СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока может быть использован как первое занятие блока "Сложносочиненные предложения". Также есть материал для углубленного изучения темы. Кроме того, этот урок может быть применен для повторения в 10-11классе. 

Просмотр содержимого документа
«Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений»

Тема: Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений.

Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Познакомиться с видами ССП».

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

  • обобщить теоретические сведения о сложносочинённых предложениях;

  • отработать умение расставлять знаки препинания в ССП;

  • научиться различать ССП и простые предложения с однородными членами;

  • совершенствовать навыки работы с вариантами заданий [ГИА];

Развивающие:

  • развивать речемыслительную деятельность учащихся;

  • формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к языку;

  • способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, цифровой образовательный ресурс.

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.

Планируемый результат:

  • знают основные понятия темы;

  • определять типы предложений, смысловые отношения между частями ССП;

  • знают правильную постановку пунктуационного знака;

  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

Добрый день. Сегодня мы с вами проводим урок по теме «Сложное предложение. Сложносочинённые предложения» и знакомство с новой темой «Виды ССП».

Значит, нам необходимо  повторить сведения не только о сложносочинённом предложении, его структуре, но и средствах связи между частями сложного предложения (союзная, бессоюзная), научиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания, познакомившись с видами ССП. Кроме того, мы обратимся к материалам ОГЭ и тем самым продолжим подготовку к экзамену по русскому языку.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

- Какое предложение называется сложным? (Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными)

- Какими средствами связи соединяются простые предложения в составе сложных? (Интонация и союзы или союзные слова)

- Какие предложения соединяются только интонацией? (Бессоюзные)

- На какие предложения делятся союзные? (На сложносочинённые и сложноподчинённые)

Определите вид предложения. (Предложения выведены на экран)

  1. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)

2) Ливень шумел за окнами, когда стало темно. (К Паустовский.)

3) Девочка чувствовала тепло кошачьей шкурки, смотрела на кошку, потом отломила кусочек корки и бросила кошке. (К.Паустовский)

4) Тут тоже теснились подстриженные акации, стоящие у деревянной ограды (К. Федин.)

5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары, и прозрачные струи воды, шумно бурля, переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.)

6) В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, (1) и Нестер, (2) развалившись на спину, (3) считал, (4) сколько лет ему ещё жить. Запоздалый заяц попался между табуна и (5), выскочив на простор (6), сел у куста и прислушивался.

3. Изучение нового материала.

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с сложносочиненными предложениями.

Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочинительными союзами. Части этого предложения можно разделить точкой на самостоятельные и простые. Но выделить главное и придаточное предложения среди них нельзя.

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.

При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни... ни), противительные (союзы а, но, да в значении «но»однако, же, зато, а то, впрочем), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то ли... то ли, то... то, не то... не то), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже, значит) и пояснительные (союзы а именно, то есть, или в значении «то есть»):

Определите отношения между простыми предложениями в составе сложносочиненного (запись в тетради с пояснением).

1) И вновь одиноко заблещет вода, и глянет ей в око ночная звезда (Забол.); Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Крыл.);

2) Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.); В окнах дома блестел ленинградский слепой свет, но для нас обоих и это место и этот свет казались священными (Пауст.);

3) Блеснет ли день за синею горою, взойдет ли ночь с осеннею луною, я все тебя, далекий друг, ищу (П.); Не то дождь моросит, не то снежная крупа сыплется; То ли не нравится работа машинистки, то ли не понравился этот Филимонов (Сим.);

4) Я собралась уезжать, брат тоже складывал вещи; От тепла и сырости его клонило в сон, да он и не старался противиться

5) Нужно добывать именно хлеб, то есть нужно пахать, сеять, косить, молотить (Ч.); Отец всегда старался занять детей интересным делом, а именно он покупал новые книги, придумывал забавные игры.

Примечание

Союзы ли... или в сложносочиненном предложении относятся к повторяющимся союзам. Это же сочетание союзов может использоваться и в предложении со сказуемыми, отнесенными к общему подлежащему, тогда запятая перед или не ставится. Ср.Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит (Л.). — Видит ли он это или не видит — не столь важно.

В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо запятая не ставится в следующих случаях:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть: В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам (Пауст.);   Когда я крепко двинул лыжи под гору, облако холодной снежной пыли взвилось мне навстречу, и по всему девственно-белому, пушистому косогору правильно и красиво прорезались два параллельных следа;

  1. если части сложносочиненного предложения имеют общее вводное слово, общий обособленный член или общую, поясняемую ими, часть сложного предложения: Словом, время уже истекло, и пора было уходить; Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Б

  2. если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные предложения: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом и дальняя дорога (Сим.) (в последней части — казенный дом и дальняя дорога — запятой нет, так как эта часть воспринимается как единое целое; повторение союза и прервалось перед частью казенный дом);

4) если части сложносочиненного предложения представляют собой безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого: С деревьев капало и вокруг пахло листвой; Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления;

5) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения;  Где будет собрание и кто его председатель? — общая вопросительная интонация;  Пусть светит солнце и птицы поют! — общая частица.

4. Схематический диктант.

Цель диктанта: проверка умения различать, что связывает союз «и» - однородные члены предложения или части сложного предложения.

1) Мороз и солнце. (А. Пушкин) (однородные члены предложения)

2) Мороз, и трудно дышать. (назывн. + безличн.)

3) Мороз, и под ногами скрипит снег. (назывн.+ двусост).)

4) Болото кончилось, и деревья сомкнулись. (простое нераспр.+ простое нераспр.)

5) Небо быстро тускнело, и на нем стали проблескивать первые звездочки. (В. Мясников) (прост. распр.+ прост. распр.)

5. Анализ предложений с объяснением постановки знаков.

1. После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.Фет) 2. Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле. (Л. Андреев) 3. В ушах у гостя затрещало и закружилась голова. (И. Крылов) 4. Когда канонада вечером утихала, защитники Севастополя выходили из блиндажей и начиналась обычная жизнь. 5. Вот мы сидим сиротливо и не знаем, куда поплывем и что ожидает нас в будущем. (Ф. Гладков) 6. Кто принес эти сведения и можно ли ему верить?  7. Какой чудесный воздух и какое ласковое солнце! 8. Образ Чичикова и отношение к нему автора. 9. Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. (К. Паустовский) 10. Он знак подаст – и все хохочут. (А. Пушкин) 11. Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин)

 6. Анализ текста. (Текст на экране)

 Сон прошел. Я оделся и вышел в сад. Сад уснул и молчал. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошел. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.

Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела.

- Озаглавьте текст. Определите его тип. Прочитайте, объяснив знаки препинания. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

- Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив состояние природы. (ветра не было, частым печальным дождем, сон прошел, сад молчал и уснул)

- Прочитайте предпоследнее предложение, опустив повторяющийся союз «и». Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается описание березы? (Повторяющийся союз «и» заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы показывает новую березу, готовую к зиме.)

-Для чего автор употребляет союз «но» в предложении7 (союз усиливает у читателя ощущение неизбежности осени)

Внимание учащихся обращается на то, что состояние и ощущение автора передаются с помощью наречий (тепло, сонно).

7. Объяснительный диктант.

Задании: выделить грамматическую основу, определить вид предложения, объяснить постановку знаков препинания.

На холм он взобрался, и в тусклую даль он смотрит… (А.С.Пушкин) (СПП, и – соединит. союз)

- В густом вечернем воздухе летали сотни светлячков и разносилось благоухание цветущих магнолий. (ССП с общим второстеп. членом;и – соединит. союз)

- Огромная луна стояла над горою и заливала город зеленоватым светом. (Прост., ослож. одн. сказуемым)

- В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. (Пришвин) (СПП с общим второстеп. членом, и – соединит. союз)

8. Вывод: 

отвечаем на вопросы «верно» и «неверно»

  1. Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений. Ответ: «Верно»

  2. Если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член, то не ставится запятая. Ответ «Верно»

  3. Союзы в ССП принято разделять на три группы. Ответ «Верно»

  4. Союзы а, но зато, и, то – это сочинительные союзы. Ответ «Верно»

9.  Домашнее задание.

Создать по данному в классе образцу сочинение – миниатюру из трех предложений на одну из тем (или на самостоятельно выбранную тему) «В лесу», «Зима», «Гроза».

10. Итог урока.

Рефлексия:

С лёгкостью я справился с заданием..…..

Самым сложным для меня было…..

Сегодняшний урок мне показался…..

Что нового я сегодня узнал….



Учитель: Кучеренко Г.П.