Урок № 45
Тема урока: «Виды сложных предложений»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока: 1. Образовательные (дидактические): знание и умение различать виды сложных предложений, способы связи между частями сложного предложения; должен знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях и применять их в практических целях.
2. Развивающие: развитие разных видов памяти, развитие аналитического и логического мышления; умения сравнивать и анализировать языковой материал, обобщать;
- развитие пунктуационной зоркости и внимания, монологической и диалогической речи;
- развитие коммуникативных навыков.
3. Воспитательные: воспитание интереса к родному языку и учебному предмету;
- осознание связи предмета с жизнью;
- развитие личных качеств учащихся (доброты, чувства товарищества, взаимоподдержки), формирование общекультурных навыков.
Оснащение:Учебники, проектор,карточка
Ход урока.
1. Организационный момент. 1 минута.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть вас всех. Запишем число и вид работы.
2. Постановка целей. 2 минуты.
- Сегодня нам с вами предстоит серьёзная работа. Мы проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока и продолжим знакомство со сложным предложением, узнаем, какие виды сложных предложений бывают, научимся определять их виды. Я думаю, что все вы успешно с этим справитесь и постараетесь получить только положительные оценки.
3.Актуализация новых знаний, умений и навыков. 7 минут.
1) - Что мы называем главным средством выражения мысли? (главным средством выражения мысли мы называем предложение)
- По каким признакам мы определяем предложение? (наличие грамматической основы, интонационной законченности)
- Какие виды предложений по количеству грамматических основ вы знаете? (по количеству грамматических основ предложения бывают простыми и сложными)
- Какое предложение называется сложным? (сложное предложение – это предложение, которое имеет две или несколько (более) грамматических основ)
- Каким знаком препинания разделяются части сложного предложения на письме? (части сложного предложения разделяются запятой)
- В будущем вы узнаете, что не только запятая может разделять части сложного предложения.
- А какие средства связи частей сложного предложения вы знаете? (соединяются интонацией, союзами и по смыслу)
2) – А сейчас приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать предложения. Если предложение простое, вы поднимаете зелёную сигнальную карточку, если сложное - красную. Даю право поднять жёлтую сигнальную карточку. Если вы вдруг либо не знаете, либо затрудняетесь в выборе ответа.
Регулировщиком сегодня будет…. (В качестве регулировщика вызывается ученик, который активно работал на предыдущих уроках. Подобный вид работы отработан и хорошо известен учащимся. Ответ регулировщика оцениваю сразу.)
…, тебе нужно так же, как и ребятам, поднимать сигнальную карточку, но чуть позже, чем ребята по моей команде. За работу ты получишь оценку…
(Читаю предложения.)
1) Деревья по краям борозд
Зазеленели первым пухом
И выпрямились во весь рост.
2) Продвигается буфет
Из столовой в кабинет,
А в столовую из спальни
Уплывает шкаф зеркальный.
3) Слёзы дождя живые
Заволжскую даль оросили,
И с новой силой рванулась
Вверх молодая листва.
4) Звенит по камешкам ручей,
Река шумит,
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит.
- Ребята, тот, кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку. Молодцы.
Вопрос для регулировщика: - Какие средства связи частей сложного предложения ты знаешь? Сегодня ты получаешь оценку…
- А я открою вам секрет, что именно от средств связи частей сложного предложения будут зависеть виды сложных предложений.
4. Введение новых знаний. 13 минут.
Запишем в тетрадь тему нашего урока: «Виды сложных предложений».
Работа с учебником. Чтение учениками параграфа 46.
Посмотрите на экран. Давайте прочитаем предложение в таблице:
Небо затянулось облаками, и потом пошёл тихий дождь
- Какое это предложение: простое или сложное? (сложное)
- Назовите части этого предложения.
- Каким знаком препинания разделяются эти части? (части предложения разделяются запятой).
- Можно ли вместо запятой поставить точку, разбив это предложение на две самостоятельные части? (данное предложение можно разбить на два, вместо запятой поставив точку).
- В том случае, если точку поставить можно, такие простые предложения, ребята, называются равноправными, т.е. они не зависят друг от друга.
- Какие средства связи использованы в этом предложении? (союз и интонация)
- Какой ещё союз, по вашему мнению, может быть использован в рассмотренном примере? (может быть использован союз а)
Молодцы, ребята, вы определили союзы верно, я добавлю только один союз НО (в таблице на экране открывается колонка со средствами связи). Слайд №2
-Ребята, такое предложение и ему подобные называются сложносочинёнными. Запишем в тетрадях, обратив внимание на правильность записи ( в таблице на экране открывается название вида предложения). Слайд №3
На доске и в тетрадях появляется схема:
Виды сложных предложений
Сложносочинённое (ССП)
- Схема ССП представлена в таблице на экране: простые предложения изображаются в виде прямоугольников, между ними – средство связи.
- Показано, что предложения разделяет запятая. Впредь эту схему мы будем использовать в работе.
2.- А сейчас вы попробуете самостоятельно сделать для себя маленькое открытие и познакомиться со следующим видом сложного предложения. (в таблице открывается второе предложение. Работа по аналогии). Достаньте из конвертиков карточку № 1. Выполните задание:
Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.
- Прочитайте предложение.
- Какое это предложение: простое или сложное? (Сложное)
- Можно ли вместо запятой поставить точку, разбив это предложение на две самостоятельные части?
- Могут ли эти части существовать независимо друг от друга? (части в данном предложении отдельно друг от друга существовать не могут. Некоторые учащиеся, могут решить, что такое возможно).
-Попробуем от одной части предложения к другой части задать вопрос.
Давайте послушаем, что у вас получилось. Слайд №5
-Хорошо. Та часть предложения, от которой задаётся вопрос, называется главной, а другая- зависимой (или подчинённой).
- Назовите средство связи между частями этого сложного предложения (союз что и интонация).
- Какие средства связи могут ещё использоваться в предложениях такого типа, мы узнаем из таблицы на экране (колонка со средствами связи). Слайд №6
- Попробуйте догадаться, с каким видом сложного предложения мы сейчас работали? Обратите внимание, что одна часть предложения подчинена другой. Как можно назвать такой вид сложного предложения
- Правильно. (На экране в таблице показан вид данного предложения. В тетрадях продолжаем работать со схемой) Слайд №7
Виды сложных предложений
Сложносочинённое (ССП) Сложноподчинённое (СПП)
- Попробуем дать определение сложноподчинённому предложению.
- Сравним наши выводы с материалом учебника на стр.108-109
Посмотрите внимательно на схему сложноподчинённого предложения. Главная часть предложения изображается в виде прямоугольника, а зависимая (подчинённая)- в виде кружочка. От главной части к зависимой ведётся стрелка. (На экране открывается схема сложноподчинённого предложения) Слайд №8
- Возьмите карточку №2 и выполните задание.
1. Запишите предложения в тетради:
1) Я видел, как цветут каштаны.
2) Наступили каникулы, и я отправился в лагерь.
3) Дождь прошёл, выглянуло солнце.
2. Определите вид каждого из предложений, составьте их схемы (первое предложение - СПП, второе предложение – ССП, третье – БСП).
-Ребята, давайте проверим вашу работу. (Проверяем работу, чертим на доске схемы).
- Возникли ли у вас трудности?
- Почему не можете отнести это предложение ни к ССП, ни к СПП?
- Ребята, этот вид сложного предложения называется бессоюзным
-Запишем в тетрадях.
(В тетрадях заканчивается оформление схемы)
Виды сложных предложений
Сложносо- Бессоюзное Сложнопод-
чинённое (ССП)- (БСП) чинённое (СПП)
- Какие средства связи использованы? (В таблице, данной на экране, открываются средства связи) Слайд №11
-Посмотрите на схему бессоюзного сложного предложения. (На экране) - Выньте из конвертов карточку- помощник. В случае затруднения вы сможете к ней обратиться. (Использование в дальнейшем карточки «Виды сложных предложений» позволит учащимся легко восстановить в памяти элементы урока и создать ситуацию более прочного усвоения.)
5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся. 5 минут.
- А теперь обратимся к лежащей у вас в конверте карточке № 3. (Текст дан на экране) Послушайте его внимательно.
Красив, чуден русский лес, когда зима укрывает его белым ковром. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы, и на них отчётливо выделяются следы каких- то птиц. Согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз, так что образовались кружевные арки. Высокие вершины елей украшают ожерелья еловых шишек, на которых с весёлым свистом качаются стаи клестов.
- Наша задача- определить виды сложных предложений, аргументируя свой ответ. Вы работаете в карточках. Первые два предложения комментирует…
-Хорошо, ты получаешь оценку…
- 3 и 4 предложения комментирует …
- Твой ответ оценивается как …
6. Закрепление нового материала. 13 минут
Выполнение упражнения 234, 236.
7. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. 2 минуты
Письменно упр.240, выучить параграф 46.
Подведение итогов урока. 2 минуты
(Рефлексия 1) какова тема урока? 2) Сколько видов сложных предложений вы знаете? 3) какой вид предложения вызвал у вас затруднение: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное .
4) Насколько усвоили тему? Оцените себя по пятибалльной шкале: 5,4,3,2-
5) Какая обстановка присутствовала на уроке: доброжелательная, недоброжелательная
-Спасибо за урок. До свидания.