Викторина «Имею право!»
Внеклассное мероприятие
по обществознанию
для учащихся 9 класса
Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся. Задачи: - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя»; - формировать коммуникативные умения школьников.
1 тур «Теоретический»: Дать свою версию ниже перечисленных определений Права Обязанности Свобода
- 3 балла получает та, команда, которая даст более точный ответ.
- Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
- Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
- Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
2 тур «Кто больше». Команды поочередно называют нормативно-правовые документы. За каждый правильный ответ 1 балл. 1).Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека?
- Всеобщая декларация прав человека,
- Конвенция по правам ребенка,
- Международный пакт о гражданских и политических правах
- Международный пакт об экономических, социальных
культурных правах
- Конституция Российской Федерации,
- Устав школы.
2). Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
- 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
- 1 июня – Международный день защиты детей
- 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
- 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
- 10 декабря – День прав человека
- 12 декабря – День Конституции Российс-
кой Федерации
3 тур «Блицтурнир» Более подробно поговорим о правах. От каждой команды участвует по одному человеку. Вы по цепочке называете группы прав, и как пример по одному праву человека на эту группу. 3 балла зарабатывает тот, кто ближе будет к верному ответу.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Личные
Политические
ст. 20-Право на жизнь;
Ст. 21-Право на охрану личности;
Ст.22 –неприкосновенность личности;
Ст. 29 свобода слова и мысли
Экономи-ческие
Ст. 32 Право на участие в управлении государством (избирать и быть избранным)
Ст. 31 Право на митинги, демонстрации
Социаль-ные
Ст. 34-предприним. деятельность;
Ст. 35- право на частную собственность
Ст. 36- право частной собственности на землю
Культур-ные
Ст. 37 Право на труд;
Ст. 38 Право на материнство, детство;
Ст.40- право на жилье;
Ст. 43- право на образование
Ст.44- Свобода творчества.
Какие права и свободы героев нарушены?
Группы работают на время. Вначале вы определяете права и свободы героев. Затем определяете - какие права героев нарушены. Найдите связь прав с обязанностями. Подумайте об оригинальной форме ответа.
Злой Карабас Барабас, директор кукольного театра, использовал труд несовершеннолетних детей: Мальвины, Пьеро, Арлекино. Он не давал им возможности жить свободно, по сути, держал их в плену, и поэтому куклы вынуждены были убежать от Карабаса Барабаса. Таким образом, куклы использовали свое законное право обрести свободу. Буратино, главный герой сказки, не послушался своего отца папу Карла и самовольно ушел из дома, оказался предоставленным самому себе и поэтому попал под дурное влияние Карабаса Барабаса, кота Базилио и лисы Алисы. Буратино нарушил право на образование. Он отказался от уроков, которые предложила ему Мальвина, не хотел учиться.
Кай оказался в плену у Снежной королевы. Писатель ничего не говорил о том, что она его кормила, дала возможность связаться с родными. Кай вынужден был выкладывать из льдинок слово «ВЕЧНОСТЬ», и только горячее сердце Герды сумело растопить чертоги Снежной королевы.
Нарушены права пленного и права ребенка на свободу творчества.
АНДЕРСЕН
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Героиня сказки Шарля Перро «Золушка» подвергалась принудительному непосильному труду , была лишена возможности отдыхать вместе со свободными сестрами на балу у короля. Только при помощи доброй волшебницы она смогла попасть во дворец, где познакомилась с принцем.
Таким образом, нарушено право Золушки на отдых , мачеха не имела права заставлять Золушку трудиться целыми днями.
КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ
МУХА-ЦОКОТУХА
мачеха даёт падчерице непосильную работу.
5 тур «Литературный» За каждый правильный ответ 1 балл. Соотнеси пословицы с названием прав:
- Правда суда не боится.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Делу – время, а потехе – час.
- Дело мастера боится.
- При солнышке тепло, при матери – добро.
- Петь хорошо вместе, а говорить врозь.
- Тот герой – кто за родину горой.
- Один в поле – не воин.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
- Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
- Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
- Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
- При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
- Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
- Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
- Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
Подведение итогов викторины
Слово жюри:
Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись, и права других людей не нарушались?
- Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.