Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад «Надежда»
г. Вязьмы Смоленской обл.
Конспект
«Весёлый зоопарк»
по речевому и физическому развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Составили: Инструктор физической культуры
Камышова С. Е.
Учитель – логопед: Каминская С.Н.
Вступление
Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Давно известно огромное значение движения (двигательной деятельности) в развитии речи ребенка. Еще русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой свидетельствуют о важности движений в развитии сенсорной речи. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные работы были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.
Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры (прецентральная область), и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей. Положительная эмоциональная мотивация занятия "повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира" (А.Г. Хрипкова и др.).
Учитывая эти факты, в нашем ДОУ деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи. Так, решая задачи речевого и физического развития дошкольников, мы организуем интегрированные занятия. В качестве примера рассмотрим ход занятия, совмещающего физические и логопедические упражнения.
Цель: способствовать формированию у детей таких физических качеств, как ловкость, развитость координации, быстрота реакции в работе с малым мячом; развитию глазомера при метании в вертикальную и горизонтальную цель; воспитывать интерес к спортивным играм, "здоровый" соревновательный дух.
Задачи:
развивать мелкую моторику, автоматизировать в игровых упражнениях
звуки "с", "з", «ш» . "ж", "р", «к»,
продолжать работу над диафрагмальным дыханием,
развивать фонематический слух, зрительно-моторную координацию.
Атрибуты:
малые мячи;
мячи (фитболы по количеству детей).
корзины (2 шт.);
шапочки: волк и заяц; и листья, цветы с гласными буквами.
Елочки 2 шт.
мягкие малые мячи;
мишень для вертикального метания;
4 шапочки: жук, гусь, волк и заяц; и листья, цветы с гласными буквами.
Вводная часть интегрированного занятия
Начинать занятие лучше с ходьбы, сопровождающейся заданиями на развитие внимания и слуховой памяти "Спрятанные звуки".
Занимательная разминка в стихах
Друг за другом мы идем,
Дружно песенку поем.
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!
Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идет,
В норку зёрнышко несет.
Мягкий пружинистый шаг «лапки» перед грудью.
А за мышкой шёл медведь,
Да как начал он реветь:
«У-У! У –у!
Я в вразвалочку иду
Ноги слегка расставлены колени чуть согнуть, корпус прямой. Пружинный шаг на всей ступне.
А веселые зайчата —
Длинноухие ребята
— Прыг да скок прыг да скок,
Через поле за лесок.
Серый волк — зубами щелк!
Он крадётся за кустами,
Грозно щелкает зубами!
Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом.
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту — скок-скок-скок,
Под мосток и молчок.
Ноги ставятся на ширину плеч выполняются прыжки с продвижением вперед.
Га,- га -- га! Га-га-га!
Му –му-му! Му –му-му!
Жук летал в цветной рубашке
Жу-жу-жу! Жу - жу-жу!
На ромашке я сижу
Тихо на ветру качаюсь
Низко, низко наклоняюсь.
После этого проводится дыхательная гимнастика, состоящая из следующих упражнений:
Дыхательная гимнастика:
«Шарик» направлено на автоматизацию звуков "ш", "с".
«Шина» - автоматизация звука «с»
«Барабанщик» - автоматизация звука «р»
«Фокус» - автоматизация звука «р»
"Болтушка" — рот широко раскрыт, прямые руки разведены в стороны. Одновременно с движениями языка вперед-назад в такт с этими движениями "болтаются" расслабленные кисти рук.
"Качели" — движения языка вверх-вниз и в такт с этими движениями, также вверх-вниз двигаются расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
"Крокодил" — прямые руки подняты вверх над головой. Губы выполняют упражнение "улыбка-трубочка". Одновременное движением губ кисти рук сжимаются в кулаки.
Ходьба.
За дыхательной гимнастикой следует бег в разных направлениях со сменой задания (высоким подъемом коленей, высоким забрасыванием голени),
Бег
а. обычный.
б. «змейкой»
в. боковой галоп
После чего можно перейти к общеразвивающим упражнениям с мягкими мячиками. Задания могут быть такими:
Основная часть
О.Р.У. с малыми мячами.
«Полёт шмеля» - {исходное положение — основная стойка) — перенести мяч через стороны перед грудью и за спиной со звуком "ж".
Повторить 10 раз.
"Колобок прячется» (исходное положение — основная стойка). Суть упражнения состоит в том, что сначала надо поднять подбородок вверх, положить мяч под подбородок и прижать к груди, руки убрать за спину, после чего откинуть голову назад, поймать мяч в подставленные ладони. Выполняется 10- 12 раз.
"Кошка" (исходное положение — основная стойка) — на коленях с мячом в руках. Надо наклониться вперед, прогнув спину, после чего вернуться в
исходное положение и сказать "мур-мур» повторить 8 раз. Упражнение рассчитано на автоматизацию звука "р"
«Кобра" (исходное положение — основная стойка) — лежа на животе, руки под подбородком, мяч лядом на полу. Поднять верхнюю часть туловища заложив руки за голову, и зашипеть на "колобка". Повторить 8 раз. Упражнение рассчитано на автоматизацию звука "ш".
"Путешествие в горы" — прокатить мяч по туловищу и прямым ногам вверх и вниз.
"Ароматный колобок” (исходное положение - основная стойка) — катание мяча в ладонях, упражнения на развитие дыхания
«Часики» наклоны в стороны проговаривая «тик-так»
Основная часть включает в себя упражнение на развитие мелкой моторики, 2 эстафеты, направленные на закрепление некоторых звуков и умения составлять слова, а также игры с мячом:
Эстафеты
1 ."Звуковая поляна". Детей делят на 2 команды: "гусей" и "жуков". Надо разложить на полу листочки и цветочки с гласными буквами. По сигналу "жуки ’ пробегают по цветочкам, произнеся слоги со
Звуком «Ж» и «гуси" в это время пробегают по листочкам, произнося
слоги со звуком "Ш» Возвращаясь, и те и другие произносят обратные слоги
Цель эстафеты — закрепление звуков "ж'I' и "ш" в слогах, составление
прямых и обратных слогов, развитие зрительно-моторной координации.
2. Эстафета "Волк и Заяц". Две команды по 5 человек, у капитанов шапочки «Волка" и "Зайца", у детей в руках, буквы.
Задача: проскакать до конуса на одной ноге и вернуться обратно к капитану, сложив буквы в слова "волк" и "заяц".
3 Игра с мячом «Скажи словечко»— дети придумывают слова,
Начинающиеся на звуки «ш» "с", «р», «к», и передают друг другу мяч.
4. "Хватайка" (исходное положение — основная стойка). Цель: развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции. Его суть состоит в следующем: надо, быстро разжимая и сжимая пальцы, отпускать и подхватывать мяч, но не ронять его на пол. Повторить 8 раз. Как вариант — метание мяча в вертикальную цель из положения стоя на коленях.
Музыкально - ритмическая разминка
А вот семья других мячей
Разберём их поскорей
Выйдем на площадку
И станем по порядку
Подвижная игра «Футбол ква-ква» с использованием фитбольных мячей)
Заключительная часть.
Релаксация "Десять мух" — дети танцуют, затем падают на пол.
Встают со звуком "з":
Десять мух на потолке
Польку танцевали.
Увидали паука,
В обморок упали.
Лёгкие прыжки
Итог занятия.
I