сообщение на тему: Структура, виды и формы планирования музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ №2 , « Цветик-Семицветик» : Галиулина И.Ю., пгт.Ленино,Республики Крым. 2018г.
По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».
- «Есть внутренняя музыка души… Она как память о полузабытом, Она как дальний шум. Не заглуши Её годами, буднями и бытом! Она таится в глубине светя Порой в случайном слове, в слабом жесте. Её имеют многие. Дитя, Лишь обладает ею в совершенстве. Автор: Е. Винок ур
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
- Планирование –необходимый элемент системы педагогической работы, способствующей ее целеноправленности и эффективности. План должен отвечать двум критериям: необходимости и достаточности.
- Система планирования предусматривает: реализацию программных целей и задач ; реализацию образовательной деятельности в адекватных возрасту формах взаимодействия с детьми ; планирование различных образовательных ситуаций в соответствии с годовым планом образовательного учреждения и интеграции;
- Система планирования , предусматривает : Конкретизацию музыкального репертуара по всем видам деятельности;
Система планирования предполагает:
- Взаимодействие с родителями и педагогами в соответствии с графиком работы музыкального руководителя. В месячном плане указывается репертуар ко всем видам деятельности (основной и дополнительный).
- Разработку ежедневных планов с конкретизацией содержания и репертуара для каждой возрастной группы.
Система планирования предполагает:
- Участие музыкального руководителя в разработке годового плана ДОУ, где должны быть прописаны основные цели и задачи, а так же образовательные проекты;
- Разработку месячных планов для каждой возрастной группы с конкретизацией всех форм взаимодействия с детьми ;
Формы организации музыкальной деятельности дошкольников
- музыкальные занятия в дошкольных образовательных учреждениях;
- использование музыки в повседневной жизни ДОУ;
- музыкальное образование дошкольников в семье.
Подробный или насыщенный календарно- тематический план , требования к написанию подробных конспектов , лишает педагогический процесс гибкости, вариативности , импровизационности, что чрезвычайно вредно для занятий музыкой ,и вообще художественно – творческой деятельности .
В связи с вступлением в силу ФГОС ДО в планировании НОД имеет место вариативность , или новизна планирования , или свобода выбора и технологии планирования. Актуальным на сегодняшний момент, является рабочая программа, которая разработана с учетом основных принципов, требований организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от 1,6 до 7 лет .
Рабочая программа музыкального руководителя
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 2 « Цветик –Семицветик» ,
пгт Ленино , Ленинского района , Республики Крым.
на 2017/2018учебный год
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
раздел
«Музыка»
Рабочая программа
Годовой план
Календарно-тематическ. план
Перспективный план
Цели и задачи
План взаимодействия с педагогами
Планируемые результаты освоения Программы образовательной области «Музыка
План План взаимодействия с воспитателями
Виды музык.д-ти
Формы взаимодейств.с детьми
Игровые технологии включают:
:
- Коммуникативная технология ( или технология общения)
- Технология ситуации, (или создание проблемы)
- Технология актуальности интересов дошкольников
- Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. •Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса .
- Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
- Музыкальные занятия в ДОУ – основная форма организации музыкальной деятельности детей, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка
Три аспекта в характеристике музыкального занятия в ДОУ
- 1. Аспект - относится к личности самого ребенка.
- З адачи «личностного аспекта» с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей:
- формирование музыкальной культуры детей,
- развития их музыкальных способностей,
- развитие общего и музыкального кругозора;
- формирования музыкальной грамотности
2 аспект отражает методические установки музыкального занятия
- Данный аспект включает обоснование целей, содержания, структуры, организации проведения музыкального занятия
Характеристика данного аспекта направлена на:
- соотнесение цели и задач музыкального занятия с общими целями и задачами музыкального образования детей;
- осуществление отбора высокохудожественного музыкального репертуара в соответствии с целями и задачами музыкального занятия;
- разработку тематики и структуры музыкального занятия в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
3 аспект связан с процессом педагогической рефлексии
- Объектом педагогической рефлексии могут выступать:
- мотивы собственной музыкально-педагогической деятельности: осмысление стиля руководства музыкальным образованием детей, способов и характера взаимодействия с ребенком и другими людьми в процессе музыкальных занятий,
- эмоциональная реакция на результат своего труда,
- способность опираться в профессиональной деятельности на принципы и методы, адекватные природе музыки и ребенка.
Виды музыкальных занятий
- По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить на:
- типовые (или традиционные),
- доминантные,
- тематические.
- фронтальные занятия могут быть также комплексными.
Виды музыкальных занятий
- индивидуальные музыкальные занятия;
- музыкальные занятия по подгруппам;
- фронтальные музыкальные занятия.
Индивидуальные занятия
- позволяют педагогу наиболее полно раскрыть музыкальные способности каждого ребенка, а работа с отстающими позволяет выявить причины задержки в музыкальном развитии детей.
- Индивидуальные музыкальные занятия проводятся:
- с каждым ребенком отдельно (в основном с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5—10 минут);
- в более старших возрастных группах с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также для ликвидации пробелов в их музыкальном развитии.
Музыкальные занятия по подгруппам
- Проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2—3 раза в неделю по 10—20 минут в зависимости от возраста детей.
- Занятия по подгруппам позволяют:
- объединять детей, проявляющих склонность к отдельным видам музыкальной деятельности,
- развивать детей с одинаковым уровнем музыкальных способностей,
- осуществлять освоение навыков музыкально-исполнительской деятельности в ансамбле и т. д.
Фронтальные занятия
- проводятся со всеми детьми группы.
- этот вид занятий становится основным для детей среднего и старшего дошкольного возраста .
Тематическое музыкальное занятие
- характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей.
Разновидности тематического занятия:
- собственно тематические;
- музыкально-тематические;
- сюжетные музыкальные занятия .
- Формы организации музыкальной деятельности дошкольников : музыкальные занятия в дошкольных образовательных учреждениях; праздники и развлечения;
- использование музыки в повседневной жизни ДОУ; самостоятельная музыкальная деятельность ;
- музыкальное образование дошкольников в семье
- Формы организации музыкальной деятельности в ДОУ
- Вторая разновидность доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей.
- В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и т. д.).
Типовое музыкальное занятие
- (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).
Разновидности доминантного музыкального занятия
- Одна из них характеризуется преобладанием какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления.
- Одна из них характеризуется преобладанием какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления.
Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.
Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.
Собственно тематические
- Тема занятия раскрывает взаимосвязь жизни и музыки например, «Природа в музыке», «Времена года в музыке», «Музыкальные путешествия по стране» и т. д. Главное в этих занятиях — показать возможности музыки в передаче жизненных явлений;
Музыкально-тематические занятия
- тема занятия связана с музыкой, ее выразительными средствами (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр), с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т.д.);
Комплексные или интегрированные музыкальные з а н я т и я
- Основываются на взаимодействии различных видов искусства — музыки, живописи, литературы, театра и т. д.
Цели этих занятий:
- объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.);
- обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях их выразительных средств;
- расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
Сюжетные музыкальные занятия
- Эти музыкальные занятия объединены темой и единой сюжетной линией («Сказка в музыке» и т. д.).
- Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Структура музыкальных занятий.
- При разработке структуры музыкального занятия, планировании очередности заданий и смены видов деятельности необходимо:
- учитывать физическое и психическое состояние детей.
- распределять задания в процессе музыкального занятия следует с учетом эмоциональной и умственной активности детей: более сложные задания — планировать на период подъема творческой активности и большей сосредоточенности внимания детей.
- рационально соотносить индивидуальную и коллективную формы работы детей в процессе музыкального занятия;
- своевременно чередовать формы, виды и продолжительность музыкальной деятельности детей с учетом соотношения эмоциональной, интеллектуальной и двигательной нагрузки.
Взаимосвязь субъектов музыкально-образовательного процесса
- В ходе проведения музыкальных занятий. важно сохранять взаимодействие на трех уровнях: дети — воспитатель — музыкальный руководитель.
- Чем младше дети, тем активнее должны быть воспитатель и музыкальный руководитель.
- В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности в ходе музыкальных занятий.
Музыка в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения
- Роль воспитателя и музыкального руководителя, степень их активности могут меняться в зависимости от содержания музыкального занятия.
- В процессе его проведения важную роль выполняют и личностные качества педагогов: артистизм, тон и культура общения с детьми и др.
Использование музыки в повседневной жизни ДОУ
- придает большую эмоциональную насыщенность,
- благотворно сказывается на психофизическом состоянии ребенка.
Наряду с музыкальными занятиями музыка используется:
- на утренней гимнастике,
- в развлечениях,
- на праздниках (утренниках),
- в нерегламентированных видах деятельности ребенка в свободное время .
Использование музыки на утренней гимнастике :
- о рганизует движения детей,
- создает у них приподнятое настроение,
- способствует лучшему усвоению различных упражнений,
- развивает координацию движений,
- активизирует физиологические процессы детского организм а.
На занятиях по физической культуре:
- разучивается комплекс упражнений для утренней гимнастики,
- проводятся подвижные игры для общего развития детей,
- осваиваются различные движения (ходьба, бег, поскоки, прыжки)
- выполняются общеразвивающие упражнения с предметами (лентами, мячами, обручами, скакалками и др.) и без предметов.
Подбор музыкального репертуара
- плавные движения с большой амплитудой (например, вальсы А. Грибоедова, А.Гречанинова и др.) или старинные танцы (например, Ф.Шуберт —лендлер соч. 17, №3).
- упражнений с четкими, динамичными движениями (Рондо-марш Д. Кабалевского, Марш С.Прокофьева из «Детской музыки», русские народные мелодии «Пляска молодцев», «Утушка луговая» в обработке Н. Чайкина
Подбор музыкального репертуара
- Упражнения, выполняемые в быстром темпе, с короткой амплитудой движений (Полька ре минор М. Глинки, Полька до мажор Д. Шостаковича, Юмореска А. Дворжака).
- Для музыкального сопровождения бега или подвижных игр с элементами соревнования («Мышки» А. Жилинского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Бабочка» Р. Шумана и т. п.).
Виды развлечений
- тематические музыкальные вечера,
- беседы-концерты,
- театрализованные представления,
- игры-драматизации, хороводы, аттракционы,
- концерты детской самодеятельности и др.
Цель развлечений — обогатить музыкальные впечатления и эмоциональную сферу детей, расширить их представления об окружающем мире и взаимосвязи искусств.
- Задачи развлечения:
- формировать творческую активность детей,
- интеллектуально-художественное развитие личности ребенка .
Разновидности развлечений
- 1. Зрелищные развлечения, организованные и показанные для детей взрослыми.
- Это могут быть концерты из произведений классической и народной музыки;
- музыкальные вечера, посвященные творчеству как отечественных, так и зарубежных композиторов;
- концерты-загадки;
- беседы-концерты, посвященные знакомству с циклами музыкальных произведений для детей;
- тематические концерты, посвященные знакомству детей с различными музыкальными инструментами как народного, так и симфонического оркестра;
- представления кукольного театра, показанные силами взрослых.
Виды развлечений
- 2. Развлечения, организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.
- Эта разновидность развлечений может включать:
- празднование дней рождений детей;
- музыкально-дидактические игры; концерты для кукол;
- обрядовые развлечения («Масленица», «Осенины» и др.); и т. п.
Виды развлечений
Развлечения, проводимые силами самих детей (но с помощью взрослых при подготовке).
- Развлечения, проводимые силами самих детей (но с помощью взрослых при подготовке).
- Это могут быть всевозможные хороводы; игры-драматизации, драматизации песен; инсценирование сказок и др.
- При этом роль воспитателя и музыкального руководителя состоит в организации и проведении подготовительной работы, включающей выбор сюжета и соответствующей музыки;
- распределение ролей и помощь в разучивании песен и танцев для инсценировок;
- подбор костюмов; оформление декораций и т. п.
Критерии отбора музыкального репертуара:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
- высокохудожественный,
- разнообразный и интересный по содержанию.
- соответствовать эмоциональному опыту детей, способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в музыкальном произведении.
Хронометраж развлечений
- от 15—25 минут для детей младшего и среднего дошкольного возраста
- до 35—45 минут — для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
- Следует тщательно продумывать программы развлечений: своевременно менять формы участия в них детей, чередовать зрелищные, сюрпризные моменты с играми, танцами, аттракционами.
Выводы по развлечениям
- Сроки проведения развлечений, их тематика отражаются в перспективном плане дошкольного образовательного учреждения. Как правило, развлечения проводятся раз в 7—10 дней (3— 4 раза в месяц).
- Желательно привлекать к участию в развлечениях как можно больше ребят.
Эта форма организации жизнедеятельности детей:
- развивает их коммуникативные качества;
- сплачивает детский коллектив;
- позволяет каждому ребенку проявить свои способности в том виде музыкальной деятельности, которой он отдает предпочтение и в которой наиболее ярко проявляются его творческие возможности.
Особенности музыкального развития детей в семье
Факторы, определяющие особенности муз.развития ребенка в семье:
- 1) врожденные музыкальные задатки, влияющие на дальнейшее музыкальное развитие ребенка и определяемые генотипом;
- 2) музыкальная среда семьи, ее отношение к музыке и музыкальной деятельности.
Обучения музыке влияет на:
- музыкальное и общее развитие ребенка;
- быстрее сосредотачиваются,
- становятся более внимательными,
- более выносливыми,
- лучше координированными,
- свободнее владеющие речью.
Создание в семье благоприятных условий для музыкального развития ребенка позволяет решить следующие задачи:
- сформировать основы музыкальной культуры ребенка, а через нее — обогатить его духовный мир;
- развить музыкальные способности ребенка на основе вовлечения его в различные виды музыкальной деятельности;
- оказать воздействие на весь ход общего развития ребенка.
Формы организации музыкальной деятельности в семье
- музыкальные занятия;
- развлечения (посещение концертов, музыкальных спектаклей, оперных постановок и др.);
- домашнее музицирование (как самостоятельное, так и с участием взрослых членов семьи);
- слушание музыки (в записи, радио- и телепередач);
- обучение игре на музыкальных инструментах (организация музыкально-образовательной деятельности детей под руководством педагога-музыканта).
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Опускаешь на клавиши руки,
Волшебство совершается вдруг
И рождаются чистые звуки
От простого касания рук.
Птица – музыка крыльями машет.
Не кому-нибудь машет, а мне…
Словно солнышки рыжих ромашек
Расцветают на каждом окне.
Дождь и снег будут сыпаться с веток,
Будут люди опять и опять
Из роялей, как будто из клеток
Птицу – музыку в мир выпускать.
М. Пляцко вский