СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Виды сложных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Виды сложных предложений"»

Урок № 45

Тема урока: «Виды сложных предложений»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:  1. Образовательные (дидактические): знание и умение различать виды сложных предложений, способы связи между частями сложного предложения; должен знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях и  применять их в практических целях.

  2. Развивающие: развитие разных видов  памяти, развитие аналитического и логического мышления;  умения сравнивать и анализировать языковой материал, обобщать;

 -  развитие пунктуационной зоркости и внимания, монологической и диалогической речи;

 - развитие коммуникативных навыков.

  3. Воспитательные: воспитание интереса к родному языку и учебному предмету;

- осознание связи предмета с жизнью;

- развитие личных качеств учащихся (доброты, чувства товарищества, взаимоподдержки), формирование общекультурных навыков.

Оснащение:Учебники, проектор,карточка


Ход урока.

1. Организационный момент. 1 минута.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.   Я рада видеть вас всех. Запишем число и вид работы.

2. Постановка целей. 2 минуты.

- Сегодня нам с вами предстоит серьёзная работа. Мы проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока и продолжим знакомство со сложным предложением, узнаем, какие виды сложных предложений бывают, научимся определять их виды. Я думаю, что все вы успешно с этим справитесь и постараетесь получить только положительные оценки.


3.Актуализация новых знаний, умений и навыков. 7 минут.

1) - Что мы называем главным средством выражения мысли? (главным средством выражения мысли мы называем предложение)

- По каким признакам мы определяем предложение? (наличие грамматической основы,  интонационной законченности)

- Какие виды предложений по количеству грамматических основ вы знаете? (по количеству грамматических основ предложения бывают простыми и сложными)

- Какое предложение называется сложным? (сложное предложение – это предложение, которое имеет две или несколько (более) грамматических основ)

- Каким знаком препинания разделяются части сложного предложения на письме(части сложного предложения разделяются запятой)

- В будущем вы узнаете, что не только запятая может разделять части сложного предложения.

- А какие средства связи частей сложного предложения вы знаете? (соединяются интонацией, союзами и по смыслу)

2) – А сейчас приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать предложения. Если предложение простое, вы поднимаете зелёную сигнальную карточку, если сложное - красную. Даю право поднять жёлтую сигнальную карточку. Если вы вдруг либо не знаете, либо затрудняетесь в выборе ответа.

Регулировщиком сегодня будет…. (В качестве регулировщика вызывается ученик, который активно работал на предыдущих уроках. Подобный вид работы отработан и хорошо известен учащимся. Ответ регулировщика оцениваю сразу.)

…, тебе нужно так же, как и ребятам, поднимать сигнальную карточку, но чуть позже, чем ребята по моей команде. За работу ты получишь оценку…

(Читаю предложения.)

     1) Деревья по краям борозд

   Зазеленели первым пухом

         И выпрямились во весь рост.

   

     2) Продвигается буфет

         Из столовой в кабинет,

         А в столовую из спальни

         Уплывает шкаф зеркальный.

     

     3) Слёзы дождя живые

         Заволжскую даль оросили,

         И с новой силой рванулась

         Вверх молодая листва.

         

    4) Звенит по камешкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

- Ребята, тот, кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку. Молодцы.

 Вопрос для регулировщика: - Какие средства связи частей сложного предложения ты знаешь? Сегодня ты получаешь оценку…

- А я открою вам секрет, что именно от средств связи частей сложного предложения будут зависеть виды сложных предложений.


4. Введение новых знаний. 13 минут.

Запишем в тетрадь тему нашего урока: «Виды сложных предложений». 

Работа с учебником. Чтение учениками параграфа 46.

Посмотрите на экран. Давайте прочитаем предложение в таблице:

Небо затянулось облаками, и потом пошёл тихий дождь

- Какое это предложение: простое или сложное? (сложное)

   - Назовите части этого предложения.

- Каким знаком препинания разделяются эти части? (части предложения разделяются запятой).

- Можно ли вместо запятой поставить точку, разбив это предложение на две самостоятельные части? (данное предложение можно  разбить на два, вместо запятой поставив точку).

- В том случае, если точку поставить можно, такие простые предложения, ребята, называются равноправными, т.е. они не зависят друг от друга.

- Какие средства связи использованы в этом предложении? (союз и интонация)

- Какой ещё союз, по вашему мнению, может быть использован в рассмотренном примере? (может быть использован союз а)

Молодцы, ребята, вы определили союзы верно, я добавлю только один союз НО (в таблице на экране открывается колонка со средствами связи). Слайд №2 

-Ребята, такое предложение и ему подобные называются сложносочинёнными. Запишем в тетрадях, обратив внимание на правильность записи ( в таблице на экране открывается название вида предложения). Слайд №3 

На доске и в тетрадях появляется схема:

Виды сложных предложений

          Сложносочинённое (ССП)

- Схема ССП представлена в таблице на экране: простые предложения изображаются в виде прямоугольников, между ними – средство связи.

                       

- Показано, что предложения разделяет запятая. Впредь эту схему мы будем использовать в работе.

2.- А сейчас вы попробуете самостоятельно сделать для себя маленькое открытие и познакомиться со следующим видом сложного предложения. (в таблице открывается второе предложение. Работа по аналогии). Достаньте из конвертиков карточку № 1. Выполните задание:

Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

- Прочитайте предложение.

- Какое это предложение: простое или сложное? (Сложное)

- Можно ли вместо запятой поставить точку, разбив это предложение на две самостоятельные части?

- Могут ли эти части существовать независимо друг от друга? (части в данном предложении отдельно друг от друга существовать не могут. Некоторые учащиеся, могут решить, что такое возможно).

-Попробуем от одной части предложения к другой части задать вопрос.

Давайте послушаем, что у вас получилось. Слайд №5 

-Хорошо. Та часть предложения, от которой задаётся вопрос, называется главной, а другая- зависимой (или подчинённой).

- Назовите средство связи между частями этого сложного предложения (союз что и интонация).

- Какие средства связи могут ещё использоваться в предложениях такого типа, мы узнаем из таблицы на экране (колонка со средствами связи). Слайд №6 

- Попробуйте догадаться, с каким видом сложного предложения мы сейчас работали? Обратите внимание, что одна часть предложения подчинена другой. Как можно назвать такой вид сложного предложения

- Правильно. (На экране в таблице показан вид данного предложения. В тетрадях продолжаем работать со схемой) Слайд №7 

Виды сложных предложений

             Сложносочинённое (ССП) Сложноподчинённое (СПП)

                                   

                                                                                       

- Попробуем дать определение сложноподчинённому предложению.

- Сравним наши выводы с материалом учебника на стр.108-109


Посмотрите внимательно на схему сложноподчинённого предложения. Главная часть предложения изображается в виде прямоугольника, а зависимая (подчинённая)- в виде кружочка. От главной части к зависимой ведётся стрелка. (На экране открывается схема сложноподчинённого предложенияСлайд №8 


- Возьмите карточку №2 и выполните задание.

1. Запишите предложения в тетради:

1) Я видел, как цветут каштаны.

2) Наступили каникулы, и я отправился в лагерь.

3) Дождь прошёл, выглянуло солнце.

2. Определите вид каждого из предложений, составьте их схемы (первое предложение  - СПП, второе предложение – ССП, третье – БСП).

-Ребята, давайте проверим вашу работу. (Проверяем работу, чертим на доске схемы).

- Возникли ли у вас трудности?

- Почему не можете отнести это предложение ни к ССП, ни к СПП?

- Ребята, этот вид сложного предложения называется бессоюзным

-Запишем в тетрадях.

 (В тетрадях заканчивается оформление схемы)                            

Виды сложных предложений

                                     Сложносо-                Бессоюзное       Сложнопод-

                                    чинённое (ССП)-          (БСП)             чинённое (СПП)

- Какие средства связи использованы? (В таблице, данной на экране, открываются средства связи) Слайд №11 

-Посмотрите на схему бессоюзного сложного предложения. (На экране)  - Выньте из конвертов карточку- помощник. В случае затруднения вы сможете к ней обратиться. (Использование в дальнейшем карточки «Виды сложных предложений» позволит учащимся легко восстановить в памяти элементы урока и создать ситуацию более прочного усвоения.)     

5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся. 5 минут.

- А теперь обратимся к лежащей у вас в конверте карточке № 3. (Текст дан на экране)  Послушайте его внимательно.

Красив, чуден русский лес, когда зима укрывает его белым ковром. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы, и на них отчётливо выделяются следы каких- то птиц. Согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз, так что образовались кружевные арки. Высокие вершины елей украшают ожерелья еловых шишек, на которых с весёлым свистом качаются стаи клестов.

- Наша задача- определить виды сложных предложений, аргументируя свой ответ. Вы работаете в карточках. Первые два предложения комментирует…

-Хорошо, ты получаешь оценку…

- 3 и 4 предложения комментирует …

- Твой ответ оценивается как …

6. Закрепление нового материала. 13 минут

Выполнение упражнения 234, 236.

7. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. 2 минуты

Письменно упр.240, выучить параграф 46.

Подведение итогов урока. 2 минуты

(Рефлексия 1) какова тема урока? 2) Сколько видов сложных предложений вы знаете? 3) какой вид предложения вызвал у вас затруднение: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное .

4) Насколько усвоили тему? Оцените себя по пятибалльной шкале: 5,4,3,2-

5) Какая обстановка присутствовала на уроке: доброжелательная, недоброжелательная

-Спасибо за урок. До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!