СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вещества выделяемые растениями.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всёотом какие вещества могут выделять растения.

Просмотр содержимого документа
«Вещества выделяемые растениями.»

Конспект урока

Аттестуемый педагог Колганова Галина Ивановна

Предмет Природоведение 5 класс Тема урока «Вещества образуемые растениями.»

Цель урока:


Ознакомить учащихся с веществами, образуемыми растениями.

ЗАДАЧИ:

Познавательная: сформировать у учащихся знания о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника.

Развивающая: развивать познавательную активность, интерес к окружающей природе, бережное отношение к своему здоровью.

Воспитательная: учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; формируют понятия о здоровом образе жизни и рациональном питании, воспитание бережного отношения к растениям.

Оборудование:

*презентация о веществах выделяемых растениями;

*учебник 5 класс Т.С.Сухова, В.И. Строганова. Природоведение. М- 2012

*компьютер.

*экран.



Предполагаемый результат:



-формирование интереса к изучаемому предмету;


-расширение представления о растениях;


-самоорганизация работы в группах, умение находить главную мысль в тексте.












Этапы работы

Содержание этапа


1.































2.




















































3





















































































4.












































5.




Организационный момент,

включающий:

. постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока;

. определение цели, задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

. описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
















Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий :

. определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока(какой результат должен быть достигнут учащимися);

. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

. описание методов, способствующих решению поставленных задач;

. описание критериев достижения целей и задач урока;

. определение возможных действий педагога в случае, если ему и учащимся не удается достичь поставленных целей;

. описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной деятельности учащихся в ходе опроса;

. описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.





















Изучение нового учебного

материала:

Данный этап предполагает:

. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

.изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

. описание форм и методов изложения (представления) нового материала;

. описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог;

. описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу.

.описание методов мотивирования(стимулирования)учебной активности учащимися в ходе освоения нового учебного материала;



























































Закрепление учебного материала, предполагающее:

.Постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

.Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

.Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

.Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового материала;

.Описание возможных путей и методов реагировать на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
























Задание на дом, включающее:

.Постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

.Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задания на дом;

.Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.






































































Цель этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Задачи: Доброжелательный настрой учителя и учащихся.

Готовность класса и оборудования урока к работе. Быстрое включение класса в деловой ритм.

Организация внимания всех учащихся.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Учитель: Здравствуйте дети! Я рада новой встрече с вами и очень надеюсь на активную совместную работу на уроке, ведь эпиграф нашего урока прежний: « Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща.»

- Сели все правильно, выпрямили спинки, не забываем о своей осанке.

- Определим эмоциональный настрой на урок ( Дети показывают «светофорчики»): красный-«отлично», зелёный – «хорошо», жёлтый – «удовлетворительно».

- Хорошо, я надеюсь, что ваше настроение не станет хуже, а у некоторых оно может и улучшится к концу нашего урока.

- Не забываем повернуться друг к другу , посмотреть в глаза и, конечно же, улыбнуться, помня о том, что доброжелательность – чудодейственная сила.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте, проверим, как, вы справились с домашним заданием.








Цель этапа: всесторонне проверить знания учащихся, выявить причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях; организовать и нацелить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.

Задачи: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление ошибок и их коррекция, сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

По просьбе учителя дети выполняют следующую работу с целью проверки предыдущего материала.

-УЧИТЕЛЬ:

-А сейчас мы проверим, как вы справились с домашним заданием.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите первое необходимое условие реакции горения? (Присутствие кислорода в воздухе.)

  2. Назовите второе необходимое условие горения? (Нагревание горючего вещества до температуры воспламенения.)

  3. Назовите признаки химической реакции? (Выделение света, выделения тепла.)

  4. Назовите правила безопасного обращения с огнём ? (Не брать без спроса спички, не разводить без взрослых огонь, не оставлять включёнными электроприборы, нельзя лить воду на электроприборы, при пожаре сообщить взрослым или по телефону 01 .)

  5. Правила эвакуации при пожаре? (Если возник пожар не нужно создавать паники , не нужно ни чего с собой брать по очереди покинуть помещение через ближайший выход .)

  6. Первая помощь при отравлении угарным газом? (Пострадавшего немедленно следует вынести на свежий воздух .)

  7. Первая помощь при ожогах? (При ожогах пальцев рекомендуется опустить их в холодную желательно проточную воду. После стихания боли ожоговую поверхность можно прикрыть чистой тканью )


УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Все ответили правильно, всё вы помните и знаете.


















Цель этапа: Сформировать представления о веществах выделяемых растениями.


Задачи: развивать у учащихся познавательный интерес к природе, логическое мышление. Продолжить работу по формированию биологических понятий и терминов, формировать навыки самостоятельной работы с учебником.

УЧИТЕЛЬ :Ребята на предыдущих уроках мы разбирали химические явления в неживой природе.

Учитель: А могут ли происходить химические явления в телах живых организмов? Сегодня мы с вами познакомимся с веществами , образованными растениями.( слайд№4)

Фитонциды:

Учитель: Первое вещество с которым вы познакомитесь «фитонциды». Находим в учебнике определение.(Фитонциды- вещества, образуемые растениями. Эти вещества убивают микроорганизмы, вызывающие болезни растений, животных и человека.

Pheton (греч)-растение.

Caedo(лат)-убивают.

Открыты в 1928 году Токиным Б.П.(слайд№5)

Учитель: Ребята рассмотрите растения, выделяющие фитонциды. Назовите известные вам растения которые вы рассмотрели. (слайд №6) (Подорожник, чеснок, лук, сосна, черёмуха).

Учитель: знаете ли вы, что, гектар лиственного леса выделяет в атмосферу за сутки около 2 кг фитонцидов, а 1 гектар соснового леса- около 5 кг.(сделайте запись в тетрадях),(слайд№7)

Учитель: Рассмотрите слайд №8 и скажите в каком лесу воздух более чистый? (В сосновом потому что он выделяет больше фитонцидов.)

Дубильные вещества:

Учитель: дубильные вещества своё название получили за способность дубить кожи и делать их водонепроницаемыми. Обычно для этого использовали кору дуба, поэтому процесс назван дубление, а вещества- дубильными. Дубильные вещества в жизни растений выполняют защитную роль.. Человек использует их в хозяйственных и медицинских целях. В медицине растения, содержащие дубильные вещества, используют как вяжущее, противовоспалительное, кровоостанавливающее и бактерицидное средство при желудочно-кишечных заболеваниях, дляполоскания горла, при длительно не заживающих язвах. (слайд № 9).

Встречаются почти во всех растениях(но в разных количествах). В коре дуба, плодах черники черёмухи содержание дубильных веществ составляет от 10 до 30%. Вкус дубильных веществ вяжущий, что хорошо известно по недозрелым плодам, например хурмы, или по кожуре граната; (слайд№10)

Дубильные вещества используются для производства какао, они определяют вкус и цвет готового продукта; жёлтый цвет и терпкий вкус чая тоже зависит от дубильных веществ.(слайд№11).

Витамины:

Учитель: витамины(от лат.vita-«жизнь»)- вещества которые требуются организму человека для нормальной жизнедеятельности. Основным поставщиком витаминов являются растения, способные образовывать их сами в ходе химических реакций биологического обмена.(слайд№12)

Учитель: ребята посмотрите на доску витамин А содержится в моркови, красном перце, яблоках, дыне, арбузе, облепихе и других растениях. При недостатке задерживается рост и развитие организма, нарушается зрение.(слайд№13)

Витамин В1 содержится в зёрнах злаков, в семенах бобовых, картофеле, капусте, помидорах и других растениях. При недостатке этого витамина ухудшается аппетит , появляется слабость, боли в руках и ногах.(слайд№14)

Витамин С содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, цитрусовых, грушах, яблоках, луке. Его недостаток приводит к заболеванию цингой: кровоточат дёсны, расшатываются и выпадают зубы.(слайд №15)

Витамин Р содержится только в продуктах растительного происхождения( овощах, ягодах, цитрусовых). Укрепляет стенки кровеносных сосудов.(слайд №16)


Витамин Е содержится в растительных маслах, злаках, овощах. При его недостатке возникают нарушения обмена веществ. (слайд№17)


Учитель.- Таким образом, в результате химических реакций, растения создают разнообразные вещества, которые обеспечивают другие организмы, в том числе и человека, не только энергией, но и лекарствами, витаминами.

Растения также выделяют вещества, влияющие на чистоту воздуха. (слайд №18)


Ядовитые растения.

Учитель: посмотрите на слайд и запомните эти растения. (слайд №19)

Они содержат яды, опасные для здоровья человека.

Учитель: прочитайте памятку в учебнике « Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями».( слайд № 20)








Тренажёр.


  1. Лишняя картинка.

Найдите лишнюю картинку из четырёх. Почему вы так считаете? Каким общим понятием можно объединить три оставшиеся картинки? (слайд № 21).

(Из четырёх картинок лишняя « Белена чёрная»,

Потому что на трёх картинках полезные растения, а на четвёртой ядовитое растение.

Три оставшиеся картинки можно объединить общим понятием « Растения выделяющие фитонциды».)

  1. Недостающее растение.

Какое растение, расположенное в нижнем ряду

вы перенесли бы в верхний ряд вместо знака вопроса? Объясните, почему именно это растение , почему другие растения не подходят? ( слайд № 22)

(В верхний ряд я бы перенесла «Подсолнух», потому что это полезное растение, а оставшиеся два «Дурман вонючий» и « Белена чёрная» ядовитые.


  1. Составление рациона питания.

Какие продукты из предложенных - растительного происхождения ?

А теперь давайте попробуем с помощью этих продуктов придумать меню полезного завтрака.

( Рисовая каша, яблоко, груша, апельсиновый сок, хлеб, клубничное варенье).


























ЦЕЛЬ ЭТАПА: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность этого.

ЗАДАЧИ: Объяснить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности.

УЧИТЕЛЬ. Домашнее задание: параграф 12.

Подготовить небольшое сообщение «Опасные растения».

РЕФЛЕКСИЯ.

УЧИТЕЛЬ. У вас на столах листочки 3-х цветов. Каждый листочек соответствует вашему настроению на уроке:

. Красный- отлично.

. Зелёный- хорошо.

. Жёлтый- удовлетворительно.

Учитель. Ребята, каждый из вас сегодня очень старался на уроке, все хорошо отвечали ,я довольна вашей работой, и всем ставлю заслуженную оценку»отлично», молодцы!!! Спасибо за прекрасный урок. До свидания, до скорой встречи!








ЦЕЛЬ ЭТАПА: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

ЗАДАЧИ: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, установление причинно-следственных связей в объекте изучения.

Максимальное использование самостоятельности учащихся, ликвидация ошибок и неверных представлений учащихся, самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменой ситуации .

  1. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ:

Зона корня


Какой тканью представлена

Какую функцию выполняет

Зона деления(с корневым чехликом)


Зона роста



Образовательная

(покровная)



Образовательная








Рост корня

(защита)



Рост корня


Заполнить таблицу:

1.

Зона корня

Какой тканью представлено

Какую функцию выполняет

Зона деления(с корневым чехликом)

Образовательная(покровная)

Рост корня(защита)

Зона роста

образовательная

Рост корня

Зона всасывания

покровная

Всасывание воды

Зона прведения

проводящая

Проведение воды в побег

Устный ответ

  1. Какую функцию выполняет корень? (Закрепление в почве. Питание растения. Накопление питательных веществ. Вегетативное размножение. )

  2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными? (Придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня.)

  3. Что такое корневая система? (Корневая система –это корни одного растения.)

  4. Какая корневая система называется стержневой? (Стержневая –если хорошо выражен главный корень от которого отходят многочисленные боковые.)

  5. Какая корневая система называется мочковатой ? (Мочковатая – представлена только придаточными корнями имеющими одинаковую длину и толщину.)

  6. Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли? (Потому что люди любят рвать растения в неограниченных количествах, вырывая их они нарушают корневую систему и растения погибают.)

  7. Как вы думаете мы должны бережно относится к растениям? (Да они дают нам кислород, пищу, одежду .)

МЕТОД: Обобщающий.



ЦЕЛЬ ЭТАПА: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность этого.

ЗАДАЧИ: Объяснить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности.

УЧИТЕЛЬ. Домашнее задание: параграф 13,14,15.

Выполнить задание проверь себя на странице 60-61.

РЕФЛЕКСИЯ.

УЧИТЕЛЬ. У вас на столах листочки 3-х цветов. Каждый листочек соответствует вашему настроению на уроке:

. Красный- отлично.

. Зелёный- хорошо.

. Жёлтый- удовлетворительно.

Учитель. Ребята, каждый из вас сегодня очень старался на уроке, все хорошо отвечали ,я довольна вашей работой, и всем ставлю заслуженную оценку»отлично», молодцы!!! Спасибо за прекрасный урок. До свидания, до скорой встречи!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!