ВИКТОРИНА по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 9 класса «СПАСАТЕЛИ»
Цель: демонстрация умений и навыков, приобретённых обучающимися на уроках ОБЖ
«Свет и тьма»
Северное полушарие. Вас сбросили с парашютом на остров, где на северном побережье находятся пассажиры затонувшего судна. Единственное место, где можно приземлиться на парашюте, — поляна в центре острова, вся остальная поверхность — скалы и леса. Итак, вы приземлились в центре острова, а вам необходимо оказаться на его северном побережье. Как вы найдете нужное направление, если компас потерян?
Вариант 1. Вы оказались на острове днем. (Днем можно определиться при помощи часов со стрелками. Часовая стрелка направляется на солнце. Затем угол, образованный часовой стрелкой и направлением на 1 час, делится биссектрисой. Она и покажет направление север—юг, причем до 12 часов юг находится справа от солнца, а после 12 часов — слева от него.)
Вариант 2. Вы оказались на острове ночью. (Ночью север можно определить по Полярной звезде. Найдите созвездие Большой Медведицы, мысленно проведите прямую линию через 2 звезды, составляющие «край ковша», и отложите от нее пять отрезков, примерно равных расстоянию между двумя звездами. Там вы увидите яркую звезду. Это и есть Полярная звезда, указывающая северное направление.)
«Юг и север»
Вы оказались в лесу пасмурным днем. Как вы определите направление?
Вариант 1. Вам нужно двигаться на юг. Расскажите, какие живые организмы находятся с южной стороны деревьев, как отличается по цвету кора деревьев с южной стороны и как определить направление по годовым кольцам на пнях. (С южной стороны деревьев растут земляника, голубика, черника. Земляника с южной стороны дерева зреет раньше, чем с северной. Муравьи строят свои муравейники с южной стороны дерева, дикие пчелы тоже предпочитают южную сторону дерева. Кора деревьев с южной стороны светлее. Годовые кольца на пнях с северной стороны заметно сгущаются.)
Вариант 2. Вам нужно двигаться на север. Расскажите, какие живые организмы находятся с северной стороны деревьев, как отличается по цвету кора деревьев с северной стороны и как определить направление по мхам и лишайникам на скалах и камнях. (Северную сторону деревьев предпочитают мхи и грибы. Кора деревьев с северной стороны темнее. Мхи на скалах и камнях располагаются с северо-западной стороны.)
«Насекомые и пресмыкающиеся»
Вариант 1. Человека укусил клещ. Ваши действия. (При укусе клеща нужно удалить присосавшегося клеща. При этом ни в коем случае нельзя допускать отрыва головки клеща и оставления ее в теле человека. Продезинфицировать руки и место укуса. Обязательно обратиться к врачу.)
Вариант 2. Человека укусила змея. Ваши действия. (При укусе змеи нужно отсасывать в течение 5— 7 минут яд из ранки, постоянно выплевывая слюну. После этого обязательно прополоскать рот водой. Пострадавшему необходимо обильное питье. Нужно как можно быстрее обратиться за медицинской помощью.)
«Огонь и вода»
Вариант 1. Вы находитесь на 5-м этаже и отрезаны от выхода бушующим в коридоре пожаром. Ваши действия. (При пожаре нужно смочить водой тряпку и прикрыть ею рот и нос. Необходимо плотно закрыть дверь, забить все щели мокрыми тряпками, занавесить дверь одеялом или пальто, открыть окно и громко звать на помощь. Если пожарные уже приехали и вас видят через стекло, окно лучше не открывать: доступ свежего воздуха и сквозняк усилят пламя.)
Вариант 2. На ваших глазах кто-то провалился под лед. Ваши действия. (Если кто-то провалился под лед, прежде всего нужно позвать на помощь взрослых. Если никого рядом нет, можно самому спасти утопающего. Найти палку, доску, лыжу или санки, снять с себя шарф, ремень. Передвигаться к полынье ползком, широко расставив ноги и руки, чтобы увеличить площадь опоры. Если удастся найти доску или кусок фанеры, ползти на ней. К самому краю не подползать, чтобы самому не оказаться в воде. Если спасающих несколько, ползти по льду цепочкой, взяв друг друга за ноги. Пострадавшему передают шарф, ремень, доску и ползком выбираются с ним на берег. Нужно как можно быстрее доставить его в теплое место и вызвать медицинскую помощь.)
«Жар и холод»
Вариант 1. Расскажите о первой помощи при ожоге. (При ожоге нужно усадить или уложить пострадавшего. Облить обожженные места большим количеством воды (охлаждение может занять до 15 минут и более). Если возможно, снять с пораженных мест кольца, часы, ремни, обувь, прежде чем эти места начнут отекать. Снять сгоревшие или дымящиеся предметы одежды — только в том случае, если они не прилипли к пораженным участкам тела пострадавшего. Все ожоги следует защитить, прикрыв их чистым материалом без ворса, например, куском наволочки или простыни.)
Вариант 2. Расскажите о первой помощи при обморожении. (При обморожении ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу, открыть доступ микробам и вызвать нагноение. Обмороженное место следует хорошенько протереть спиртом, затем растирать мягкой сухой шерстяной тканью до появления красноты и возврата чувствительности, а после этого смазать несоленым жиром. Если на обмороженном участке появились пузыри, надо протереть его спиртом, завязать чистым бинтом и обратиться к врачу.)
«Дерево и металл»
Вариант 1. Как избавиться от деревянной занозы? (Если кончик занозы виден, нужно потянуть ее пинцетом. Если заноза вошла глубоко под кожу, нужно потереть одеколоном место прокола и тонкую иглу, а затем аккуратно поддеть иглой кончик занозы. В любом случае, когда заноза удалена, необходимо смазать место прокола спиртом или одеколоном, чтобы продезинфицировать ранку и избежать нагноения.)
Вариант 2. Расскажите о первой помощи при небольшом порезе. (Первым делом промывают рану теплой водой, чтобы избавиться от грязи, затем смазывают пораженное место ваткой, смоченной йодом, зеленкой или перекисью водорода. После этого рану заклеивают пластырем или перевязывают чистым бинтом.)
«Пойми меня»
Игровая ситуация: участники стоят на разных берегах широкой реки. У одного из них случилось несчастье, и ему нужно подать другому — через реку — сигнал бедствия. Река широкая, поэтому голоса не слышно, не видно и мимики. Приходится обходиться жестикуляцией. Чтобы игрок использовал только жестикуляцию, ему надевают маску. Затем игроку, подающему сигнал бедствия, выдается комплект карточек с вариантами происшествий. Он вытягивает карточку и пытается изобразить, что же произошло. Его партнер по конкурсу должен понять, что ему пытаются сообщить.)
Происшествия
Человек сломал ногу.
Массовое отравление.
Требуется родовспоможение.
Пожар в лесу.
Террористы захватили заложника.
У ребенка высокая температура.
ВИКТОРИНА ДЛЯ самых отважных спасателей.
Если землетрясение застало вас дома, где в квартире можно найти наиболее безопасное место? (В подвале; под прочным столом или кроватью, в дверном проеме или в углу, образованном капитальными стенами.)
Что является безопасным естественным укрытием на улице во время урагана? (Овраг.)
Как тушить загоревшийся телевизор или компьютер? (Накрыть чем-нибудь мокрым и плотным — одеялом, ковриком, полотенцем, пальто, — чтобы пламя задохнулось и ядовитые пары дыма не отравили вас.)
Как определить прочность льда по цвету? (Самый прочный лед — синеватого или зеленоватого цвета. Он прозрачен. Непрочный лед обычно белого цвета, смерзшийся со снегом.)
Награждение нагрудными значками «Юный спасатель»