Руси много колоколов.

– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. 

Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.

Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному.

(надписи вывешены на доске)

Соединить по смыслу таблички.

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие.

Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. 

 ВЕЛИКИЙ ЗВОН– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.


     Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который  возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и  оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

     В народе  всегда  верили,  что  колокольный  звон  отпугивает  нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

- А знаете ли вы, где живут колокола?

- В храмах, церквях…

- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?

- Наверху, в башнях…

- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.

Их возводили обязательно выше остальных домов.

(рассматриваем репродукции и фото церквей и храмов, картину «Вечерний звон» Левитана)

- А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола?

 - Чтобы звон разносился далеко по округе

- Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить о чем они нас оповещают, о каких событиях - хороших или плохих?


Слушание музыки. Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон.

Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости…

– Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон.

Красный – значит красивый, праздничный. Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви.

-А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.

Какой характер у этого звона?

Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент).

- Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный…

– Молодцы. Верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?

- Предупреждает об опасности, о чем-то плохом…

- Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время  в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.

- А сейчас я еще раз поставлю вам по небольшому отрывку из обоих, прослушанных нами колокольных звонов, а вы попробуйте ответить на непростой вопрос: у этих звонов, кроме разницы в характерах есть еще разница в исполнении. В чем она?

- У трезвона только колокола, а у Великого колокольного звона есть еще музыка, инструменты…(игра на колокольчиках)

- Правильно, молодцы! В 1-м отрывке нам представлена запись звучания настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!

-А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики (рассматриваем, слушаем звучание).

И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт ребят в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?

-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?  

Ответы детей)

-Да, колокольный звон для  русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России

И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова

…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!

– Спасибо за урок. Всего доброго. До новых встреч!

Дети выходят из класса под «Моя Россия» Г.Струве.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!