СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Всё о птицах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая игра-викторина для учащихся 3-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Всё о птицах"»

Всё о птицах

Экологическая игра - викторина для учащихся 3-4 классов

Цели:
-обобщить и закрепить знания детей о птицах; выявить лучших знатоков пернатых друзей; вызвать интерес к миру природы ;  воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям в частности и к природе в целом.

Оформление:заголовок мероприятия; фотографии и рисунки птиц.
Оборудование:
фотографии (рисунки) птиц; аудиозапись композиции К. Сен-Санса «Кукушка в лесу» из цикла «Карнавал животных»; фишки, грамоты и призы для награждения победителей.

Ведущий:

Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это...(Птица)

Правильно, ребята, это птица. А знаете ли вы, что 1 апреля отмечается интересный праздник - Международный день птиц? Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 г в Ермолинской школе Смоленской области.

Орнитолог 1

С 1927 г. в нашей стране официально отмечается День птиц. Дети и подростки к 1 апреля мастерили скворечники и развешивали их на деревьях.Но постепенно праздник утратил своё значение и о нём забыли.

Орнитолог 2

И лишь в 1994 г., когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня ребята вновь активно участвуют в строительстве домиков для перелётных птиц, заботятся о городских пернатых, которые остаются зимовать в России.

Чтец 1

Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я!

(Г. Ладонщиков)

Ведущий:

Надеюсь, что все вы согласны с автором стихотворения, ведь сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц.

(Для проведения викторины класс делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды, связанное с птицами.)

Ведущий: Правила игры таковы — я зачитываю вопрос, команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньшеподала звуковой сигнал. За каждый правильный ответ выдаётся жетон. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

Раунд 1 «Вспомни наше имя»

Кто изображен на фотографии?

Ведущий показывает фотографии или рисунки птиц:

журавль, дятел, страус, глухарь, лебедь, гусь, сова, аист, орёл, пингвин.

Орнитолог 1

Но не зря День птиц совпадает с днём смеха. Многие представители этого мира пернатых смешат нас своими привычками.

Например, совы не способны двигать глазами в стороны: чтобы посмотреть направо или налево, им приходится поворачивать голову.

А альбатрос умеет одновременно лететь и спать.

Раунд 2 «Самый -самый»

Вспомните рекордсменов среди пернатых.

Самый быстрый среди птиц. (Сокол)

Самый крупный среди птиц. (Страус)

Самая маленькая птичка. (Колибри)

Единственная птица без крыльев. (Киви)

Птица с самым большим клювом. (Пеликан)

Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (Павлин)

Ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах.Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы — их заканчивать.

Раунд 3 «Пословица недаром молвится»

-Слово не воробей...(вылетит не поймаешь.)

-Лучше синица в руках...(чем журавль в небе.)

-Всякий кулик своё...(болото хвалит.)

-Старого воробья... (на мякине не проведёшь.)

-Одна ласточка...(весны не делает.)

-Глупа та птица...(которой своё гнездо не мило.)

Орнитолог 2

А теперь поговорим о кукушке. С её песней — кукованием — связано немало примет. Так, по нему юные девушки, да и не только они, раньше определяли, сколько им жить осталось: сколько раз скажет птица своё «ку-ку», на такой возраст и надо расчитывать.

А во времена Великой Отечественной войны «кукушками» называли снайперов, которые прятались в листве деревьев.

Ведущий: Птицы — источник вдохновения для музыкантов.

Сейчас мы прослушаем произведение французского композитора Камиля Сен-Санса из цикла «Карнавал животных» «Кукушка в лесу» и попробуем посчитать, сколько раз в нём кукует наша героиня. (!5 раз)

Раунд 4 «Знаешь ли ты приметы»

-Птица залетела в дом через открытое окно и вылетела. (Придёт послание.)

-Аист совьёт гнездо на трубе дома. (Хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.)

-Птица села на окно. (Примета сулит небольшие материальные траты.)

-Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет. (Это предвещает беду.)

-Птицы летят на вас. (К удаче.)

-Птицы низко летают. (К дождю.)

Орнитолог 1

Конечно, это только суеверия, и образованный человек не обратит на такие приметы никакого внимания. Но это русский фольклор, который говорит о том, что птицам придавалось важное значение в жизни человека. Хотя низко летающие птицы — к дождю — это верно подмеченное поведение пернатых, ловящих мошкару, которая перед ненастьем прижимается к земле.

Ведущий: Птицы — источник вдохновения для писателей и поэтов.

Многие писатели и поэты посвящают свои произведения нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам надо ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

Раунд 5 «Из какой мы сказки?»

-С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В.Гаршин «Лягушка-путешественница»)

-С кем путешествовал Нильс? ( С дикими гусями; С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»)

-Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»)

-Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г.Х.Андерсен « Дюймовочка»)

-В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В черную курицу; А.Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»)

-Какая птица, когда стучали в дверь, спрашивала: «Кто там?» (Галчонок; Э.Успенский « Дядя Фёдор, Пёс и кот»

Ведущий: Ребята, попробуйте представить наш мир без птиц.Без стука дятла в лесу, без пения соловья в роще, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь!

А какая катастрофа может произойти, если исчезнут все птицы на планете?

(Насекомые-вредители уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру придёт гибель.)

Будем надеяться, что такой экологической катастрофы не произойдёт.А что мы с вами можем сделать для птиц?

( Не разорять птичьи гнёзда. Весной развешивать скворечники на деревьях, зимой — кормушки.)

Александр Яшин «Покормите птиц»

Чтец 1

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Чтец 2

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Чтец 1

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Чтец 2

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Чтец 1

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Ведущий подводит итоги викторины. Проводится награждение победителей.