Виды разборов для начальной школы.
Составила Скворцова Н.П.,
учитель начальных классов.
2022г.
1. Звуко – буквенный разбор слова (обозначается цифрой 1).
1. Пишем слово. Например, Сон - [ с] – 1 слог.
2. Составляем звуковую схему : [сон ]
3. Считаем количество слогов – 1 слог.
4. Выписываем букву, пишем в квадратных скобках, какой звук она обозначает, даем характеристику звуку: согласный или гласный, если звук согласный, то: звонкий или глухой, парный или не парный по звонкости – глухости, твёрдый или мягкий, парный или непарный по твёрдости – мягкости. Если звук гласный, то: ударный или безударный. Например:
с - [ с ] – согл., глух., парн., тв.,парн.
о - [ о ] – глас., удар.
н - [ н ] - согл., зв., парн.,тв.,парн.
3 б, 3 зв..
5. Считаем количество букв и звуков.
2. Разбор слова по составу(обозначается цифрой 2).
1. Изменяем форму слова (ед.ч во мн. ч и наоборот), находим окончание.
Например: перекладина – перекладины.
Окончание -а. Заключаем его в квадратик.
2. Основа слова - перекладин-
3. Находим корень. Подбираем однокоренные слова. Например: накладка.
Корень: -клад-.
4. Приставка (находится перед корнем) – пере-.
5. Суффикс (находится после корня)– ин-.
Например: перекладина.
3. Разбор имени существительного как части речи (обозначается цифрой 3).
1. Ставим римскую цифру I. Выписываем словосочетание с именем существительным. Ставим вопрос к нему. Например: лежал (на чём?) на столе. Вторая строка: определяем часть речи – имя существительное.
(на) столе – сущ.
2. Римская цифра I I .
Начальная форма ( единственное число, именительный падеж – кто? что?.
Н.ф. – стол.
Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное,
- одушевлённое или неодушевлённое,
- род – мужской, женский, средний,
- склонение (4 класс) – I, I I, I I I.
Непостоянные признаки.
- в единственном или множественном числе,
- в падеже.
Например:
I I Н.ф. – стол. Пост.: нариц., неодуш., м.р. Непост.: в ед.ч, в П.п.
3. Римская цифра I I I . Роль в предложении. Определяем каким членом предложения является.
Лежал (на чём?) на столе.
I Лежал (на чём?) на столе.
(на) столе – сущ.
I I Н.ф. – стол. Пост.: нариц., неодуш., м.р. Непост.: в ед.ч, в П.п.
I I I Лежал (на чём?) на столе.
Разбор имени прилагательного как части речи (обозначается цифрой 3)
1. Ставим римскую цифру I. Выписываем словосочетание с именем прилагательным. Ставим к нему вопрос. Например: Весна (какая?) тёплая.
тёплая – им. прил.
2. Римская цифра I I . Н.ф. – Единственное число, именительный падеж, мужского рода. тёплый.
Признаки: краткая или полная форма (4 класс), число, род (в ед. числе), падеж.
3. Римская цифра I I I . Роль в предложении.
Весна (какая?) тёплая.
I. Весна (какая?) тёплая
тёплая – прил.
I I. Н.ф. – тёплый в ед. ч., в ж.р., в И.п.
I I I Весна (какая?) тёплая.
Разбор глагола как части речи (обозначается цифрой 3)
1. Ставим римскую цифру I. Ставим к глаголу вопрос.
Весна (что сделала?) пришла.
пришла – глагол.
2. Римская цифра I I . Н.ф. (что делать? что сделать?)
Н.ф. – прийти.
Постоянные признаки: спряжение (4 класс). Непостоянные признаки: число, время, лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени), род (есть у глаголов в прошедшем времени).
Например: в ед. ч., в прошл. вр., в 3 л., в ж.р.
3. Римская цифра I I I . Роль в предложении.
Весна (что сделала?) пришла.
Обазец: I Весна (что сделала?) пришла.
пришла – глагол
I I Н.ф. – (что сделать?)прийти.
в ед. ч., в прош. вр., в 3 л., в ж.р.
I I I Весна (что сделала?) пришла.
Разбор местоимения как части речи (обозначается цифрой 3).
I Ставим вопрос к местоимению, Указываем часть речи.
I I Н.Ф. - ед ч. И.п. Признаки: личное, в единственном или множественном числе, в каком роде, в каком падеже.
I I I Роль в предложении.
Образец:
I Пришла (кто? ) она.
Она – мест.
I I Н.ф. – она, личное мест, в ед. ч., в ж р. , в И.п.
I I I. Пришла (кто? ) она.
Разборы предложения.
1. Разбор по членам предложения ( обозначается цифрой 4).
Пришла тёплая весна.
О ком или о чём говорится в предложении. О весне. Слово весна - это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено именем существительным в И.п.
Весна что сделала? Пришла это сказуемое, подчёркивается двумя чертами, выражено глаголом.
Ставим вопросы к второстепенным членам от главных. Весна (какая?) тёплая. Тёплая – второстепенный член предложения, подчёркиваем волнистой линией, выражен именем прилагательным.
2. Найти словосочетания. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются. Словосочетания это главные члены предложения с поясняющими их второстепенными членами. Например: весна (какая?) тёплая.
3. Дать характеристику предложению.
1. По цели высказывания:
- повествовательное, побудительное, восклицательное.
2. По интонации:
- восклицательное, невосклицательное.
3. По количеству основ (главных членов)
- простое или сложное.
4. По наличию второстепенных членов:
- распространённые, нераспространённые.
Например: Пришла тёплая весна. (Повест., невоск., прост., распр.)
Если в предложении несколько основ, то даём характеристику каждому предложению по наличию второстепенных членов.
Например: Солнышко стало светить ярче, дни стали длиннее. (Повест., невоскл., слож., 1) распр,. 2) распр.)