СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды творческих работ на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленной работе рассматриваются виды творческих работ, которые можно использовать на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Виды творческих работ на уроках литературы»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМ. В.А. ЛАПОЧКИНА»








МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ





ПОДГОТОВИЛА:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ

БАГАЕВА Е.В.










ОРЁЛ, 2017



Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.

Можно выделить компоненты структуры творческих способностей:

  1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию;

  2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации;

  3. Способность самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый;

  4. Способность находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства;

  5. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных.

Эти творческие способности проявляются неодновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой.

Но как же можно развивать творческие способности? Какие нужно создать для этого условия?

Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературы.

Творческая деятельность обучающихся нуждается в психолого-педагогическом сопровождении преподавателя. Сформулируем условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся:

  1. Организация труда самих обучающихся, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ студентов (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений).

  2. Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания ) требует от педагога углубления и расширения жизненного опыта воспитанников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений.

  3. Творческие способности студентов успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике.

  4. Следующим важным условием является предоставление воспитанникам известной свободы творчества, выражающуюся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.

  5. Очень важно дать почувствовать обучающимся жизненную необходимость работы.

  6. Деятельность, в которую педагог включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера.

  7. Помощь преподавателя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за обучающегося то, что он сам может сделать. В случае необходимости студента надо “отправлять” к тексту произведения.

  8. Преподаватель должен вызвать у обучающихся творческий поиск, который заключается в осознании противоречия между имеющимися проблемами в решении определенной задачи и их собственным опытом. Обучающийся становится перед необходимостью создать новую, но не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий.

  9. Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера, которые позволяют развивать творческие способности воспитанников.

Практические задания эвристического характера на уроках литературы как средство развития творческих способностей студентов.

Практические задания эвристического характера, включаемые в процесс обучения – это такие задания, которые выполняются без непосредственного участия преподавателя или с небольшой помощью по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом обучающиеся стремятся достигнуть поставленную в задании цель, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме творческую активность в создании нового материала.

В практических работах студентам необходимо применить полученные знания. В процессе выполнения практических заданий они достигают большей ясности в понимании изучаемых явлений и связей между ними, большей прочности в усвоении знаний.

Важен инструктаж, который проводится педагогом перед началом практических заданий в устной, письменной, наглядной форме; в ходе инструктажа разъясняются цель и значение предстоящей практической работы.

В зависимости от того, насколько студенты владеют необходимыми умениями, указывается на способ осуществления задания.

Когда обучающийся понял, что от него требуется, он составляет план действий и выполняет задание.

Выполнив задание, студент, сам по собственной инициативе проверяет свою работу и оценивает ее, то есть осуществляет самоконтроль и самооценку.

Теперь нужно обратиться к тем видам практических заданий, которые можно использовать на уроках литературы.

Особенностью этих работ является то, что они применяются в связи с чтением произведений, их анализа и размышлениями читателей по поводу этих рассказов.

Виды практических заданий эвристического характера при анализе рассказов.

  • Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов:

- вопросы, требующие описания действий;

- вопросы, требующие описания внешних данных предмета;

- вопросы, требующие классифицировать предметы;

- вопросы, требующие группировки предметов или выяснения связей между ними по пространству, по времени;

- вопросы, требующие сравнения двух предметов;

- вопросы, требующие оценки предмета или явления;

- вопросы, требующие характеристики действующего лица;

- вопросы, требующие установления отношений между действующими лицами;

- вопросы, требующие обобщения ряда признаков, фактов;

- вопросы, требующие доказательства или опровержения мысли.

  • Составления плана рассказа. Последовательность приемов:

- составление картинного плана с заголовками;

- составления плана с заголовками в форме вопросов;

- составление плана с заголовками в виде выражений, взятых из рассказа;

- составление плана с заголовками в виде назывных предложений.

  • Подготовка к рассказу:

- рассказ о развернувшихся действиях, событиях;

- рассказ о событии и выражении идеи.

  • Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:

- с изменением последовательности событий;

- с дополнением содержания текста ( включение описания места, действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста);

- пересказ от лица героя произведения или от своего лица.

  • Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций.

  • Музыкальное иллюстрирование:

- чтение и анализ отрывка художественного произведения, который будет иллюстрироваться музыкальным произведением;

- прослушивание музыкальных отрывков;

- осуществление выбора музыкального отрывка, аргументация.

Данные формы практических заданий на уроках литературы можно считать творческими, так как они предполагают интерпретацию литературного текста. Интерпретируя какой-либо рассказ, студенты осуществляют творческую деятельность. И те перечисленные формы практических заданий также являются творческими видами деятельности, и следовательно, служат средством развития творческих способностей.

Самая серьёзная и трудная задача педагога-словесника – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти предметы должны научить умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читающего. Важнейшую же роль в развитии речи обучающихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия и т. д.

Одним из основных видов творческих работ является сочинение. Эта работа учит мыслить, рассуждать. Именно в сочинении проявляются творческие способности воспитанников. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему сочинения. Продумать её так, чтобы студент, работая над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно студенты пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Сочинение должно быть не только трафаретной проверкой знаний обучающихся. Ведь в таких работах не остаётся места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества.

Сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания. Посредством сочинения воспитанники поделятся впечатлениями, переживаниями с преподавателем, сверстниками. Ценность сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли пишущего, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Сочинение, как и связная речь в целом, – это не только и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания – с первых дней обучения .

Тематика определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает системообразующим фактором, определяющим назначение сочинения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, что исключает всякую возможность самостоятельного раздумывания над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются узкие скучные темы, которые не затрагивают ум и эмоции. Это, в свою очередь, сказывается на общем развитии, на формировании его мировоззрения.

Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, пишущий вынужден совершать предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.

Для развития индивидуальных возможностей студентов очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения.

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Педагог должен стремиться вызвать у молодого поколения интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум, но и его чувства.

На мой взгляд, яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся обучающимся, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких сочинениях можно увидеть непосредственную реакцию студентов на то, о чём они пишут. Возможно, что авторы учебников, предусматривая подобный вид творческой работы, не предполагали, какие судьбы, мысли раскроются перед педагогами, читающими торопливые строки. Сочинения-миниатюры важны не только с точки зрения учебного процесса, но и играют важную роль в воспитании.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию, нравственному воспитанию обучающихся, формированию у них эстетического вкуса. На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи можно использовать пейзажный жанр живописи.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит не только письменному изложению прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Процесс организации речевого творчества включает следующие взаимозависимые этапы:

- этап косвенной подготовки;

- этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

-этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам).

 Творческие сочинения:

- формируют личность в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);

- обогащают содержание литературного образования, выступая средством обучения различным учебным предметам;

- могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);

- реализуют преемственность в организации обучения развитию речи.

 «Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни», – писала М. А. Рыбникова. Написать хорошее сочинение нелегко. Почти все обучающиеся нуждаются в доброжелательной помощи, консультации преподавателя с учётом индивидуальности пишущего.

К заданиям, развивающим творческие способности, с уверенностью можно отнести составление синквейнов и кластеров.

Синквейн – творческая работа, которая имеет форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Кластер – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Выполнение предложенных заданий позволит не только сформировать творческую, неординарную личность, но и человека. умеющего находить нечто общее в, казалось бы, несовместимых понятиях.




















Литература:

1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.

2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.

3. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.

4. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.

5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448 с.