СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды и характеристика заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды, характеристики и критерии оценок заданий по  внеаудиторной самостоятельной работе

Просмотр содержимого документа
«Виды и характеристика заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов»

Виды заданий для ВСР

  • Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и другое.


  • Для закрепления и систематизации знаний:
    работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа с учебном материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (конспект-анализ);подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка докладов; составление библиографии, тестирование и другое.


  • Для формирования умений и навыков :
    решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; к конкурсам, конференциям, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа.



  • Комплексное задание

Характеристика заданий и критерии оценки

  1. Домашняя контрольная работа

Контрольные задания составляются преподавателем таким образом, чтобы можно было проверить знания основных разделов.

Контрольная работа разрабатывается в одном или нескольких вариантах (в зависимости от вида работы, дисциплины, формы обучения и т.д.). Возможны индивидуальные задания каждому обучающемуся. В каждом варианте содержится несколько заданий: теоретические вопросы, задачи, практические задания.

Распределение вариантов домашних контрольных работ осуществляется преподавателем.


При выполнении работы следует придерживаться следующих правил:


  • подобрать необходимую литературу, изучить содержание курса и методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы;

  • затем изложить теоретическую часть вопроса, т.е. проанализировать задание- выяснить, что известно, что надо найти, что для этого необходимо;

  • решить предложенные практические задания, например, аккуратно выполнить чертеж, или график, или рисунок;

  • оформить контрольную работу;

  • сдать ее на проверку преподавателю в установленный срок.


Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четко и разборчиво, без помарок и зачёркиваний, запрещается произвольно сокращать слова (кроме общепринятых сокращений).


На проверку не принимаются работы:

  • выполненные не по своему варианту;

  • выполненные небрежно и неразборчиво.


Оценка домашних контрольных работ

Контрольные работы могут оцениваться дифференцированно по следующим критериям выставления отметок по пятибалльной шкале:

  • выполнено без ошибок и недочетов 90-100% от общего объема работы - выставляется отметка «отлично»;

  • выполнено без ошибок и недочетов 76-89% от общего объема работы - выставляется отметка «хорошо»;

  • выполнено без ошибок и недочетов 50-75% от общего объема работы - выставляется отметка «удовлетворительно»;

  • выполнено без ошибок и недочетов менее 50 % от общего объема работы - выставляется отметка «неудовлетворительно».


Работа, выполненная на оценку «неудовлетворительно» возвращается обучающемуся с подробными замечаниями для доработки.

Если содержание домашней контрольной работы не соответствует установленному варианту, обучающийся получает оценку «неудовлетворительно» и выполняет контрольную работу по-своему варианту.

Контрольная работа, выполненная несамостоятельно, оценивается на неудовлетворительную оценку, и ему выдается новый вариант контрольной работы, отличный от первоначального.

Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчиво, без соблюдения требований по оформлению возвращается обучающемуся без проверки с указанием причин возврата на титульном листе.


Оформление домашней контрольной работы

Контрольная работа выполняется в рабочей тетради и оформляется в соответствии с общими требованиями: содержит название образовательного учреждения, название дисциплины по которой написана работа, фамилию и инициалы обучающегося, номер группы, название темы, номер варианта, дату.

При необходимости, текст ответа дополнить чертежами, схемами и рисунками, четко и аккуратно с помощью линейки и карандаша; можно выполнить работу на компьютере..

Основная часть обычно состоит из двух разделов:

- в первом разделе раскрываются теоретические вопросы данной темы, ответы на вопросы должны быть полными и конкретными;

- вторым разделом является практическая часть, которая представлена решением задачи с учетом графиков, чертежей и т.д. Перед решением задачи должны быть полностью приведены ее условие. Решением задач следует сопровождать необходимыми формулами, расчетами и обоснованием.

Задачи, в которых даны ответы без развернутых расчетов, пояснений и кратких выводов, или если по условиям задания нет конечного результата, будут считаться нерешенными.

Критерии оценки:

  • правильное раскрытие содержания основных вопросов темы, правильное решение задач,

  • самостоятельность суждений, творческий подход, научное обоснование раскрываемой проблем,

  • правильность использования цитат (если цитата приводится дословно, то надо взять ее в кавычки и указать источник с указанием фамилии автора, названия произведения, места и города издания, тома, части, параграфа, страницы),

  • наличие в конце работы полного списка литературы.



Контроль выполнения: письменная работа.



  1. Написание рефератав

Реферат - вид ВСР, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Темы для написания рефератов выдаются студентам на первых занятиях, определяются сроки их выполнения и защиты.

Задачи преподавателя:

  • Определить тему и цель работы;

  • Определить место и сроки подготовки;

  • Оказать консультативную помощь при формировании структуры реферата;

  • Рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме реферата;

  • Оценить качество представленной работы и ее защиты.


Задачи студента:

  • Собрать и изучить литературу по теме;

  • Составить план реферата;

  • Изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

  • Оформление реферата согласно установленной формы;

  • Сдать на контроль преподавателю и озвучить в назначенный срок.


Критерии оценки:

  • Актуальность темы;

  • Соответствие содержания теме;

  • Глубина проработки материала;

  • Грамотность и полнота использования источников;

  • Соответствие оформления реферата требованиям

Время на защиту – 7 – 10 мин.

  1. Написание конспекта первоисточника

Конспект - вид ВСР по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить. Время на озвучивание конспекта – 3-4 минуты. Задание для конспектирования выдается заранее

Задачи преподавателя:

  • Усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;

  • Консультировать при затруднениях.


Задачи студента:

  • Прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

  • Установить логическую связь между элементами темы;

  • Записывать только то, что хорошо уяснил;

  • Выделять ключевые слова и понятия;

  • Заменять сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание);

  • Разработать и применять свою систему сокращений.



Критерии оценки:

  • Содержательность конспекта, соответствие плану;

  • Отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

  • Ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

  • Наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

  • Соответствие оформления требованиям


  1. Написание доклада, эссе


Доклад, эссе - вид внеаудиторной самостоятель­ной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные пробле­мы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно изла­гать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению пробле­мы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

В качестве дополнительного задания планируется заранее в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конферен­циях.


Задачи преподавателя:

  • помочь в выборе источников по теме;

  • помочь в формулировании темы, цели, выводов;

  • консультировать при затруднениях.

Задачи студента:

  • внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;

  • подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;

  • выбрать главное и второстепенное;

  • составить план эссе;

  • лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;

  • оформить эссе и сдать в установленный срок.


Критерии оценки:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;

  • реалистичность оценки существующего положения дел;

  • полезность и реалистичность предложенной идеи;

  • значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;

  • художественная выразительность, яркость, образность изложения;

  • грамотность изложения;

  • эссе представлено в срок.



  1. Составление глоссария


Глоссарий - вид ВСР студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в ал­фавитном порядке.

Задания по составлению глоссария вносятся в тетрадь для са­мостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.


Задачи преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать источник информа­ции;

  • проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.


Задачи студента:

  • прочитать материал источника, выбрать главные терми­ны, непонятные слова;

  • подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

  • критически осмыслить подобранные определения и по­пытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

  • оформить работу и представить в установленный срок.


Критерии оценки:

  • соответствие терминов теме;

  • многоаспектность интерпретации терминов и конкре­тизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.


  1. Составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним.


Составление кроссвордов по данному разделу и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в домашних самостоя­тельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеауди­торной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподава­телем.

Ориентировочное время на подготовку одного кроссвор­да объемом не менее 20 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • грамотная формулировка вопросов;

  • кроссворд выполнен без ошибок;

  • работа представлена на контроль в срок.

Контроль выполнения: представление работ в папках


  1. Составление тестов и эталонов ответов к ним


- это ВСР студента по закреплению изучен­ной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свобо­ду выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсу­ждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.


Задачи преподавателя:

  • конкретизировать задание, уточнить цель;

  • познакомить с вариантом тестов;

  • проверить исполнение и оценить в конце занятия.


Задачи студента:

  • изучить информацию по теме;

  • провести ее системный анализ;

  • создать тесты;

  • создать эталоны ответов к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.


Критерии оценки:

  • соответствие содержания тестовых заданий теме;

  • включение в тестовые задания наиболее важной инфор­мации;

  • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;

  • наличие правильных эталонов ответов;

  • тесты представлены на контроль в срок.


  1. Составление и решение ситуационных задач (кейсов)


– это ВСР студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач - чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы на­правлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять во­просы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблем­ные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обуче­ния сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессио­нальной деятельностью на начальном этапе.

Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их со­ставление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.


Задачи преподавателя:

  • определить тему, либо раздел и рекомендовать литера­туру;

  • сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;

  • консультировать студента при возникновении затруд­нений;

  • оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить ее со студентами).


Задачи студента:

  • изучить учебную информацию по теме;

  • провести системно — структурированный анализ содер­жания темы;

  • выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруд­нение, согласовать с преподавателем;

  • дать обстоятельную характеристику условий задачи;

  • критически осмыслить варианты и попытаться их моди­фицировать (упростить в плане избыточности);

  • выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);

  • оформить и сдать на контроль в установленный срок.


Критерии оценки:

  • соответствие содержания задачи теме;

  • содержание задачи носит проблемный характер;

  • решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;

  • продемонстрированы умения работы в ситуации неодно­значности и неопределенности;

  • задача представлена на контроль в срок.


  1. Формирование информационного блока


– это вид ВСР студента, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и
оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики
изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость) . Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое
видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки, как самим студентом, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.

Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обыч­но после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на прак­тическом занятии путем оценки эффективности его использо­вания для выполнения заданий.


Задачи преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать литературу;

  • дать консультацию по вопросу формы и структуры блока;

  • проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.


Задачи студента:

  • изучить материал источника, выделяя главное и второ­степенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • подобрать и записать основные определения и понятия;

  • дать краткую характеристику объекту изучения;

  • использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;

  • сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.


Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • аккуратность и грамотность изложения;

  • работа представлена в срок.


  1. Создание материалов-презентаций


- это вид ВСР студентов по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Дополнительное задание по созданию материалов-презен­таций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.


Задачи преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

  • консультировать при затруднениях.


Задачи студента:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второсте­пенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • представить характеристику элементов в краткой форме;

  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.


Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

  • работа представлена в срок.


  1. Изготовление моделей или блоков моделей по выбранной теме


– это вид самостоятельной работы, в ко­торой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, обучающийся уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процес­са его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименова­ния. К готовой модели создается пояснение – указатель. Готовая модель демонстрируется на занятиях с кратким пояснением либо представляется обучающимся в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.

Затраты времени на составление информационной модели зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков обучающегося и определяют­ся преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку одиночной модели – 2 ч.

Задания по изготовлению информационных моделей как вида внеаудиторной самостоятельной работы планируются после теоретического изучения темы и представляются на контроль на практических занятиях, включаются в демонстрационную часть самостоятельной работы по теме.


Роль преподавателя:

  • дать целевую установку на изготовление информацион­ной модели, определить ее информационную значимость;

  • помочь в выборе материала для изготовления и выбора
    формы отображения информации;

  • консультировать при затруднениях; дать оценку соответствия эталону и степени информа­тивности модели


Критерии оценки модели:

  • соответствие содержания теме;

  • творческое исполнение задания;

  • практическая значимость модели и возможность ее использования на практических занятиях;

  • эстетичность оформления;

  • работа представлена на контроль в срок.

Контроль выполнения: представление моделей



  1. Составление анкет, вопросов интервью и беседы


- это вид ВСР студентов по созданию мето­дических средств для проведения диагностики выбранной проблемы исследования. Данный вид заданий требует от студентов разви­того критического мышления по осмыслению информации, ее структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать ее в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных средств требует от него и развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков. Анкета является методическим средством для получения первичной информации на осно­ве вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью - метод социальной психологии, заклю­чающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.

Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или выполняться в процессе научно-исследовательской работы студента.


Задачи преподавателя:

  • дать целевую установку на выполнение задания;

  • консультировать при затруднении.


Задачи студента:

  • изучить информацию по теме;

  • разработать вопросы анкеты, интервью или беседы;

  • оформить задание и представить на контроль в установ­ленный срок.


Критерии оценки:

  • соответствие вопросов теме;

  • охват всей проблематики темы;

  • корректная формулировка вопросов;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа представлена в срок.

Дополнительно, к основным заданиям, рекомендуется формировать задания повышенной сложности для наиболее успевающих студентов.

  1. Научно-исследовательская деятельность студента


- этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.

Роль преподавателя и роль студента в этом случае значи­тельно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.

Ориентировочные затраты времени на такие работы — от 8 часов, максимальное количество баллов — 10.







15