Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Проверка домашнего задания. | Организует работу с упражнением 225 (с.113) | Читают составленные сложносочиненные предложения. |
Сообщение темы урока. | - Сегодня мы рассмотрим виды сложносочиненных предложений, | |
Постановка задач урока. | - Сегодня нам необходимо рассмотреть виды ССП, группы сочинительных союзов по значению; а ьакже мы будем учиться определять вид ССП. | |
Целенаправленное повторение ранее пройденного материала. | - Сейчас я проверю, как вы усвоили пройденный материал (организует фронтальный опрос): 1) Какое предложение называется сложносочиненным? 2) Перечислите сочинительные союзы. 3) Какие знаки препинания употребляются в сложносочиненных предложениях? 4) В каких случаях между частями сложносочиненного предложения знаки препинания не ставятся? | - Это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами. - И, а, но, да, зато, или, то… то и др. - Запятая, точка с запятой. - Если части ССП имеют общий второстепенный член или вводное слово; если части ССП являются вопросительными предложениями. |
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала: Работа у доски с предложениями | Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев) В наших краях люди разбираются в пении, и недаром село Сергиевское славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы) Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось. - Чем отличаются представленные предложения? - Какие это союзы?
| Отвечают. |
Изучение нового материала: Слово учителя 2) Работа с учебником | - Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое. В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда: а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни ..., ни; тоже; также; не только ..., но и; как ..., так и); б) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли); в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же). Сложносочиненные предложения с соединительными союзами могут передавать: — явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла); — явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна) и другие. В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна; Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель. В сложносочиненных предложениях с противительными союзами обычноодно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце. Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Организует работу с упражнением 228 (с.114): - Используя данную схему, расскажите о разрядах сочинительных союзов в русском языке. | Работают со схемой. |
Первичное закрепление материала: Игра: «Верите ли вы, что…» (Цель: проверить,как учащиеся усвоили материал) Самостоятельная работа (Цель: формировать умение определять вид ССП, правильно выбирать союз. | - Сейчас я буду читать вам утверждение, а вы отвечаете «да» или «нет». 1) Сложносочиненное предложение –сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов 2) От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос 3) Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации. 4) Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов. 5) Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов. Организует работу с упражнением 233 (с. 116). - Прочитайте предложения. Обоснуйте выбор союза в данных предложения. Определите вид ССП. - К каким группам относятся данные сочинительные союзы? | - да. - нет. - да. - нет. - да. Выполняют упражнение (списывают предложения, выбирая подходящий союз из предложенных в скобках). |
Обобщение изученного материала | - Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения. 1.Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть. 2. Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя Василия, а на другой день приехал он. 3.Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. 4.Пред пожаром очень редко мелькали чёрные фигуры людей, и из-за неумолкаемого треска слышались говор и крики. 5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще. 6.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. 7.Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор. | Устно отвечают. |
Задавание домашнего задания. | Упр.234 (1.116-117) - Из предлагаемых предложений вам нужно будет выбрать «лишнее» и обосновать свой выбор. Также вы составите 2 предложения, в которых бы союз «да» передавал: 1) противительные отношения; 2) соединительные отношения. | Записывают домашнее задание. |
Подведение итогов урока. | Выставление отметок. - Назовите виды ССП. - Приведите примеры. - Было ли вам интересно на уроке? - Что понравилось? - Что было трудным? | Отвечают на вопросы, приводят примеры. |