СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Весна пришла" технологическая карта урока по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира. Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о признаках в неживой и живой природе.

Просмотр содержимого документа
«"Весна пришла" технологическая карта урока по окружающему миру.»

Технологическая карта урока

дата _________05.05.2016г.__ класс___1______

Предмет: окружающий мир

Учитель: Евстифеева Л.В.

Тема: Пришла весна.

Цель: способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков.

Задачи урока: дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой и живой природе: развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; прививать интерес и любовь к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные УУД:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение), ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт на уроке.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умения сотрудничать с учителем и сверстникам, умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с целями урока; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Предметные УУД: знать характерные признаки весны в живой и неживой природе, изменения в жизни растений и животных с приходом весны, уметь распознавать признаки весны, применять полученные знания на практике.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Основные понятия: потепление, ледоход, линька.

Оборудование: учебник 1 класса окружающий мир, компьютер, карточки, картинки, клей, альбомные листы, коробочки с картинками птиц.


Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.


Эмоциональная
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, работать в группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.



Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции.

(ответы детей)

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и  существует независимо от человека). Слайд: 2

- Какая бывает природа? (живая, неживая)

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, почва)

— Напомните, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растёт, размножается, умирает)


Личностные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; уметь оформлять свою мысль в устной форме.

III.Выявление места и причины затруднения.

Слушают учителя.
















- Весна пришла.


- Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Слайд: 3.

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

(Щелчок на слайде) - Итак, тема нашего урока…


Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.


IV. Построение проекта выхода из затруднения.


Формулируют цель урока.






Слушают учителя.























- нет, не знаем изменений.


 - Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

- Что происходит с приходом весны в природе?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую природу.

Слайд: 4 - Весна принесла нам вот такую коробочку, давайте посмотрим, что там. Здесь письмо, которое адресовано вам, первоклассникам. Послушайте его.

Здравствуйте, уважаемые первоклассники!

На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что снег еще лежит, а другие – что солнце светит ярче и становится теплее. Одни говорят, что весна уже наступила, а другие думают, что весна ещё только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить – наступила ли весна? Говорят, что идет она через ваш районный поселок. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в нашем лесу?

Только собрание заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое! Надеемся на вашу помощь! Заячье собрание.

Ближайший лес.

- Поможем им, ребята? Ведь снег в лесу тает позже.

-Ребята, а как вы считаете, мы можем сейчас уже написать ответ зайчикам?

- Сначала нужно выяснить: «Как меняется природа с приходом весны?» - Выясним признаки весны.

Я предлагаю поработать по следующему плану.

Слайд: 5

План.

1. Изменения в неживой природе весной.

2. Изменения в жизни живой природы весной.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные: определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,

V. Реализация построенного проекта.






Отвечают на вопросы.

-одна и та же местность, но в разное время года: зимой и весной.

- чтобы сравнили зиму и весну.

- чтобы найти изменения в природе с приходом весны



(В поисках ответа на вопрос, как изменилась природа с приходом весны, дети рассматривают рисунки левой и правой полосы (слева-«Зима» рис. 1, справа-«Весна» рис. 2).

Каждая группа рассказывает своё задание.

Первая группа отвечает, остальные слушают и дополняют.

Отвечают на вопросы учителя.

Прикрепляют карточки с признаками весны.















Активное выполнение физминутки.













Вторая группа отвечает, остальные слушают и дополняют.

Отвечают на вопросы учителя. Читают дополнительную информацию. Прикрепляют карточки с признаками весны.

















Работают в парах.


1.-А поможет нам найти эти изменения в природе ваш учебник. Давайте рассмотрим внимательно рисунки на страницах  учебника 46-47. Слайд: 6.

-А кто у нас самый наблюдательный? Кто мне скажет, похожи эти рисунки? (одна и та же местность, но в разное время года: зимой и весной.) Это художник Валерий Перов изобразил одну и ту же местность в разные времена года.

- Как вы думаете, а для чего художник изобразил одну и ту же местность зимой и весной?


-А зачем нужно сравнивать эти 2 времени года?

Работать будем в группах

- Первая группа готовит рассказ о наблюдаемых объектах неживой природы.

- А вторая группа - о наблюдаемых объектах живой природы.

- При ответе вы можете использовать опорные слова,

опираться на план. И соответствующие признаки, которые у вас на парте, вы будете прикреплять на доску.

Учитель сопровождает рассказы учеников дополнительными вопросами.

2.Выступление первой группы:

(вопросы, помогающие выделить признаки и составить предложение).

- Что же происходит со снегом с приходом весны? (Снег  весной оседает, становится тяжёлым, грязным)

-А как тает снег: сразу или постепенно? (постепенно)

-Почему тает снег? (Солнце стало греть сильнее и дольше)

-Какой основной, главный признак в неживой природе весной? (потепление)

Первый признак весны: потепление (ярко светит солнце)

Второй признак весны: таяние снега

- Что происходит со льдом на реке? (Лед - намокает, темнеет).

- От весеннего тепла начинают вскрываться водоёмы. Сначала лед на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На озёрах льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга. Это - ледоход.

Третий признак весны: ледоход

- Чем опасен весенний лед? Слайд: 7 (Он некрепкий,

поэтому категорически запрещается весной играть на льду.)


3.Физминутка.

Зайка Серенький сидит

И ушами шевелит

Вот-так, вот-так.

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки согреть

Вот-так, вот-так.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот-так, вот-так.

Зайка всем нам очень рад (улыбнулись)

Будет он весну встречать!

4. Выступление второй группы: Слайд: 8.

- Обратите внимание на перемены, которые

произошли с деревьями и кустарниками. (На ветвях деревьев нет снега, изменился цвет коры и набухли почки, распустились листья)

Следующие признаки теперь живой природы: набухание почек, распускание листьев.

- Почему белка не узнала зайца? (У животных изменился цвет шерсти.)

- У всех зверей весной происходит линька: густая зимняя шерсть меняется на более редкую, а у некоторых изменяется её окраска.

Читает хорошо читающий ученик: Весной у всех зверей происходит линька. Заяц становится серым, белка рыжей. У белки родится от 3 до 9 бельчат, крохотные, слепые, голые.

- У зайчихи рождаются зайчата. Еще лежит в лесу снег, но зайчатам тепло. Хорошо спрятала их мать – зайчиха в сухой прошлогодней траве.

Пятый признак: линька у зверей.

- Изменилось ли поведение птиц? (Они стали возвращаться из теплых стран домой и строить гнезда).

Шестой признак: возвращение птиц.

Работа в парах.

Сейчас я каждой паре раздам коробочки с рисунками птиц.

(1-я группа-называет птиц, которые прилетают к нам весной- грач, скворец, ласточка , жаворонок , журавль, кукушка; 2-я группа- тех птиц, которые с нами зимуют – дятел, воробей, ворона, клёст, снегири , синица.)
Проверка.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; контроль, коррекция; дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт на уроке.

Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

VII. Включение в систему знаний и повторения.

Учащиеся выполняют работу, затем каждая группа представляет свой мини-проект.

— А  теперь, когда вы знаете все признаки весны, я предлагаю каждой группе выполнить проект письма. Перед вами лежат картинки с изображением природы, вы должны отобрать только те, которые касаются весны, и  создать свою весеннюю композицию, приклеив выбранные картинки на лист. Таким образом, мы ответим нашим зайчатам, наступила ли весна, пора ли менять им шубки.

Защита мини-проектов.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: рефлексия; выделять необходимую информацию, обосновывать выбор; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение), ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Познавательные: оценивать собственную и коллективную деятельность.

VIII. Рефлексия



Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Отвечают на вопросы











- Наш урок подходит к концу, скажите, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

-Сейчас я хочу рассказать об одном чуде: Слайд: 9 давным – давно, когда на Земле только зарождалась жизнь и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь. Подснежники приходят к нам из царства вьюг и снега. Это голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие.

- Я предлагаю сделать весеннюю полянку с подснежниками. Если вам было интересно на уроке - прикрепите голубой подснежник, если вы скучали на уроке – жёлтый. Посмотрите, какая красивая поляна получилась!

-Мне сегодня тоже понравилось, как вы работали на уроке, на этом наш урок закончен, всего вам доброго.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия; выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.








Слайд: 8. - Пришла весна, настроение радостное. Давайте поиграем в  игру. Игра «Доскажи словечко»

На-на-на  — наконец пришла… (весна).

Чи-чи-чи  — прилетели к  нам… (грачи).

Ло-ло-ло  — всем от солнышка… (тепло).

— Развеселились? А  теперь в  хорошем настроении давайте подведём итог.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!