СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды исследований на уроках русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнку легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.

Просмотр содержимого документа
«Виды исследований на уроках русского языка в начальной школе.»

Виды исследований на уроках русского языка.

Виды исследований на уроках русского языка.

Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.
  • Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.
  • Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.
  • Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.
Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.  На уроках русского языка организовываем три вида исследования: - исследование словарного слова; - исследование текста; - исследование фразеологизма .
  • Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.
  • На уроках русского языка организовываем три вида исследования:
  • - исследование словарного слова;
  • - исследование текста;
  • - исследование фразеологизма .
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану :  Первый этап - подготовительный - выбор темы - формулирование целей - составление плана исследования  Второй этап - основной - сбор материала - обобщение полученных данных  Третий этап - заключительный - представление результатов исследования - обмен мнениями

Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану :

Первый этап - подготовительный

- выбор темы

- формулирование целей

- составление плана исследования

Второй этап - основной

- сбор материала

- обобщение полученных данных

Третий этап - заключительный

- представление результатов исследования

- обмен мнениями

На первом этапе  определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя.  Цель исследования словарного слова : анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.

На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя.

Цель исследования словарного слова : анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.

Исследование проводится по плану. 1.Знакомство со словом.  Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)  Проводится звуковой анализ, анализ написания слова. 2. Этимологическая справка.  Содержит информацию о происхождении слова.  3. Толкование лексемы. Иллюстрация.  Помогает понять значение слова.  Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля) 4.Однокоренные слова.  Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.  Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме. 5. Пословицы, поговорки и загадки.  Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи. Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.

Исследование проводится по плану.

1.Знакомство со словом.

Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)

Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

2. Этимологическая справка.

Содержит информацию о происхождении слова.

3. Толкование лексемы. Иллюстрация.

Помогает понять значение слова.

Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля)

4.Однокоренные слова.

Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.

Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.

5. Пословицы, поговорки и загадки.

Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи. Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.

6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.  Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.  Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.  7. Словосочетания.  Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар. 8. Предложения, тексты.  Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.  Учащиеся предлагают стихи, рассказы, статьи.

6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.

Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.

7. Словосочетания.

Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар.

8. Предложения, тексты.

Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.

Учащиеся предлагают стихи, рассказы, статьи.

На втором этапе  учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное.  Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное.

Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование

Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и желание провести новое исследование

Исследовательская работа учащихся

Исследовательская работа учащихся

 Д о рога 1. Загадка.  Неживая - а идёт,  Лежит брус во всю Русь,  Неподвижна - а ведёт.  Встанет - так до неба достанет,  А ляжет - так всю Русь обойдёт.  3 слога; второй - ударный, безударный - о

Д о рога

1. Загадка.

Неживая - а идёт,

Лежит брус во всю Русь,

Неподвижна - а ведёт.

Встанет - так до неба достанет,

А ляжет - так всю Русь обойдёт.

3 слога; второй - ударный, безударный - о

2 . Д о рога - ездовая полоса; накатанное и нарочно подготовленное различным образом протяжение, для езды, для проезда, прохода; путь, стезя; направление и расстояние от места до места, сама езда или ходьба, путешествие. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка» Д о рога –   1) Полоса земли, предназначенная для передвижения, сообщения;  2) Направление, путь следования.  3) путешествие, пребывание в пути.

2 . Д о рога - ездовая полоса; накатанное и нарочно подготовленное различным образом протяжение, для езды, для проезда, прохода; путь, стезя; направление и расстояние от места до места, сама езда или ходьба, путешествие. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Д о рога

1) Полоса земли, предназначенная для передвижения, сообщения;

2) Направление, путь следования.

3) путешествие, пребывание в пути.

3 . Д о рога - д о рожка - д о роженька - д о рожный - безд о рожье - под о рожник - прид о рожное.

3 . Д о рога - д о рожка - д о роженька - д о рожный - безд о рожье - под о рожник - прид о рожное.

 4.   Смелые дороги ведут к победе. Умный товарищ- половина пути. Одному ехать - и дорога длинна. Самая лёгкая дорога та, которую ты уже прошёл. Самая трудная дорога та, которую не знаешь

4.

Смелые дороги ведут к победе.

Умный товарищ- половина пути.

Одному ехать - и дорога длинна.

Самая лёгкая дорога та, которую ты уже прошёл.

Самая трудная дорога та, которую не знаешь

 5 . Синонимы: д о рога - путь - тропинка; Антонимы: д о рога - безд о рожье.

5 . Синонимы:

д о рога - путь - тропинка;

Антонимы: д о рога - безд о рожье.

6.   Идти своей д о рогой.  Д о рога жизни.  Сбиться с д о роги.  Д о роги разошлись.  Стать поперёк д о роги.

6.

Идти своей д о рогой.

Д о рога жизни.

Сбиться с д о роги.

Д о роги разошлись.

Стать поперёк д о роги.

7.  Д о рога (какая?) длинная, широкая, лесная, асфальтированная, мокрая, горная, трудная, извилистая, старая, шоссейная.  Идти вдоль д о роги, следить за дорогой, стоять на д о роге, брести по д о роге, расположиться рядом с дорогой, свернуть с д о роги, перевести через д о рогу.

7. Д о рога (какая?) длинная, широкая, лесная, асфальтированная, мокрая, горная, трудная, извилистая, старая, шоссейная.

Идти вдоль д о роги, следить за дорогой, стоять на д о роге, брести по д о роге, расположиться рядом с дорогой, свернуть с д о роги, перевести через д о рогу.

Для подготовки презентации использовались интернет-ресурсы и материалы сайтов

Для подготовки презентации использовались интернет-ресурсы и материалы сайтов