СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды разборов для начальной школы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды разборов для начальной школы»

Виды разборов для начальной школы.













Составила Скворцова Н.П.,

учитель начальных классов.



2022г.



1. Звуко – буквенный разбор слова (обозначается цифрой 1).

1. Пишем слово. Например, Сон - [ с] – 1 слог.

2. Составляем звуковую схему : [сон ]

3. Считаем количество слогов – 1 слог.

4. Выписываем букву, пишем в квадратных скобках, какой звук она обозначает, даем характеристику звуку: согласный или гласный, если звук согласный, то: звонкий или глухой, парный или не парный по звонкости – глухости, твёрдый или мягкий, парный или непарный по твёрдости – мягкости. Если звук гласный, то: ударный или безударный. Например:

с - [ с ] – согл., глух., парн., тв.,парн.

о - [ о ] – глас., удар.

н - [ н ] - согл., зв., парн.,тв.,парн.

3 б, 3 зв..

5. Считаем количество букв и звуков.

2. Разбор слова по составу(обозначается цифрой 2).

1. Изменяем форму слова (ед.ч во мн. ч и наоборот), находим окончание.

Например: перекладина – перекладины.

Окончание -а. Заключаем его в квадратик.

2. Основа слова - перекладин-

3. Находим корень. Подбираем однокоренные слова. Например: накладка.

Корень: -клад-.

4. Приставка (находится перед корнем) – пере-.

5. Суффикс (находится после корня)– ин-.

Например: перекладина.

3. Разбор имени существительного как части речи (обозначается цифрой 3).

1. Ставим римскую цифру I. Выписываем словосочетание с именем существительным. Ставим вопрос к нему. Например: лежал (на чём?) на столе. Вторая строка: определяем часть речи – имя существительное.

(на) столе – сущ.

2. Римская цифра I I .

Начальная форма ( единственное число, именительный падеж – кто? что?.

Н.ф. – стол.

Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное,

- одушевлённое или неодушевлённое,

- род – мужской, женский, средний,

- склонение (4 класс) – I, I I, I I I.

Непостоянные признаки.

- в единственном или множественном числе,

- в падеже.

Например:

I I Н.ф. – стол. Пост.: нариц., неодуш., м.р. Непост.: в ед.ч, в П.п.

3. Римская цифра I I I . Роль в предложении. Определяем каким членом предложения является.

Лежал (на чём?) на столе.

I Лежал (на чём?) на столе.

(на) столе – сущ.

I I Н.ф. – стол. Пост.: нариц., неодуш., м.р. Непост.: в ед.ч, в П.п.

I I I Лежал (на чём?) на столе.

Разбор имени прилагательного как части речи (обозначается цифрой 3)

1. Ставим римскую цифру I. Выписываем словосочетание с именем прилагательным. Ставим к нему вопрос. Например: Весна (какая?) тёплая.

тёплая – им. прил.

2. Римская цифра I I . Н.ф. – Единственное число, именительный падеж, мужского рода. тёплый.

Признаки: краткая или полная форма (4 класс), число, род (в ед. числе), падеж.

3. Римская цифра I I I . Роль в предложении.

Весна (какая?) тёплая.

I. Весна (какая?) тёплая

тёплая – прил.

I I. Н.ф. – тёплый в ед. ч., в ж.р., в И.п.

I I I Весна (какая?) тёплая.

Разбор глагола как части речи (обозначается цифрой 3)

1. Ставим римскую цифру I. Ставим к глаголу вопрос.

Весна (что сделала?) пришла.

пришла – глагол.

2. Римская цифра I I . Н.ф. (что делать? что сделать?)

Н.ф. – прийти.

Постоянные признаки: спряжение (4 класс). Непостоянные признаки: число, время, лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени), род (есть у глаголов в прошедшем времени).

Например: в ед. ч., в прошл. вр., в 3 л., в ж.р.

3. Римская цифра I I I . Роль в предложении.

Весна (что сделала?) пришла.

Обазец: I Весна (что сделала?) пришла.

пришла – глагол

I I Н.ф. – (что сделать?)прийти.

в ед. ч., в прош. вр., в 3 л., в ж.р.

I I I Весна (что сделала?) пришла.

Разбор местоимения как части речи (обозначается цифрой 3).

I Ставим вопрос к местоимению, Указываем часть речи.

I I Н.Ф. - ед ч. И.п. Признаки: личное, в единственном или множественном числе, в каком роде, в каком падеже.

I I I Роль в предложении.

Образец:

I Пришла (кто? ) она.

Она – мест.

I I Н.ф. – она, личное мест, в ед. ч., в ж р. , в И.п.

I I I. Пришла (кто? ) она.





Разборы предложения.

1. Разбор по членам предложения ( обозначается цифрой 4).

Пришла тёплая весна.

О ком или о чём говорится в предложении. О весне. Слово весна - это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено именем существительным в И.п.

Весна что сделала? Пришла это сказуемое, подчёркивается двумя чертами, выражено глаголом.

Ставим вопросы к второстепенным членам от главных. Весна (какая?) тёплая. Тёплая – второстепенный член предложения, подчёркиваем волнистой линией, выражен именем прилагательным.

2. Найти словосочетания. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются. Словосочетания это главные члены предложения с поясняющими их второстепенными членами. Например: весна (какая?) тёплая.

3. Дать характеристику предложению.

1. По цели высказывания:

- повествовательное, побудительное, восклицательное.

2. По интонации:

- восклицательное, невосклицательное.

3. По количеству основ (главных членов)

- простое или сложное.

4. По наличию второстепенных членов:

- распространённые, нераспространённые.

Например: Пришла тёплая весна. (Повест., невоск., прост., распр.)

Если в предложении несколько основ, то даём характеристику каждому предложению по наличию второстепенных членов.

Например: Солнышко стало светить ярче, дни стали длиннее. (Повест., невоскл., слож., 1) распр,. 2) распр.)




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!