«Универсальные учебные действия»
Требования к результатам Ориентация на результат
- Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся
- Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности
- Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Требования к результатам Ориентация на результат
- Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося
Понятие УУД
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В широком значении
умение учиться,
В узком (собственно психологическом значении)
т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
совокупность действий учащегося , обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность посредством самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Понятие УУД
Умение учиться =
Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности:
- Познавательные и учебные мотивы;
- Учебная цель;
- Учебная задача;
- Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
Универсальные учебные действия (УУД)
- обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Умение учиться и развиваться
КРИТЕРИИ выделения УУД
1. Структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;
2. Этапы процесса усвоения
3. Форма реализации учебной деятельности - совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность.
Виды УУД
- Личностные
- Познавательные
- Регулятивные
- Коммуникативные
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях .
Личностные УУД
Личностные
УУД
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическое
оценивание
Познавательные УУД
Познава-
тельные
действия
Обще-
учебные
Логические
Постановка
и решение
проблем
Регулятивные УУД
Регулятив-
ные
действия
Целепола-
гание
Планиро-
вание
Прогно-
зирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая
само
регу
ляция
Коммуникативные УУД
Коммуни-
кативные
действия
Планиро-
вание
учебного
сотрудни-
чества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказы-
ваний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Характер УУД
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося;
Задачи формирования УУД
Обеспечить СМЫСЛ учебной деятельности для учащихся и развитие УЧЕБНОЙ и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ .
СМЫСЛ – отношение мотива и цели –
Возможности управления смыслообразованием в учебной деятельности
Определить ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ ОСНОВУ каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение.
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД
Личностные и метапредметные результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы
- внутренняя позиция обучающегося,
- адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,
- ориентация на моральные нормы и их выполнение,
- способность к моральной децентрации.
Личностные и метапредметные результаты
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения
- учитывать позицию собеседника (партнёра),
- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
- адекватно воспринимать и передавать информацию,
- отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные и метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий , направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
- планировать её реализацию,
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Личностные и метапредметные результаты
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники
- научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,
- использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач .
Формирование УУД в образовательном процессе
Следующими положениями:
- Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин .
- УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса , в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Общие рекомендации по формированию УУД
Необходимо выделение цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленными возрастом психологическими особенностями учащихся.
Важно определить ориентировочную основу каждого УУД, обеспечивающую его успешное выполнение, и организацию ориентировки учащихся в его выполнении.
Нужно поэтапно отработать УУД, обеспечивая переход,
- во-первых , от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия;
- во-вторых , от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
Общие рекомендации по формированию УУД
- Важно определить связь каждого УУД с предметной дисциплиной . Выделить предметные дисциплины, наиболее адекватные для формирования конкретных видов УУД и создающие для них зону ближайшего развития. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать или использовать готовую систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД.
- Использовать систему рекомендаций по школьным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине.
!!! В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование УУД.
Условия и формы развития учебно-познавательных мотивов
- создание проблемных ситуаций , активизации творческого отношения учеников к учению;
- формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью;
- обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;
- организация форм совместной учебной деятельности , учебного сотрудничества.
Психолого-педагогические условия
- обеспечение успешности в учебе за счет организации ориентировки ученика в учебном содержании и усвоения системы научных понятий;
- положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем;
- отказ от негативных оценок.
Психолого-педагогические условия
- стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;
- ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося;
Психолого-педагогические условия
- формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей;
- ориентация учителей на необходимость учета индивидуально -психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития .
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий