.Виды самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений, навыков так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде. » [13, 12].
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам:
- по дидактическим целям;
- по характеру учебной деятельности учащихся;
- по содержанию;
- по степени самостоятельности;
- по элементу творчества учащихся.
Самостоятельные работы по дидактическому назначению можно разделить на обучающие и контролирующие.
По дидактическим целям выделяют пять групп деятельности:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.
К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
1. Работа с книгой.
2. Упражнения.
3. Выполнение практических работ.
4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты.
5. Подготовка докладов.
Говоря о самостоятельных работах, принято выделять в соответствии с уровнем подготовки учащихся: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические(частично- поисковые), творческие.
Классифицировать по степени индивидуализации самостоятельную работу можно как: фронтальную (общеклассную); групповую и индивидуальную.
В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельной работой их можно разделить на следующие:
-обучающие;
- тренировочные;
- закрепляющие;
- повторительные;
- развивающие;
- творческие.
Рассмотрим более подробно некоторые из видов.
1)Виды самостоятельных работ в зависимости от поставленных целей
1. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. У старшеклассников поисковая активность увеличивается и этот вид самостоятельной работы им необходим для дальнейшего развития. Приведем примеры таких работ:
Например, при изучении темы «Логарифмы и их свойства» после объяснений учителя можно предложить следующую самостоятельную работу.Запишите 1-2 примера, иллюстрирующих свойства логарифмов.
Самостоятельно составляя примеры на изученные свойства, учащиеся осмысленно их запоминают, учатся применять их, с интересом воспринимаю изучаемый материал, так как они сами участвуют в его объяснении.
Нужно заметить, что данный вид деятельности можно организовать в следующих случаях:
- в процессе установления связи нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;
- при создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы.
К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила; самостоятельное составление алгоритмов; самостоятельная работа по алгоритмам.
2. Тренировочные самостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различных терем, свойств, способов решения. Работы проводятся на этапе закрепления знаний.
Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила, способа решения. Цель таких работ в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности совершенствовались приобретенные учащимися умения и навыки. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя.
3. Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил, теорем, приемов. Они показывают, насколько прочно осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет нужно еще заниматься данной темой. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.
4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы.
Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений, навыков учащихся. Тестовый контроль знаний имеет ряд преимуществ перед другими видами контроля. Он дает учителю возможность проверить значительный объем изученного материала и быстро диагностировать его. Однако нельзя идеализировать возможности тестов. Они не в состоянии выявить, где ребенок делает ошибки. Поэтому я их применяю не так часто и прошу детей сдавать черновики.
5. Самостоятельные работы развивающего характера. Это могут быть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. Как правило, при проведении недели математики кадеты старших классов готовят доклады об ученых, истории развития математической науки, развивая свой кругозор. Активно участвуют в составлении викторин, занимательных заданий.
2) Виды самостоятельных работ по степени индивидуализации.
Классификация по степени индивидуализации включает в себя общеклассные, групповые и индивидуальные самостоятельные работы. Их проводят, в той или иной мере, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, в условиях органического соединения индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.
Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.
Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.
Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен обогащать и расширять ранее изученные понятия.
Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.
Виды повторения.
В связи с этим мы различаем следующие виды повторения ранее пройденного материала:
1. Повторение в начале учебного года.
2. Текущее повторение всего, ранее пройденного:
а) повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующие повторению);
б) повторение пройденного вне связи с новым материалом.
3. Tематичеcкoе повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы).
4. Заключительное повторение