СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды сказуемого и способы его выражения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды сказуемого и способы его выражения»

Виды сказуемого и способы его выражения.

Виды сказуемого и способы его выражения.

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт.  Л. Н. Толстой

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт.

Л. Н. Толстой

Цели урока: - закрепить знания о видах сказуемого, способах его выражения; - совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу;  - уметь определять виды сказуемого. - отработать задание А3, связанное с темой урока.

Цели урока:

- закрепить знания о видах сказуемого, способах его выражения;

- совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу;

- уметь определять виды сказуемого.

- отработать задание А3, связанное с темой урока.

Лингвистическая разминка

Лингвистическая разминка

Лингвистическая разминка Ответы: 1 -1 2 -2 3 – 3 4 – 4 Критерии оценивания   Правильные ответы: 4 – 4б; 3 – 3б; 2 – 2б; 1 – 1б .

Лингвистическая разминка

Ответы:

1 -1

2 -2

3 – 3

4 – 4

Критерии оценивания

Правильные ответы: 4 – 4б; 3 – 3б; 2 – 2б; 1 – 1б .

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.  1группа :   Громкий шорох , горячо спорить , совершить прыжок , спросил её , говорить громко , ночёвка в лесу.   2 группа : Моя профессия, желанный гость , нарушение правил , три товарища, надо подумать , ягоды крыжовника. 3 группа:  Рисовать карандашом,  два часа, светит ярче,  ясным утром, замеченный им, говори тише.

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях. 1группа :

  Громкий шорох , горячо спорить , совершить прыжок , спросил её , говорить громко , ночёвка в лесу.

  2 группа :

Моя профессия, желанный гость , нарушение правил ,

три товарища, надо подумать , ягоды крыжовника.

3 группа:

Рисовать карандашом,  два часа, светит ярче,

ясным утром, замеченный им, говори тише.

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях. 1группа :   Громкий шорох - согласование  , горячо спорить - примыкание , совершить прыжок - управление , спросил её - управление , говорить громко - примыкание ,  ночёвка в лесу - управление .

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.

1группа :

  Громкий шорох - согласование ,

горячо спорить - примыкание , совершить прыжок - управление , спросил её - управление ,

говорить громко - примыкание ,

ночёвка в лесу - управление .

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.    2 группа : Моя профессия - согласование , желанный гость - согласование , нарушение правил - управление , три товарища - управление , надо подумать - примыкание ,  ягоды крыжовника - управление .

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.   2 группа :

Моя профессия - согласование , желанный гость - согласование , нарушение правил - управление ,

три товарища - управление ,

надо подумать - примыкание ,

ягоды крыжовника - управление .

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.  3 группа:  Рисовать карандашом - управление ,  два часа - управление , светит ярче - примыкание ,  ясным утром - согласование , замеченный им - управление ,  говори тише - примыкание .

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях. 3 группа:

Рисовать карандашом - управление

два часа - управление ,

светит ярче - примыкание ,

ясным утром - согласование ,

замеченный им - управление ,

говори тише - примыкание .

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях.  Критерии оценивания: нет ошибок – «5»,  1 ошибка – «4»,  2-3 ошибки – «3»,   4и больше ошибок – «2».

Определить вид подчинительной связи в словосочетаниях. Критерии оценивания:

нет ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2-3 ошибки – «3»,

4и больше ошибок – «2».

Орфоэпическая разминка   Проставить ударения в словах 1 группа Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор 2 группа Каталог, намерение, обеспечение, эксперт, оптовый, принять 3 группа Начался, ободрить, пломбировать, феномен,  ходатайство, яслей.

Орфоэпическая разминка

Проставить ударения в словах

1 группа

Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор

2 группа

Каталог, намерение, обеспечение, эксперт, оптовый, принять

3 группа

Начался, ободрить, пломбировать, феномен,

ходатайство, яслей.

Орфоэпическая разминка Проверка  1 группа ТОрты, свЁкла, звонИт, включИт, квартАл, договОр. 2 группа КаталОг, намЕрение, обеспЕчение, экспЕрт, оптОвый, принЯть. 3 группа  НачалсЯ, ободрИть, пломбировАть, фенОмен, ходАтайство, Яслей.

Орфоэпическая разминка

Проверка 1 группа

ТОрты, свЁкла, звонИт, включИт, квартАл, договОр.

2 группа

КаталОг, намЕрение, обеспЕчение, экспЕрт, оптОвый, принЯть.

3 группа

НачалсЯ, ободрИть, пломбировАть, фенОмен, ходАтайство, Яслей.

Орфоэпическая разминка  Критерии оценивания: нет ошибок – «5»,  1 ошибка – «4»,  2-3 ошибки – «3»,   4 и больше ошибок – «2».

Орфоэпическая разминка

Критерии оценивания:

нет ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2-3 ошибки – «3»,

4 и больше ошибок – «2».

Информационный текст ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ …  и … - это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … . Подлежащее – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … или … .  Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … .

Информационный текст

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

… и … - это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на и .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из .

Подлежащее – это член предложения, который обозначает и отвечает на вопросы или .

Сказуемое – это член предложения, который обозначает и отвечает на вопросы .

Информационный текст ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подлежащее и сказуемое - это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на односоставные и двусоставные . Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из подлежащего и сказуемого . Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?  Сказуемое – это главный  член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи , и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Информационный текст

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое - это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на односоставные и двусоставные .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из подлежащего и сказуемого .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи , и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Понаблюдаем Найдите сказуемые в данных предложениях и по видам сказуемых разбейте данные предложения на группы.   Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить  стихотворение вместо песни.

Понаблюдаем

Найдите сказуемые в данных предложениях и по видам сказуемых разбейте данные предложения на группы.  

Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить

стихотворение вместо песни.

ПРОВЕРКА ПГС:   Наступила зима. Ученики пошли в школу. СГС: Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Миша решил выучить  стихотворение вместо песни. СИС:  Мой папа был агрономом.  Весной лес очень хорош.

ПРОВЕРКА

ПГС:  

Наступила зима. Ученики пошли в школу.

СГС:

Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Миша решил выучить

стихотворение вместо песни.

СИС:

Мой папа был агрономом.

Весной лес очень хорош.

Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого.   A. Вечернее молоко выпито. Б. Между тем княжна Мери перестала петь  Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. Г. Долго будет моросить дождь. Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.  1. ПГС  2. СГС  3. СИС

Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого.

A. Вечернее молоко выпито.

Б. Между тем княжна Мери перестала петь

  • Иван стал подниматься по лестнице на трибуну.

Г. Долго будет моросить дождь.

Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.

1. ПГС

2. СГС

3. СИС

ПРОВЕРКА A. Вечернее молоко выпито. Б. Между тем княжна Мери перестала петь.  Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. Г. Долго будет моросить дождь. Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером . А   3 Б   2 В   2 Г   1 Д   3

ПРОВЕРКА

A. Вечернее молоко выпито.

Б. Между тем княжна Мери перестала петь.

  • Иван стал подниматься по лестнице на трибуну.

Г. Долго будет моросить дождь.

Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером .

А

  3

Б

  2

В

  2

Г

  1

Д

  3

 Критерии оценивания: нет ошибок – «5»,  1 ошибка – «4»,  2-3 ошибки – «3»,   4 и больше ошибок – «2».

Критерии оценивания:

нет ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2-3 ошибки – «3»,

  • 4 и больше ошибок – «2».
  Простое глагольное сказуемое  выражается одной глагольной формой какого-либо наклонения   Я спал мало. (Я сплю мало. Я буду спать мало) Вы немного поспите! Я поспал бы . Форма глагола сослагательного наклонения. Форма глагола изъявительного наклонения. Форма глагола повелительного наклонения.

Простое глагольное сказуемое выражается одной глагольной формой какого-либо наклонения

Я спал мало.

(Я сплю мало.

Я буду спать мало)

Вы немного

поспите!

Я поспал бы .

Форма глагола сослагательного

наклонения.

Форма глагола изъявительного наклонения.

Форма глагола повелительного

наклонения.

Вспомогательное слово Неопределённая форма глагола Составное глагольное сказуемое Лексическое значение Граммати-ческое значение

Вспомогательное слово

Неопределённая форма глагола

Составное глагольное сказуемое

Лексическое значение

Граммати-ческое значение

Составное именное сказуемое Именная часть Глагол-связка 1.имя прилагательное; 2.имя существительное; 3. причастие; 4. числительное; 5. местоимение 6. наречие 7. синтаксически неделимое словосочетание 8. фразеологизмы 1.глагол-связка быть; 2. глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; 3. Глаголы со значением движения, положения в пространстве (прийти, приехать, вернуться)

Составное именное сказуемое

Именная часть

Глагол-связка

1.имя прилагательное;

2.имя существительное;

3. причастие;

4. числительное;

5. местоимение

6. наречие

7. синтаксически неделимое словосочетание

8. фразеологизмы

1.глагол-связка быть;

2. глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться;

3. Глаголы со значением движения, положения в пространстве (прийти, приехать, вернуться)

ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

          Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.  а) Деревья пожелтели.  б) Собрание начнется в назначенный срок.  в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.  г) Сыновья помогают матери в  домашних делах.  д) Она водит машину.  е) Сыновья навестили своих  родителей.

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными. а) Деревья пожелтели. б) Собрание начнется в назначенный срок. в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. г) Сыновья помогают матери в домашних делах. д) Она водит машину. е) Сыновья навестили своих родителей.

 Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений.   1.Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть

Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений.

1.Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть "Капитанская дочка". 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла хорошей.

4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался

военный.

 Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений.   1.Одним из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть

Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений.

1.Одним из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть "Капитанская дочка". 2. Воздух становится чистым, морозным. 3. Погода стояла хорошая.

4. Две ели кажутся несчастными среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался

военным.

1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)

1)Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам.

(А.С. Пушкин. Капитанская дочка)

ПРОВЕРКА 1 – художественный 2 – повествование 3 – В 4 – В  5 – Г  6 – Б  7 – В  8 – отбирали  9 – прекращено  10 - 2

ПРОВЕРКА

1 – художественный

2 – повествование

3 – В

4 – В

5 – Г

6 – Б

7 – В

8 – отбирали

9 – прекращено

10 - 2

 Критерии оценивания: нет ошибок – «5»,  1 ошибка – «4»,  2-3 ошибки – «3»,   4 и больше ошибок – «2».

Критерии оценивания:

нет ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2-3 ошибки – «3»,

4 и больше ошибок – «2».

И.А. Бунин Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаться стал я по степи свободной, Вдали от сёл и деревень. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва. И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит – поет в стволы ружья.

И.А. Бунин

Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.

А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаться стал я по степи свободной, Вдали от сёл и деревень.

Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва.

И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит – поет в стволы ружья.

Домашнее задание Напишисать небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

Домашнее задание

  • Напишисать небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

" Сказуемое – это рельсы, по которым движется мысль”.

2. П.14, Новиков Д., Чейпеш Д., Гаврилов А. – упр. 81.

Оценки за урок:

24-19 б. – « 5»

18 –13 б. - «4»

12-11 б. – «3»

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!