Всё о птицах
Экологическая игра - викторина для учащихся 3-4 классов
Цели:
-обобщить и закрепить знания детей о птицах; выявить лучших знатоков пернатых друзей; вызвать интерес к миру природы ; воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям в частности и к природе в целом.
Оформление:заголовок мероприятия; фотографии и рисунки птиц.
Оборудование: фотографии (рисунки) птиц; аудиозапись композиции К. Сен-Санса «Кукушка в лесу» из цикла «Карнавал животных»; фишки, грамоты и призы для награждения победителей.
Ведущий:
Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...(Птица)
Правильно, ребята, это птица. А знаете ли вы, что 1 апреля отмечается интересный праздник - Международный день птиц? Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 г в Ермолинской школе Смоленской области.
Орнитолог 1
С 1927 г. в нашей стране официально отмечается День птиц. Дети и подростки к 1 апреля мастерили скворечники и развешивали их на деревьях.Но постепенно праздник утратил своё значение и о нём забыли.
Орнитолог 2
И лишь в 1994 г., когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня ребята вновь активно участвуют в строительстве домиков для перелётных птиц, заботятся о городских пернатых, которые остаются зимовать в России.
Чтец 1
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я!
(Г. Ладонщиков)
Ведущий:
Надеюсь, что все вы согласны с автором стихотворения, ведь сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц.
(Для проведения викторины класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды, связанное с птицами.)
Ведущий: Правила игры таковы — я зачитываю вопрос, команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньшеподала звуковой сигнал. За каждый правильный ответ выдаётся жетон. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.
Раунд 1 «Вспомни наше имя»
Кто изображен на фотографии?
Ведущий показывает фотографии или рисунки птиц:
журавль, дятел, страус, глухарь, лебедь, гусь, сова, аист, орёл, пингвин.
Орнитолог 1
Но не зря День птиц совпадает с днём смеха. Многие представители этого мира пернатых смешат нас своими привычками.
Например, совы не способны двигать глазами в стороны: чтобы посмотреть направо или налево, им приходится поворачивать голову.
А альбатрос умеет одновременно лететь и спать.
Раунд 2 «Самый -самый»
Вспомните рекордсменов среди пернатых.
Самый быстрый среди птиц. (Сокол)
Самый крупный среди птиц. (Страус)
Самая маленькая птичка. (Колибри)
Единственная птица без крыльев. (Киви)
Птица с самым большим клювом. (Пеликан)
Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (Павлин)
Ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах.Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы — их заканчивать.
Раунд 3 «Пословица недаром молвится»
-Слово не воробей...(вылетит не поймаешь.)
-Лучше синица в руках...(чем журавль в небе.)
-Всякий кулик своё...(болото хвалит.)
-Старого воробья... (на мякине не проведёшь.)
-Одна ласточка...(весны не делает.)
-Глупа та птица...(которой своё гнездо не мило.)
Орнитолог 2
А теперь поговорим о кукушке. С её песней — кукованием — связано немало примет. Так, по нему юные девушки, да и не только они, раньше определяли, сколько им жить осталось: сколько раз скажет птица своё «ку-ку», на такой возраст и надо расчитывать.
А во времена Великой Отечественной войны «кукушками» называли снайперов, которые прятались в листве деревьев.
Ведущий: Птицы — источник вдохновения для музыкантов.
Сейчас мы прослушаем произведение французского композитора Камиля Сен-Санса из цикла «Карнавал животных» «Кукушка в лесу» и попробуем посчитать, сколько раз в нём кукует наша героиня. (!5 раз)
Раунд 4 «Знаешь ли ты приметы»
-Птица залетела в дом через открытое окно и вылетела. (Придёт послание.)
-Аист совьёт гнездо на трубе дома. (Хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.)
-Птица села на окно. (Примета сулит небольшие материальные траты.)
-Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет. (Это предвещает беду.)
-Птицы летят на вас. (К удаче.)
-Птицы низко летают. (К дождю.)
Орнитолог 1
Конечно, это только суеверия, и образованный человек не обратит на такие приметы никакого внимания. Но это русский фольклор, который говорит о том, что птицам придавалось важное значение в жизни человека. Хотя низко летающие птицы — к дождю — это верно подмеченное поведение пернатых, ловящих мошкару, которая перед ненастьем прижимается к земле.
Ведущий: Птицы — источник вдохновения для писателей и поэтов.
Многие писатели и поэты посвящают свои произведения нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам надо ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
Раунд 5 «Из какой мы сказки?»
-С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В.Гаршин «Лягушка-путешественница»)
-С кем путешествовал Нильс? ( С дикими гусями; С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»)
-Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»)
-Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г.Х.Андерсен « Дюймовочка»)
-В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В черную курицу; А.Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»)
-Какая птица, когда стучали в дверь, спрашивала: «Кто там?» (Галчонок; Э.Успенский « Дядя Фёдор, Пёс и кот»
Ведущий: Ребята, попробуйте представить наш мир без птиц.Без стука дятла в лесу, без пения соловья в роще, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь!
А какая катастрофа может произойти, если исчезнут все птицы на планете?
(Насекомые-вредители уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру придёт гибель.)
Будем надеяться, что такой экологической катастрофы не произойдёт.А что мы с вами можем сделать для птиц?
( Не разорять птичьи гнёзда. Весной развешивать скворечники на деревьях, зимой — кормушки.)
Александр Яшин «Покормите птиц»
Чтец 1
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Чтец 2
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Чтец 1
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Чтец 2
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Чтец 1
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущий подводит итоги викторины. Проводится награждение победителей.