СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Весёлый зоопарк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи. Так, решая задачи речевого и физического развития дошкольников, мы организуем интегрированные занятия. В качестве примера рассмотрим ход занятия, совмещающего физические и логопедические упражнения.

Просмотр содержимого документа
«"Весёлый зоопарк"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад «Надежда»

г. Вязьмы Смоленской обл.


















Конспект

«Весёлый зоопарк»


по речевому и физическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста




























Составили: Инструктор физической культуры

Камышова С. Е.

Учитель – логопед: Каминская С.Н.

Вступление

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных уп­ражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Давно известно огромное значение движения (двигательной де­ятельности) в развитии речи ребенка. Еще русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой свидетельствуют о важности движений в развитии сенсорной речи. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные работы были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.

Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры (прецентральная область), и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей. Положительная эмоциональная мотивация занятия "повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира" (А.Г. Хрипкова и др.).

Учитывая эти факты, в нашем ДОУ деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи. Так, решая задачи речевого и физического развития дошкольников, мы организуем интегрированные занятия. В качестве примера рассмотрим ход занятия, совмещающего физические и логопедические упражнения.

Цель: способствовать формированию у детей таких физических качеств, как ловкость, развитость координации, быстрота реакции в работе с малым мячом; развитию глазомера при метании в вертикальную и горизонтальную цель; воспитывать интерес к спортивным играм, "здоровый" соревновательный дух.



Задачи:

  • развивать мелкую моторику, автоматизировать в игровых упражнениях

звуки "с", "з", «ш» . "ж", "р", «к»,

  • продолжать работу над диафрагмальным дыханием,

развивать фонематический слух, зрительно-моторную координацию.

Атрибуты:

  • малые мячи;

  • мячи (фитболы по количеству детей).

  • корзины (2 шт.);

  • шапочки: волк и заяц; и листья, цветы с гласными буквами.

  • Елочки 2 шт.

  • мягкие малые мячи;

  • мишень для вертикального метания;

  • 4 шапочки: жук, гусь, волк и заяц; и листья, цветы с гласными буквами.


Вводная часть интегрированного занятия

Начинать занятие лучше с ходьбы, сопровождающейся заданиями на развитие внимания и слуховой памяти "Спрятанные звуки".


Занимательная разминка в стихах

Друг за другом мы идем,

Дружно песенку поем.

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!


Мышка, мышка,

Серое пальтишко.

Мышка тихо идет,

В норку зёрнышко несет.

Мягкий пружинистый шаг «лапки» перед грудью.

А за мышкой шёл медведь,

Да как начал он реветь:

«У-У! У –у!

Я в вразвалочку иду



Ноги слегка расставлены колени чуть согнуть, корпус прямой. Пружинный шаг на всей ступне.

А веселые зайчата —

Длинноухие ребята

— Прыг да скок прыг да скок,

Через поле за лесок.


  • Шел по лесу серый волк,

Серый волк — зубами щелк!

Он крадётся за кустами,

Грозно щелкает зубами!

Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом.

  • Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

По болоту — скок-скок-скок,

Под мосток и молчок.

Ноги ставятся на ширину плеч выполняются прыжки с продвижением вперед.

  • Наши гуси у пруда-

Га,- га -- га! Га-га-га!

  • А коровка по траву —

Му –му-му! Му –му-му!

  • На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке

Жу-жу-жу! Жу - жу-жу!

На ромашке я сижу

Тихо на ветру качаюсь

Низко, низко наклоняюсь.

  • Жук упал и встать не может

  • Ждёт он кто ему поможет.


После этого проводится дыхательная гимнастика, состоящая из следующих упражнений:

Дыхательная гимнастика:

  1. «Шарик» направлено на автоматизацию звуков "ш", "с".

  2. «Шина» - автоматизация звука «с»

  3. «Барабанщик» - автоматизация звука «р»

  4. «Фокус» - автоматизация звука «р»

  5. "Болтушка" — рот широко раскрыт, прямые руки разведены в стороны. Одновременно с движениями языка вперед-назад в такт с этими движениями "болтаются" расслабленные кисти рук.

  6. "Качели" — движения языка вверх-вниз и в такт с этими движениями, также вверх-вниз двигаются расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

  7. "Крокодил" — прямые руки подняты вверх над головой. Губы выполняют упражнение "улыбка-трубочка". Одновременное движением губ кисти рук сжимаются в кулаки.

Ходьба.

За дыхательной гимнастикой следует бег в разных направлениях со сменой задания (высоким подъемом коленей, высоким забрасыванием голени),

Бег

а. обычный.

б. «змейкой»

в. боковой галоп


После чего можно перейти к общеразвивающим упражнениям с мягкими мячиками. Задания могут быть такими:

Основная часть

О.Р.У. с малыми мячами.

«Полёт шмеля» - {исходное положение — основная стойка) — перенести мяч через стороны перед грудью и за спиной со звуком "ж".

Повторить 10 раз.

"Колобок прячется» (исходное положение — основная стойка). Суть упражнения состоит в том, что сначала надо поднять подбородок вверх, положить мяч под подбородок и прижать к груди, руки убрать за спину, после чего откинуть голову назад, поймать мяч в подставленные ладони. Выполняется 10- 12 раз.

"Кошка" (исходное положение — основная стойка) — на коленях с мячом в руках. Надо наклониться вперед, прогнув спину, после чего вернуться в

исходное положение и сказать "мур-мур» повторить 8 раз. Упражнение рассчитано на автоматизацию звука "р"

«Кобра" (исходное положение — основная стойка) — лежа на животе, руки под подбородком, мяч лядом на полу. Поднять верхнюю часть туловища заложив руки за голову, и зашипеть на "колобка". Повторить 8 раз. Упражнение рассчитано на автоматизацию звука "ш".

"Путешествие в горы" — прокатить мяч по туловищу и прямым ногам вверх и вниз.

"Ароматный колобок” (исходное положение - основная стойка) — катание мяча в ладонях, упражнения на развитие дыхания

«Часики» наклоны в стороны проговаривая «тик-так»

Основная часть включает в себя упражнение на развитие мелкой моторики, 2 эстафеты, направленные на закрепление некоторых звуков и умения составлять слова, а также игры с мячом:

Эстафеты

1 ."Звуковая поляна". Детей делят на 2 команды: "гусей" и "жуков". Надо разложить на полу листочки и цветочки с гласными буквами. По сигналу "жуки ’ пробегают по цветочкам, произнеся слоги со

Звуком «Ж» и «гуси" в это время пробегают по листочкам, произнося

слоги со звуком "Ш» Возвращаясь, и те и другие произносят обратные слоги

Цель эстафеты — закрепление звуков "ж'I' и "ш" в слогах, составление

прямых и обратных слогов, развитие зрительно-моторной координации.

2. Эстафета "Волк и Заяц". Две команды по 5 человек, у капитанов шапочки «Волка" и "Зайца", у детей в руках, буквы.

Задача: проскакать до конуса на одной ноге и вернуться обратно к капитану, сложив буквы в слова "волк" и "заяц".


3 Игра с мячом «Скажи словечко»— дети придумывают слова,

Начинающиеся на звуки «ш» "с", «р», «к», и передают друг другу мяч.

4. "Хватайка" (исходное положение — основная стойка). Цель: развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции. Его суть состоит в следующем: надо, быстро разжимая и сжимая пальцы, отпускать и подхватывать мяч, но не ронять его на пол. Повторить 8 раз. Как вариант — метание мяча в вертикальную цель из положения стоя на коленях.


Музыкально - ритмическая разминка

А вот семья других мячей

Разберём их поскорей

Выйдем на площадку

И станем по порядку


Подвижная игра «Футбол ква-ква» с использованием фитбольных мячей)

Заключительная часть.


Релаксация "Десять мух" — дети танцуют, затем падают на пол.

Встают со звуком "з":

Десять мух на потолке

Польку танцевали.

Увидали паука,

В обморок упали.


Лёгкие прыжки




Итог занятия.


I