Звучит музыка Чайковского (слайды по щелчку)
Организационный момент
Добрый день. А день действительно добрый. Вы сегодня красивые, нарядные. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пусть это хорошее настроение сохраниться у вас до конца урока.
Сегодня у нас будет необычный урок.
Этот урок мы проведём вместе с Анной Станиславовной (учителем музыки)
Введение в тему урока.
- А вот о чём будет наш сегодняшний урок, вы узнаете, разгадав загадку?
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
На ветках плотные комочки –
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Когда же это бывает? (весной)
– Так о каком времени года пойдет речь на уроке? (о весне)
Назовите тему нашего урока
Весна в музыке и живописи
тема нашего урока « Весна в музыке и живописи».
- Как вы думаете, как можно выражать свои чувства к весне? (словом, цветом, звуком) (крепим на доску таблицы слов СЛОВО, ЦВЕТ, ЗВУК.)
Анна Станиславовна прочтёт стихи об этой прекрасной паре
О чём эти стихи?
Ребята объясните, как вы понимаете «Милой незабудки голубые глазки»?
Ну а я продолжу
- В живописи много произведений, посвящённых временам года. Осень, зима, весна – любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков.
Посмотрите внимательно на картину Алексея Кондратьевича Саврасова
Алексей Кондратьевич Саврасов
1830-1897
Посмотрите внимательно на картину Алексея Кондратьевича Саврасова
Это произведение вы уже видели и конечно знаете как называется изображение природы. (пейзаж) Верно Пейзаж
- Какое время года изображено на картине? (весна, ранняя весна)
- А почему вы решили, что это весна? (Потому, что художник изобразил птиц, они строят гнёзда, значит, только прилетели. Берёзы стоят голые, без листочков).
- Что ещё, вы увидели на картине? (Ещё на картине изображен, грязный, рыхлый снег, пруд, ручеёк течет, вдали виднеется церковь.)
- А, что вы можете сказать о небе? (Небо голубое оно переливается желтыми лучиками солнца)
-- Кто знает, каких именно птиц изобразил художник? (грачей)
- Вы ребята, знаете, как называется эта картина? А как бы вы её назвали? (Грачи прилетели)
Упражнение 1 : Рассмотрите картину . Посоветуйтесь в своей группе и подберите нужный цвет весенней земли. Закрепите фрагмент цветной бумаги на общий лист ( все работы крепятся на доску) ( Цветные листочки- полянки, синие, белые, зелёные, серые по 1штуки от группы)
Эдвард Григ
« ВЕСНОЙ »
Как и художники, композиторы тоже выражают свои чувства сочиняя музыку о природе.
Мы сегодня послушаем музыкальное произведение Грига « Весной»
Звучит музыкальный фрагмент : Григ «Весной» дети слушают закрыв глаза.
-Что вы услышали ? (ответы детей)
-В какое время года, можно услышать такие звуки (весной)
- Что вы представляли, когда звучала эта музыка? (капают капли, тает снег, бегут ручьи, солнышко пригревает, опускает лучи на землю, бурным потоком вода бежит по полям)
6мин
Упражнение 2: У вас на столах есть словарик настроения, прочитайте эти слова и назовите слова характеризующие музыкальный фрагмент (некоторые слова укрепить на доске)
Ребята, отгадайте мою загадку:
Из-под снега расцветает,
раньше всех весну встречает . (Подснежник.)
-Почему эти цветы так называются? (Потому, что эти цветы появляются из под снега)
- Растут подснежники в лесу на полянках, как только появляются проталинки.
Послушайте легенду о подснежниках её прочтёт вам Наталия Николаевна
Легенда о подснежниках
- Однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде.
Физминутка - песенка
«Слова о весне»
П. И. Чайковский
Музыкальный цикл
«Времена года»
Пьеса
«Апрель. Подснежник»
Музыка:
- Про цветок подснежник много написано писателями, поэтами, художниками и композиторами. Многие великие музыканты, сочиняя свои произведения, учились у природы. П. И. Чайковский создал фортепианный цикл «Времена года». Весь цикл состоит из 12 пьес представляющих собой образ одного из месяцев года. У каждой пьесы есть своё название помимо названия месяца.
-Давайте послушаем произведение П. И.Чайковского «Апрель. Подснежник» (закройте глазки и представьте себе, как просыпается природа после зимней спячки и распускается цветок)
Прослушивание
Звучит музыкальное произведение: «Апрель. Подснежник» П. Чайковского
А теперь откройте глазки.
- Вам понравилась музыка?
- Чем она вам понравилась?
-Как музыка рассказывает о природе? (Музыка рассказывает о весне, о пробуждении цветов, как они распускаются и покачиваются на ветру. О том, что солнышко светит не всегда, что бывает холодно и ненастно)
- Какая это музыка? (- Музыка очень красивая и душевная, её приятно слушать. Она то нежная и ласковая , то взволнованная иногда тревожная)
Упражнение 3: Прослушав музыку, подберите цвета характеризующие настроения музыкального фрагмента. (Облака клеить на доску)
А я предлагаю вернуться в мир изобразительного искусства и рассмотреть следующую картину («Подснежники» А. Грицай)
Алексей Михайлович
Грицай
А я предлагаю вернуться в мир изобразительного искусства и рассмотреть следующую картину («Подснежники» А. Грицай).
- Выскажите предположение о том, что изображено на картине . (Весну, лес, цветы)
- А можно с уверенностью сказать, что это весеннее время года ? По каким признакам вы это определили? (Художник изобразил серую землю, деревья без листочков, на переднем плане растут маленькие еле заметные цветы первоцветы)
- Что вам нравится в картине?
- Какое настроение картина создаёт у вас?
– А картину художник назвал, как вы думаете как? (Подснежники)
Да ребята художник уделил внимание маленьким подснежникам и изобразил их на переднем плане.
А вспомните ребята, в какой сказке говорится о подснежниках? (Двенадцать месяцев)
Сказка «12 месяцев»
- Посмотрите ребята, в сказке девочка нарвала целую корзину подснежников. А можно ли их рвать? Почему?
(Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвёшь цветок, то новые уже не вырастут ,потому что земля сырая и цветок срывается вместе с луковицей)
Ребята, а вот некоторые люди не знают, что цветов этих мало и рвут их в подарок кому нибудь или просто так. А ведь может наступить день когда, мы с вами не увидим больше цветов, вместо них будет голая серая земля и ни какой красоты.
- Давайте подумаем, как же можно спасти подснежники?
(можно рассказать своим родным, близким и всем знакомым о том, что цветы исчезнут с лица земли, если люди не перестанут их рвать.)
Творческое задание
Изображение
подснежника с помощью
соли и клея
Этапы выполнения работы
- Изобразить цветок подснежника на картоне клеем
- Нанести соль на клей
Чтобы правильно изобразить цветок рассмотрите поэтапность изображения подснежника
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Продолжите фразу:
- сегодня я узнал( а)…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял( а) задания…
Урок закончим словами
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам -
Ничто не повторится.
За мигом - миг,
За шагом – шаг,
Впадайте в изумленье.
Все будет так и нет
Через одно мгновенье