СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды сложносочинённых предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет систематизировть знания по теме "Сложное предложение" и познакомить учащихся с новой темой "Виды сложносочинённых предложений"

Просмотр содержимого документа
«Виды сложносочинённых предложений»

 Виды сложносочиненных предложений Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1»

Виды сложносочиненных предложений

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

Актуализация имеющихся знаний . - Какое предложение называется сложным? - На какие две группы делятся сложные предложения? - Определить вид предложения: 1. Море вечно и неумолчно шумит и плещется. 2. Тихо плещется море, отражая на своей поверхности звезды, и постепенно успокаивает меня. 3. Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шепот успокаивает. 4. Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем.
  • Актуализация имеющихся знаний .
  • - Какое предложение называется сложным?
  • - На какие две группы делятся сложные предложения?
  • - Определить вид предложения:
  • 1. Море вечно и неумолчно шумит и плещется.
  • 2. Тихо плещется море, отражая на своей поверхности звезды, и постепенно успокаивает меня.
  • 3. Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шепот успокаивает.
  • 4. Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем.
Переделайте (устно) 4-е предложение, убрав союзы «и». - В каком случае действие бурана передается стремительнее? Почему? Как называется такое средство выразительности? (Бессоюзие)
  • Переделайте (устно) 4-е предложение, убрав союзы «и».
  • - В каком случае действие бурана передается стремительнее? Почему? Как называется такое средство выразительности?
  • (Бессоюзие)
Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.    ,и . …да, тоже, как…, так и…  ,но . …однако, зато, же…  или ,или . …либо, то…то,       не то…, не то…

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

,и . …да, тоже, как…, так и…

,но . …однако, зато, же…

или ,или . …либо, то…то,

не то…, не то…

   Основные смысловые отношения между частями ССП    соединительные  противительные разделительные          Одновременность Последовательность Обусловленность Противопоставление Чередование Перечисление взаимоисключающих явлений    не только……, но и…..

Основные смысловые отношения между частями ССП соединительные противительные разделительные

  • Одновременность
  • Последовательность
  • Обусловленность
  • Противопоставление
  • Чередование
  • Перечисление взаимоисключающих явлений

не только……, но и…..

Схематичный диктант

Схематичный диктант

Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений. Сочинительные союзы то ... то и не то .. не то - неповторяющиеся. Если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член, то не ставится запятая. Союзы в ССП принято разделять на три группы. Союзы а, но зато, и , то – это сочинительные союзы.
  • Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений.
  • Сочинительные союзы то ... то и не то .. не то - неповторяющиеся.
  • Если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член, то не ставится запятая.
  • Союзы в ССП принято разделять на три группы.
  • Союзы а, но зато, и , то – это сочинительные союзы.
Дома На выбор:  упражнение 84 или выписать из комедии “Горе от ума” 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения. Параграф 10

Дома

  • На выбор: упражнение 84 или выписать из комедии “Горе от ума” 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения.
  • Параграф 10
1. Найдите сложное предложение. А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет. В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. 2 . Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз. А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. В. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
  • 1. Найдите сложное предложение.
  • А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
  • Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
  • В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
  • Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
  • 2 . Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.
  • А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
  • Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
  • В. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
  • Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая. А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки. В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла. 4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка. А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг. Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
  • 3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.
  • А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
  • Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
  • В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
  • Г. Солнышко село и зорька погасла.
  • 4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.
  • А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
  • Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
  • В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
  • Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены). А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
  • 5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).
  • А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
  • Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
  • В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
  • Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Проверь себя! 1в 2в 3б 4б 5б

Проверь себя!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!