СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по окружающему миру "МИР ВОКРУГ НАС" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка викторины для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Викторина по окружающему миру "МИР ВОКРУГ НАС" 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»









Викторина по окружающему миру


"МИР ВОКРУГ НАС"











Участники: учащиеся 3Б класса




Подготовила и провела: учитель начальных классов

Белкина Елена Ивановна















2024 год







  • Цель: пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, экологии;

  • расширение кругозора обучающихся;

  • продолжение развития и тренировки логического мышления, памяти, внимания;

  • воспитание чувства любви и уважения к окружающему миру;

  • формирование у детей экологического сознания.


Задачи:
- выявляет уровень знаний детей о животных, растениях, охране природы;
- воспитывает умение внимательно слушать педагога и ровесников;
- тренирует умение работать в команде, ответственность перед командой;
- соревновательный характер викторины повышает активность учащихся;
- воспитывает бережное отношение к природе.


Форма организации мероприятия: викторина.
Методы обучения: словесный, практический.

Оформление класса: в классе расставлены столы и стулья для соревнующихся, по доске картинки на экологическую тему, презентация.

Материалы: задания для конкурсов, листы бумаги, ручки, карандаши, секундомер, музыкальное сопровождение, колокольчики.

Оценивание конкурсов:

  • За каждый правильный ответ 1 балл;

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

План мероприятия
1. Вступительное слово педагога.
2. Творческое задание «Приветствие»
3. Блок вопросов «Растения»
4. Блок вопросов «Животные»
5. Физкультминутка «Мы идем во лесок»
6. Блок вопросов «Защита окружающей среды»
7. Блок вопросов «Подводное царство»
8. Подведение итогов
9. Заключительное слово педагога.

Ход мероприятия (слайд 1)

  1. Вступительное слово педагога.

Ребята, нас с вами окружает удивительный мир: светит солнце, плывут облака, цветут цветы, весело поют птицы. Это природа! Человек – ее часть. Природа нас кормит, поит, одевает, лечит. Она является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. Но всегда ли человек благодарен ей? Сегодня мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы умеем ее беречь. Мы проведем с вами викторину «Мир вокруг нас».

(Представить членов жюри.)


Давайте познакомимся с правилами.

Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если участники одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают участники другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться 1 баллом. После проведения викторины мы подсчитаем количество баллов и определим команду победителей игры.

2. Творческое задание «Приветствие».
Перед началом нашей викторины обе команды путём жеребьёвки разделились на две команды, придумали название и девиз. ( «Друзья природы» и «Следопыты».) Уважаемые команды, представьтесь и какой ваш девиз?

1 КОМАНДА

Название: «Друзья природы”.
Девиз: Один за всех и все за одного!

2 КОМАНДА

Название: “Следопыты”
Девиз:. Следопыт идёт вперёд,

И всегда всё узнаёт.

Какие у нас замечательные команды. Каждая команда получает по 1 баллу за представление.

Конкурс . "Разминка"

Команды по очереди отвечают на вопросы, которые написаны на лепестках астры. Капитаны команд берут лепестки и читают вопрос своей команде. Если команда затрудняется с ответом, право ответа получает команда-соперников.

Вопросы конкурса:
1 КОМАНДА

1. Самая маленькая птица? (Колибри)
2. Где снег быстрее тает – в лесу или на поле? (На поле)
3. Кто спит головою вниз? (Летуча мышь)
4. Красавица русского леса? (Береза)
5. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
6. Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные)
7. Углубление в дереве, где живет белка? (Дупло)
8. Птенцы, которые не знают своей матери? (Кукушка)
9. Лягушка – это домашнее животное? (Нет)
10. Кто круглый год серый? (Волк)
11. не зверь, не птица, а нос как спица? (Комар)
12. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а серединка желтая? (Ромашка)

2 КОМАНДА

  1. Какое дерево единственное в мире имеет белую кору? (Береза)
    2. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)
    3. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
    4. Какое животное почти всегда живет под землей? (Крот).

5.Не рыбак, а сети расставляет? (Паук).

6.Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным).

7.Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? (Птицы)

8. На белой ножке, на шляпке горошки, люди говорят, что в нем яд? (Мухомор)
9. Когда больше грибов весной или осенью? (Осенью)
10. Какой лесной зверек сушит себе грибы на деревьях? (Белка)
11. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
12. Она имеет исток, притоки и устье? (Река)

А теперь мы переходим к первому блоку вопросов «Растения». (слайд 2)

3. Блок вопросов «Растения»
Сколько удивительных растений создала чародейка Природа. Нам только удивляться приходиться чудесному многообразию и изумительным свойствам растений.
Раунд вопрос-ответ.
Вопросы для первой команды. Вторая команда слушает внимательно, но не подсказывает, если ребята из первой команды не ответят, у вас будет шанс получить дополнительный балл.
1. Как называется наука о растениях? (ботаника).
2. Какое лекарственное растение обладает успокаивающим действием и используется в медицине? (валериана лекарственная)
3. Это растение растет у дорог и обладает целебными свойствами? (подорожник)
4. Какое растение может за сутки вырасти на 1 метр в высоту? (бамбук)

Первая команда справилась со своими вопросами. Пришло время второй команды. Первая команда тоже внимательно слушает вопросы.
1. Какой цветок назвали в честь мальчика Василия? (василек)
2. Растения от которых плачут? (лук и хрен)
3. Из какого растения получают сахар? (сахарная свекла, сахарный тростник)
4. Какая ягода самая большая? (арбуз и тыква)
Молодцы ребята .

Раунд загадки.
1 команда
1. Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко.
(земляника)
2. Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня!
(крапива)
3. Растет он не на суше
И голова из плюша.
(камыш)
4. Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок - белые реснички.
(Ромашки)
5. Рос шар бел,
Ветер дунул - улетел.
(одуванчик)

2 команда
1. Посадили зернышко — вырастили солнышко.
(подсолнух)
2. Весной вырастают,
А осенью опадают.
(листья)
3. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
(ива)
4. На заболоченных местах,
Краснеет ягода в слезах,
С седых веков лекарством служит,
И называют её…
(Клюквой)
5. Голова потяжелела,
Шапок много приодела,
Шея изгибается,
Как овощ называется?
(Капуста)

1 команда
1. Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
2. А вот кто-то важный
на беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
на шляпке - горошки.
(Мухомор)
3. Голова – на ножке,
В голове – горошки.
(Мак)
4. Маленькая печка
С красными угольками.
(Гранат)

2 команда
1. Желтобрюхий, ароматный,
Кислый он не вероятно,
В чай для вкуса добавляют,
Подскажи, как называют?
(Лимон)
2. Висят на ветках,
В колючих жилетках,
Осень пришла,
Кожуру сняла!
(Каштаны)
3. Красный кувшин,
С камнями внутри,
Висит на ветке,
Колючий и цепкий!
(Шиповник)
4. Это, что за ёжики,
Коль в шипах все ноженьки,
Но не бегают они,
А растут среди травы!
(Роза)
Молодцы ребята отгадали все мои загадки. И теперь мы переходим к следующему раунду.



Раунд фото вопрос (слайд)
Вопросы первой команде.
1. Шишки какого хвойного дерева представлены на фото?


(сосна)
2. Это растение «хищник» растительного мира, оно питается насекомыми. Назовите это растение.


(венерина мухоловка)
3. Эти грибы растут на пеньках большими группами?


(опята)
4. Листья этого растения с одной стороны нежные и мягкие, а с другой колючие.


(мать и мачеха)
5. Цветки этого растения обладают целебными свойствами.


(липа)

Вопросы второй команде.
1. Шишки какого хвойного дерева представлены на фото?


(ель)
2. Это растение «хищник» растительного мира, оно питается насекомыми. Назовите это растение.


(росянка)
3. Эти грибы очень ядовиты.


(бледная поганка)
4. В названии этого цветка имеется как женское, так и мужское имя.


(Иван да Марья).
5. Ягоды этого дерева применяют при лечении болезней желудка.


(облепиха).
Вот и закончились все вопросы о растениях. Давайте посчитаем, кто, сколько очков заработал.
Переходим к блоку вопросов о животных.

4. Блок вопросов «Животные» (слайд 13)

Каждая команда получает конверт. В нем названия животных. Разложите на парте в один столбик названия диких животных, а во второй домашних.


Белка, ёж, заяц, лошадь, кролик, лиса, коза, баран, барсук, бобр, лось,

корова, медведь, кот, курица, собака.


Раунд загадки Правила остаются те же.
Первая команда
1. Высокий очень этот зверь
И не войдёт в квартиры дверь.
Его ты в гости не зови,
А лучше сам к нему сходи.
Он в зоопарке, милый брат,
Тебя увидеть всегда рад.
(ЖИРАФ)
2. Головою вниз вишу,
И сейчас я вас спрошу:
— Кто котов и кошек не боится
И ночью ввысь вовсю стремится?
(ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ)
3. Как-то видел я в лесу
Тёмно-рыжую красу.
По ветвям она скакала,
Видно шишки там искала.
(БЕЛКА)
4. Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?
(ЛИСА)

Вторая команда
1. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ЕЖ)
2. Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
(КОТ)
3. Работяга он упорный,
Он родился в шубе черной,
И всю жизнь в земле живет,
Кто же это? Это ...
(КРОТ)
4. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!
(БОБРЫ)

Раунд фото вопрос (слайд)
Вопросы первой команде
1. Это дикое животное в последние годы приручается.


(хорёк)
2. Дикий зверь, живет на суше и в воде, ест и рыбу, и мышей.


(выдра)
3. Кто оставил след в лесу.


(волк)
4. В случаи опасности этот зверь сворачивается в клубок.


(броненосец)
5. Эти птицы питаются падалью.


(стервятники)

Вопросы второй команде.
1. Самое зловонное животное.


(скунс)
2. Какое животное питается термитами и муравьями.


(муравьед)
3. Он спит всю зиму.


(медведь)
4. Мех этого животного зеленого цвета. Они проводят большую часть своего времени, живя на деревьях. Лишь раз в неделю он спускается на землю, чтобы оставить помёт. От такого неподвижного образа жизни на шерсти вырастают водоросли, придавая ему зеленоватый цвет, а в водорослях заводятся личинки бабочек и грибы.


(ленивец)
5. У самцов этих птиц самый большой и красивый хвост.


(павлин)
Давайте посчитаем очки за этот блок вопросов.


А теперь проведем конкурс капитанов. Вы выходите к доске и выполняете задание. Вам нужно провести соответствие, кто что запасает на зиму?

(соединить стрелками)

медведь мёд

бобры зерно

мыши жир

белка ветви деревьев

пчёлы грибы


Вот и осталось позади половина нашей викторины. Мы с вами сидели, устали, нужно срочно встать и сделать небольшую разминку.

5. Физкультминутка «Мы идем во лесок» (слайд)
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

6. Блок вопросов «Подводное царство» ( слайд)
Мы поговорили о животных и растениях и самое время перейди к подводному царству.
Правила те же.

Раунд загадки
1 команда
1. О каком минерале речь: сам воды боится, но из неё и родится? Соль.
2. Что в гору не выкатишь,
В решете не унесешь,
В руках не удержишь? Воду.
3. Как называется полное безветрие, тишина на море? Штиль.
4. Как зовут бога морей, который управляет водной стихией трезубцем? Нептун или Посейдон.
5. Друг за другом мчится стая, волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины, кто вперёд, плывут ? (дельфины)

2 команда
1. По волнам гуляет зонтик –
Вот так чудо,
Вот так диво!
Зонтик жжётся,
Как крапива. (медуза)
2. Короткое тело покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик. И всё ж…
Порою хоть страшно, плывёт. (Рыба-ёж)
3. Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно. (Кит)
4. Это совсем не море, и вовсе не земля,
Яхты здесь не плавают
Да и ходить нельзя.
Что это? Болото.
5. Что зимой подо льдом спит, а приходит весна — бежит и шумит? Река

Раунд фото вопросы.
Первая команда.
Вопросы первой команде.
1. Эта рыба на голове носит «оружие».


(рыба меч)
2. Эта рыба носит название морской чёрт. На голове у нее есть фонарик, зачем он ей нужен?



(это приманка для других рыб)
3. Форма тела этого животного напоминает шахматную фигуру.


(морской конек).
4. Как называются водные растения?


(водоросли).
5. Эта усатая рыба проживает на дне наших рек.


(сом)

Вопросы второй команде.
1. В каких случаях морской еж выпускает иголки?


(в случае опасности)
2. Эта рыба способна пролетать над водой 10 метров.


(летучая рыба)

3. Этот вид водорослей богат йодом, его нам часто подают к столу.


(морская капуста)
4. Это беспозвоночное иглокожее.


(морская звезда)
5. Эта рыба получила свое название благодаря множеству плавников похожих на крылья.


(рыба крылатка)
Поведем итог раунда.


Конкурс "Собери приметы"


Командам выдаются конверты с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится 2 народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету).

Солнце село в облаках – жди дождя.

  • Зацвела рябина – наступит тепло.


7. Блок вопросов «защита окружающей среды» (слайд)
Мы подошли к самым сложным вопросам нашей викторины, это вопросы об защите окружающей среды.
За каждый правильный ответ вы получаете по 2 балла.
1. Объясните, почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности
(Это связанно с повышенным содержанием вредных соединений в атмосфере и почве города, сильной запыленности, которая ухудшает фотосинтез нарушением воздуха –и водообмена в почве при строительстве дорог и укладки асфальта ;засоленностью почвы ;механическими повреждениями растений ;с отсутствием в почве количества элементов питания из-за нарушения круговорота элементов)
2. Объясните, почему ученые – экологи считают, что люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?
(При этом они сохраняют ресурсы и меньше загрязняют окружающую среду)
3. Как вы объясните, почему сокращается численность практически каждого 10-го вида растений и животных?
(Это результат вмешательства человечества в природные экосистемы)
4. Зачем высаживают деревья и кустарники возле жилых домов, школ, детских садов, вдоль автомагистралей?
(Кроме того что зеленые растения в процессе фотосинтеза поглощают СО2 и насыщают воздух О2, они задерживают пыль, сажу, снижают шум.)

Экологическая игра «Разрешается, запрещается»

На доске знаки разрешающий и запрещающий. На парте лежат карточки, вы смотрите и располагаете к соответствующему знаку. Капитан сам решает, кто пойдёт к доске от команды.


8. Подведение итогов. (поздравление победителей, вручение каждой команде сертификат участия в викторине).





9. Заключительное слово педагога.


 Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы!

Берегите природу!

. Итоговая рефлексия.

- Закончилась наша игра. Вам понравилось? Хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось, узнали ли вы что-нибудь новое. Если вас что-то заинтересовало, то можно найти ответ на интересующий вас вопрос? Ведь в природе ещё столько всего неопознанного, неизведанного, так что открытия можно совершать и совершать. Поэтому мы все желаем вам как можно больше открытий в любой области!

- Я надеюсь, что после сегодняшнего мероприятия вы будете относиться к природе внимательнее и бережнее.


Заключение.


Спасибо большое всем за участие, до новых встреч!